МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Канакова А.Е.

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 г. № 1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Аничин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Конституционное право" является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20 способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормы конституционного, административного и служебного права в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать и применять нормы конституционного, административного и служебного права в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками использования правоприменительной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в конституционное право Российской Федерации.
1.1. Введение в конституционное право Российской Федерации. Лекции 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в конституционное право Российской Федерации. Практические 7 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в конституционное право Российской Федерации. Сам. работа 7 10 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы конституционного строя.
2.1. Основы конституционного строя. Лекции 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы конституционного строя. Практические 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.3. Основы конституционного строя. Сам. работа 7 10 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы правового статуса личности.
3.1. Основы правового статуса личности. Лекции 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.2. Основы правового статуса личности. Практические 7 8 ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.3. Основы правового статуса личности. Сам. работа 7 10 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Федеративное устройство России.
4.1. Федеративное устройство России. Лекции 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
4.2. Федеративное устройство России. Практические 7 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1
4.3. Федеративное устройство России. Сам. работа 7 10 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Избирательное право.
5.1. Избирательное право. Лекции 7 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1
5.2. Избирательное право. Практические 7 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1
5.3. Избирательное право. Сам. работа 7 10 ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
6.1. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1
6.2. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Практические 7 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1
6.3. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Сам. работа 7 16 ПК-20 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4064

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-20
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как соотносятся наименования «Российская Федерация» и «Россия»?
- Они равнозначны
- Официальное наименование страны «Российская Федерация», «Россия» - это просторечие
- В письменных официальных документах разрешено использовать только «Российская Федерация», но в устной речи официальных лиц допустимо использование наименования «Россия»
- Официальное наименование страны «Российская Федерация», наименование «Россия» было создано для простоты использования на международной арене
Ответ: Они равнозначны
Вопрос 2. Президент Российской Федерации является:
- Главой государства
- Главой исполнительной ветви власти
- Возглавляет все три ветви власти
- Главой Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Ответ: Главой государства

Вопрос 3. В Российской Федерации могут издаваться законы, которые…
… изменяют содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина
… отменяют права и свободы человека и гражданина
… умаляют права и свободы человека и гражданина
… ограничивают права и свободы человека и гражданина
Ответ: … ограничивают права и свободы человека и гражданина
Вопрос 4. Какая глава Конституции РФ 1993 года обладает большей юридической силой, чем остальные?
- Основы конституционного строя
- Права и свободы человека и гражданина
- Президент Российской Федерации
- Все главы Конституции РФ 1993 года имеют одинаковую юридическую силу
Ответ: Основы конституционного строя

Вопрос 5. Законодательную ветвь власти на уровне Алтайского края реализует:
- Алтайское краевое Законодательное Собрание
- Правительство Алтайского края
- Администрация Алтайского края
- Губернатор Алтайского края
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 6. Какой нормативный акт является Основным законом Алтайского края?
- Конституция Алтайского края
- Устав Алтайского края
- Хартия Алтайского края
- Декларация Алтайского края
Ответ: Устав Алтайского края

Вопрос 7. Российская Федерация – это:
- авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления
- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
- конфедеративное правовое государство с демократической формой правления
- правовое, социальное, светское, унитарное государство с республиканской формой правления
Ответ: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Вопрос 8. Выберите правильный порядок расположения актов по юридической силе в порядке убывания.
- Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
- Постановления Правительства РФ; указы Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания
- Постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ
- Нормативные акты палат Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ
Ответ: Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания

Вопрос 9. Что относится к экономическим основам конституционного строя?
- Федерализация экономического пространства
- Свобода конкуренции
- Свобода экономической деятельности
- Запрет эмиссии денежных средств
Ответ: Свобода экономической деятельности

Вопрос 10. Форма правления в России:
- авторитарная демократия
- республика
- монархия
- централизованная федерация
Ответ: республика
Вопрос 11. Высший орган исполнительной власти в РФ – это:
- Президент РФ
- Совет Федерации РФ
- Правительство РФ
- Государственная дума РФ
Ответ: Правительство РФ

Вопрос 12. Источником власти в РФ является:
- Конституция РФ
- Всенародный референдум
- многонациональный народ РФ
- Президент РФ
Ответ: многонациональный народ РФ

Вопрос 13. В Конституции РФ признается суверенитет:
- многонационального народа РФ
- субъектов РФ
- республик в составе РФ
- наций
Ответ: многонационального народа РФ

Вопрос 14. Расположите источники конституционного права в порядке убывания юридической силы.
- федеральные конституционные законы, Конституция, Указы президента, федеральные законы, акты правительства
- Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, акта правительства
- Конституция, указы Президента, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства
- указы Президента, Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты правительства
Ответ: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, акта правительства

Вопрос 15. Конституция — это:
- это юридический документ, который содержит все законы страны
- это основной закон государства, выражающий волю многонационального народа
- это свод федеральных законов государства
- это свод основных норм и принципов деятельности государства
Ответ: это основной закон государства, выражающий волю многонационального народа
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите полную дату принятия Конструкции РФ 1993 г.?
Ответ: 12 декабря 1993 года

Вопрос 2. Каким конституционным принципом необходимо руководствоваться в случае противоречия интересов государства и человека?
Ответ: Приоритет прав и свобод человека

Вопрос 3. Каким актом необходимо руководствоваться в случае противоречия Конституции РФ и международного договора в его истолковании?
Ответ: Конституцией РФ

Вопрос 4. Какое правило, согласно ст. 15 Конституции РФ, должно осуществить лицо в отношении неопубликованного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина?
Ответ: Не применять данный акт

Вопрос 5. На основе какого принципа, согласно Конституции РФ, осуществляется государственная власть в России?
Ответ: Разделения на исполнительную, законодательную и судебную власть
Вопрос 6. В каких территориальных масштабах Конституция Российской Федерации обладает верховенством?
Ответ: Конституция Российской Федерации обладает верховенством на всей территории Российской Федерации
Вопрос 7. Как называется принцип разработки нормативных правовых актов, согласно которому нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, её законам и иным актам более высокой юридической силы?
Ответ: Законности
Вопрос 8. Кто по общему правилу назначает выборы Президента РФ?
Ответ: Совет Федерации

Вопрос 9. Каким способом могут быть приняты уставы субъектов в составе Российской Федерации?
Ответ: Законодательным (представительным) органом государственной власти

Вопрос 10. В какой срок по общему правилу письменное обращение гражданина?
Ответ: 30 дней

Вопрос 11. Как законодательно в Российской Федерации регулируется вопрос об эвтаназии?
Ответ: Эвтаназия запрещена

Вопрос 12. По каким вопросам, согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ, принимаются Федеральные конституционные законы?
Ответ: Предусмотренным Конституцией Российской Федерации

Вопрос 13. Какие виды законов принимаются по предметам ведения Российской Федерации?
Ответ: Федеральные конституционные законы и федеральные законы

Вопрос 14. Какие акты принимает Президент Российской Федерации?
Ответ: Указы, распоряжения

Вопрос 15. С какого возраста гражданину становится доступно пассивное избирательное право на выборах депутатов Государственной Думы?
Ответ: 21 года

Вопрос 16. В какой срок гражданин РФ обязан подать заявление о регистрации при изменении места жительства?
Ответ: 7 дней

Вопрос 17. В какие главы Конституции Российской Федерации может вносить изменения Федеральное Собрание РФ?
Ответ: В главы с 3 по 8

Вопрос 18. При внесении изменений в какие главы Конституции РФ реализуется процедура Пересмотра Конституции РФ?
Ответ: 1, 2, 9

Вопрос 19. Определите, к какому элементу правового акта относятся такие положения как заголовок, дата принятия и номер акта.
- Реквизиты
- Преамбула
- Приложение
- Общие положения
Ответ: Реквизиты

Вопрос 20. Кто имеет право исполнять обязанности Президента РФ вместо самого Президента РФ?
Ответ: Председатель Правительства РФ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
По каким критериям можно разграничить представленные ниже категории?
Конституционное право как отрасль права
Конституционное право как наука
Конституционное право как учебная дисциплина
Вопрос 2.
Считаете ли вы решения Конституционного Суда РФ источниками конституционного права Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 3.
Как известно, многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер правового воздействия. Как вы считаете, в чем заключается причина такого подхода к наполнению конституционного права? Зачем в рамках конституционного права были введены такие нормы? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 4.
Объясните, почему, несмотря на часть ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, на первое месте в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе ставится Конституция РФ, а не международные нормы, принципы и международные договоры.
Вопрос 5.
Каковы были причины принятия Конституции РФ 1993 г.? Почему нельзя было внести соответствующие изменения в Конституцию РСФСР 1978 г.? Аргументируйте свой ответ. Причины можно объединить в группы: политические, правовые, социальные и т.д.
Вопрос 6.
Почему особый порядок изменения предусмотрен только для глав 1, 2 и 9 Конституции РФ? Считаете ли вы, что на данные главы нужно распространить тот же порядок изменения, который предусмотрен для глав с 3 по 8 Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 7.
Почему до сих пор не принят федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании? Выскажите свое аргументированное мнение.
Вопрос 8.
Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся Указом Президента РФ, когда конституционный текст не предоставляет Президенту РФ такого полномочия? Почему изменения в ст. 65 Конституции РФ не вносятся в том же порядке, который предусмотрен для изменения глав с 3 по 8 Конституции РФ?
Вопрос 9.
Какой правовой смысл закладывается в категорию «высшая ценность», закрепленную в ст. 2 Конституции РФ? Продемонстрируйте данный смысл на конкретном примере.
Вопрос 10.
Как вы считаете, не нарушает ли систему сдержек и противовесов превалирующая роль Президента РФ? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 11. Какой тип экономического устройства фактически существует в России? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 12.
Объясните, чем право на личную неприкосновенность отличается от права на неприкосновенность частной жизни?
Вопрос 13.
Как на пассивное и активное избирательное право гражданина РФ влияют следующие факты:
- Наличие двойного или множественного гражданства;
- Постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Вопрос 14.
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.
Вопрос 15.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В каких формах индивид может исполнить эту обязанность? Если он самостоятельно покрасит один из памятников, который нуждается в реставрации, то можно ли это считать исполнением данной обязанности? Аргументируйте свои ответы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Согласно ст. 136 Конституции РФ, изменения вносятся в главы с 3 по 8 Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако оформляются данные изменения Законом РФ о поправке к Конституции РФ. Объясните, почему Конституционный Суд РФ предпочел обозначить новый, не предусмотренный Конституцией РФ вид акта (закон РФ о поправке), а не указал на возможность внесения изменений посредством принятия федерального конституционного закона.
Вопрос 2.
Приведите три примера конституционно-правовых норм (из Конституции РФ 1993 г.), содержащих в своей структуре гипотезу и диспозицию, при этом четко выделяя, что конкретно является гипотезой, а что – диспозицией.
Вопрос 3.
Приведите три примера конституционно-правовых отношений, четко выделяя в них субъекты, объект и содержание.
Вопрос 4.
Выберите конституционно-правовые отношения и на их примере продемонстрируйте, какие юридические факты их породили, изменили и прекратили.
Вопрос 5.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности.
Вопрос 6.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос 7.
Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.
Вопрос 8.
Приведите пример того, в каких случаях право на неприкосновенность жилища может быть ограничено посредством судебного решения.
Вопрос 9.
Обучающийся в юридическом институте Алтайского государственного университета гражданин Китая Хуан Хан пришел на экзамен по дисциплине «Конституционное право» и заявил, что желает воспользоваться возможностью, предоставленной ему ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Ссылаясь на данную статью и подчеркивая то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, Хуан Хан высказал желание использовать родной язык в процессе обучения, то есть сдавать экзамен на китайском языке. Дайте правовую оценку данной ситуации.
Вопрос 10.
Придумайте ситуацию, в которой продемонстрируете проявление недобросовестной конкуренции, объяснив в чем именно проявляется недобросовестность.
Вопрос 11.
Приведите пример использования в рамках иной не запрещенной законом экономической деятельности:
- имущества;
- своих способностей.
Вопрос 15.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, только граждане РФ и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Означает ли это, что иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеет права купить частный дом на территории Российской Федерации? Либо данный человек сможет оформить право собственности на дом, но не сможет оформить право собственности на землю? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 16.
Гражданин РФ был отправлен в годичную рабочую командировку за границу. В течение этого года должны проводиться выборы Президента РФ. Каким образом данный гражданин может проголосовать за кандидата в Президенты РФ?
Вопрос 17.
Объясните на примере, как работает правило «закон обратной силы не имеет», закрепленное в ст. 57 Конституции РФ? Пример можно придумать.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: Конституционное право Российской Федерации Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : Конституционное право России Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.