МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., доцент, Серегин Н.Н.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Методология научных исследований являются
знакомство магистрантов с современными методологическими принципами и подходами к научному исследованию, а также формирование у них навыков подготовки, написания, оформления и представления научных работ.
Задачи:
познакомить с содержанием и формами научного исследования;
– продемонстрировать основные методы научного познания и обеспечить возможности их практического применения в исследовательской деятельности;
объяснить особенности каждого вида научной работы и изложить этику научного труда;
внедрить конкретные методики обработки источников информации;
подготовить к научно-исследовательской работе, а также к написанию и защите квалификационных работ в виде диссертаций;
– сформировать представление об издательских особенностях современной научной продукции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы системного подхода в современных научных исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять критический анализ проблемных ситуаций рамках выбранной научной тематики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки практического использования системного подхода в рамках научной деятельности магистранта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология научного творчества
1.1. Введение. Научное исследование: содержание, формы, общая схема Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
1.2. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Междисциплинарный подход Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 2. Виды и специфика научных работ
2.1. Научные работы: виды и специфика Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
2.2. Научные работы как форма представления результатов исследований Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
2.3. Особенности и этика научного труда Лекции 1 4
2.4. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 3. Роль источников в исследованиях
3.1. Источники информации и методики их обработки Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
3.2. Источники, их роль в подготовке научных работ. Методики обработки источников Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
3.3. Возможности компьютеров в обработке и получении информации Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
3.4. Интернет и возможности компьютеров в обработке и получении информации Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 4. Процесс и процедура создания рукописей
4.1. Приемы и стиль изложения научных материалов Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.2. Приемы и стиль изложения научных материалов Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.3. Редактирование рукописей. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.4. Современные приемы редактирования. Требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.3
Раздел 5. Диссертация (магистерская, кандидатская докторская)
5.1. Диссертация как результат научной работы. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
5.2. Автореферат. Отзывы и рецензии Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
5.3. Процедура публичной защиты диссертаций Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
5.4. Подготовка к защите диссертации. Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 6. Научные форумы: участие и организация
6.1. Основные формы научных форумов, их содержание и отличия. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
6.2. Организация и проведение научных форумов. Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
6.3. Виды докладов (пленарный, секционный, стендовый). Специфика подготовки. Презентация как форма представления доклада Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 7. Исследовательские проекты
7.1. Научные конкурсы и необходимые возможности для участия в них. Фонды, программы, инициативы Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
7.2. Научные конкурсы. Фонды, программы, инициативы. Возможности участия в них Сам. работа 1 3 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
7.3. Организация и представление исследовательского проекта Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
7.4. Организация и представление исследовательского проекта Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
Раздел 8. Оформление результатов исследований
8.1. Издательская деятельность и печатная научная продукция Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
8.2. Издательская деятельность. Печатная научная продукция, особенности ее оформления Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
8.3. Ответы на контрольные вопросы Сам. работа 1 27 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Полный перечень заданий размещен в онлайн-курсе: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9478

1. Содержание и формы научного исследования.
2. Общая схема хода научного исследования
3. Методы научного познания и их использование для поиска истины. Общая характеристика.
4. Эмпирические и теоретические методы исследования.
5. Системный метод.
6. Междисциплинарный подход, его суть и реальные возможности реализации. Применение естественно-научных методов в гуманитарной сфере исследований.
7. Научные работы: виды и специфика.
8. Особенности и этика научного труда.
9. Общие рекомендации по подготовке, написанию и представлению научных работ.
10. Подготовка и публикация статьи в журнале, рекомендованным ВАКом РФ.
11. Источники информации и методики их обработки.
12. Роль и возможности компьютеров в процессе обработки источников и научной информации.
13. Базы данных. Создание и регистрация
14. Использование Интернета для сбора источников. Сотрудничество в научной сфере.
15. Работа над рукописями научных работ. Приемы и стиль изложения материалов.
16. Редактирование рукописей.
17. Современные требования ГОСТов по оформлению библиографических описаний и ссылок.
18. Диссертация как вид научной работы и квалификационное сочинение.
19. Общее и особенное магистерской, кандидатской и докторской диссертаций.
20. Автореферат. Отзывы и рецензии.
21. Подготовка диссертации к защите. Процедура публичной защиты.
22. Виды и специфика научных форумов.
23. Участие в научных форумах.
24. Организация научных форумов.
25. Подготовка и представление доклада. Презентация
26. Фонды, программы, инициативы.
27. Организация и представление исследовательского проекта. Заявка на конкурс.
28. Выполнение исследовательского проекта и презентация результатов работы.
29. Издательская деятельность.
30. Печатная научная продукция.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519К лаборатория спецпрактикумов кафедры техносферной безопасности и аналитической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы 4 шт. (на 5 посадочных мест); рабочее место преподавателя; вытяжной шкаф, раковина; доска меловая – 1 шт.; шкаф для хранения химической посуды и реактивов; спектрофотометр СФ-26; спектрофотометр СФ-46; термостат; набор химической посуды; набор реактивов; плитка электрическая.
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой научного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с содержанием, формами и общей схемой научного исследования, с видами и спецификой научных работ, с особенностями этики научного труда; обратить внимание на правильное оформление библиографического описания, создание и оформление баз данных, организацию и представление исследовательского проекта; усвоить приемы публичной дискуссии, навыки работы с компьютерными программами для обработки источников, способы изложения научных материалов, правила организации исследовательской работы в коллективе.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно и письменно в форме реферата и презентации. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Методология научных исследований», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.