МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
канд.искусствоведения, Доцент, Шелюгина О.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной, педагогической и цифровой этики.

Задачами курса являются:
-закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры;
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности;
-формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы;
-погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения
ПК-2.1 Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений, типовые решения, используемые при их разработке
ПК-2.2 Умеет использовать типовые решения и шаблоны, применять методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений
ПК-2.3 Владеет навыком построения архитектуры информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений, используемые при их разработке
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Знакомство с программой курса, требованиями, обзор источников и литературы. Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные этапы формирования этических представлений Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях Практические 7 4 ПК-2.1 Л1.3
1.5. Этические ценности. Эссе. Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2
1.6. Этические ценности в афоризмах Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2
1.7. Тест по результатам освоения первого раздела курса Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации
2.1. Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.2. "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2
2.3. Этикет общения в университете Практические 7 2 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Практические 7 4 ПК-2.1 Л1.2, Л1.4
2.5. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения
3.1. Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Специфика коммуникации в цифровой среде Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.3, Л1.2
3.3. Этические принципы делового общения Практические 7 4 ПК-2.1 Л1.3
3.4. Цифровой этикет делового общения Лекции 7 1 ПК-2.1 Л1.3, Л1.2
3.5. Этикет деловой переписки Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л1.2
3.6. Цифровой этикет неформального общения Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.3, Л1.2
3.7. Этикет неформального общения Практические 7 4 ПК-2.1 Л1.2
3.8. Цифровая репутация Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
3.9. Цифровая репутация: эссе Сам. работа 7 6 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
3.10. Цифровая репутация компании: подготовка доклада Сам. работа 7 8 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
3.11. Цифровая репутация компании Практические 7 4 ПК-2.1 Л1.2
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере
4.1. Профессиональная этика дизайнера Лекции 7 1 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Профессиональная этика дизайнера Сам. работа 7 12 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Профессиональная этика дизайнера Практические 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Итоговый тест по курсу Сам. работа 7 4 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6651

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Этика как наука сформировалась в эпоху:
a. Палеолита
b. Неолита
c. Западноевропейского Возрождения
d. Древней Греции
Ответ: D – Древней Греции

2. Отцом этики как науки принято считать:
a. Аристотеля
b. Платона
c. Цицерона
d. Гегеля
Ответ: А - Аристотеля

3. Категория этики, по своему содержанию противоположная добру, выражающая представление о безнравственном и заслуживающем осуждения, - это:
a. Справедливость
b. Благо
c. Зло
d. Достоинство
Ответ: С - Зло

4. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это:
a. Счастье
b. Репутация
c. Совесть
d. Достоинство
Ответ: С - Совесть

5. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это
a. Искренность
b. Тактичность
c. Экстравагантность
d. Экзальтированность
Ответ: В - тактичность

6. Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет индивид, - это:
a. Консерватизм
b. Нонконформизм
c. Толерантность
d. Своеволие
Ответ: С - Толерантность

7. Предметом этики как науки является:
a. Мораль и нравственность
b. Физическое здоровье человека
c. Вопросы государства и права
d. Общественные и политические институты
Ответ: А – Мораль и нравственность

8. Этика является разделом:
a. Социологии
b. Философии
c. Культурологии
d. Астрономии
Ответ: В - Философии

9. Порядок и формы обхождения, регулируемые при дворах монархов, регулирует:
a. Дипломатический этикет
b. Придворный этикет
c. Воинский этикет
d. Общегражданский этикет
Ответ: В – Придворный этикет

10. Профессиональная этика направлена:
a. На регулирование производственных отношений
b. На обеспечение финансового благополучия людей
c. На администрирование производственных процессов
d. На обеспечение нормативно-правовой основы трудовой деятельности
Ответ A – на регулирование производственных отношений

11. В основе профессиональной этики:
a. Личные предпочтения отдельно каждого идивида
b. Общенравственные принципы
c. Запреты и наказания
d. Полная свобода и отсутствие каких-либо ограничений
Ответ: В – общенравственные принципы

12. Официальным каналом деловой переписки признана:
a. Электронная почта
b. Социальные сети
c. Мессенджеры
d. Все перечисленные
Ответ: А – электронная почта

13. Требования к внешнему виду – это:
a. Промо-код
b. Дресс-код
c. Штрих-код
d. Тайм-код
Ответ: B – Дресс-код

14. Основу цифрового этикета составляет:
a. Придворный этикет
b. Светский этикет
c. Дипломатический этикет
d. Воинский этикет
Ответ: B – Светский этикет

15. Ключевыми принципами цифрового этикета являются:
a. Соблюдение личных границ
b. Экономия ресурсов
c. Уважительное общение
d. Всё перечисленное
Ответ: D – всё перечисленное

16. Образ человека или компании, складывающийся в цифровом пространстве – это:
a. Цифровая репутация
b. Цифровая этика
c. Цифровая трансформация
d. Цифровая грамотность
Ответ: А – цифровая репутация

17. Цифровая репутация складывается на основе информации, представленной:
a. В социальных сетях
b. На официальных страницах по месту работы
c. На страницах поисковой выдачи
d. Суммарно по всем перечисленным выше источникам
Ответ: D - Суммарно по всем перечисленным выше источникам

18. Для пересылки рабочих документов между сотрудниками рекомендуется использовать:
a. WhatsApp
b. Соц сети
c. Личная почта
d. Корпоративная почта
Ответ: D – Корпоративная почта


ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность – это __________
Ответ: этика

2. Этика как наука является разделом более крупной гуманитарной науки, а именно __________
Ответ: философии

3. Предметом этики как науки являются_________________
Ответ: мораль и нравственность

4. Что такое деловой этикет?
Ответ: свод правил поведения в деловых служебных отношениях

5. Что такое придворный этикет?
Ответ: порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов

6. Что такое дипломатический этикет?
Ответ: правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров

7. Что такое воинский этикет?
Ответ: свод общепринятых в армии правил и норм поведения

8. Чувство готовности оказать бескорыстную помощь и прощение, а также сама эта помощь и прощение составляют суть одной из главных этических ценностей, являющейся также христианской добродетелью. Это ____________
Ответ: милосердие

9. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это ________________
Ответ: совесть

10. Сдержанность в самооценке, отсутствие бравирования своими достижениями и служебным положением, уважение вкусов и интересов других людей – это ________________
Ответ: скромность

11. Представление о равенстве между людьми, о необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло – это _________________
Ответ: справедливость

12. Назовите этическую ценность, антиподами которой являются предательство, измена, порочность
Ответ: верность

13. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это _______________
Ответ: тактичность

14. Подберите наиболее близкий синоним к термину «толерантность», поясняющий суть этого понятия
Ответ: терпимость


15. Назовите два любых принципа этикета
Ответ: принцип гуманизма и человечности, принцип красоты и эстетической привлекательности поведения, принцип соблюдения народных обычаев и традиций, принцип целесообразности действий (любые два из списка)

16. Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а по средствам его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в итоге к обществу в целом – это ____________________
Ответ: профессиональная этика


17. Требования к внешнему виду, к одежде – это _____________
Ответ: дресс-код


18. Правила поведения, принятые в том или ином общества и адаптированные для использования в цифровой среде – это _____________
Ответ: цифровая этика

19. Правила цифрового этикета впервые были сформулированы в книге Верджинии Ши. Название книги ______________
Ответ: Нетикет

20. Образ, который складывается о человеке или компании в цифровом пространстве – это ________________
Ответ: цифровая репутация

21. Для пересылки служебных документов между сотрудников предпочтительно использовать _____________
Ответ: корпоративную почту

22. Умение поставить себя на место пользователя, сочувствие и понимание – это _________________
Ответ: эмпатия

23. Равные условия совместной доступности людей к зданиям, культурным и образовательным программам, цифровым продуктам и проч. – это _________
Ответ: инклюзивность

24. Запрещенные приёмы, используемые в цифровом пространстве, нацеленные на то, чтобы склонить пользователя к совершению действий, которые они не планировали совершать – это ____________
Ответ: темные паттерны


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
Л1.4 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. Деловая этика: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях;
- выполнение практических заданий по проблематике курса.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.