Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна
1.1. | Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной, педагогической и цифровой этики. Задачами курса являются: -закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности; -приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры; -воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности; -формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы; -погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения |
ПК-2.1 | Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений, типовые решения, используемые при их разработке |
ПК-2.2 | Умеет использовать типовые решения и шаблоны, применять методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений |
ПК-2.3 | Владеет навыком построения архитектуры информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1. Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений, используемые при их разработке |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Знакомство с программой курса, требованиями, обзор источников и литературы. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные этапы формирования этических представлений | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л1.3 |
1.5. | Этические ценности. Эссе. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2 |
1.6. | Этические ценности в афоризмах | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2 |
1.7. | Тест по результатам освоения первого раздела курса | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2 |
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации | ||||||
2.1. | Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
2.2. | "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2 |
2.3. | Этикет общения в университете | Практические | 7 | 2 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.4. | Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л1.2, Л1.4 |
2.5. | Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2, Л1.4 |
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения | ||||||
3.1. | Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Специфика коммуникации в цифровой среде | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Этические принципы делового общения | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л1.3 |
3.4. | Цифровой этикет делового общения | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л1.3, Л1.2 |
3.5. | Этикет деловой переписки | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л1.2 |
3.6. | Цифровой этикет неформального общения | Лекции | 7 | 2 | ПК-2.1 | Л1.3, Л1.2 |
3.7. | Этикет неформального общения | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л1.2 |
3.8. | Цифровая репутация | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Цифровая репутация: эссе | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Цифровая репутация компании: подготовка доклада | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Цифровая репутация компании | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л1.2 |
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере | ||||||
4.1. | Профессиональная этика дизайнера | Лекции | 7 | 1 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Профессиональная этика дизайнера | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Профессиональная этика дизайнера | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Итоговый тест по курсу | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-2.1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6651 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Этика как наука сформировалась в эпоху: a. Палеолита b. Неолита c. Западноевропейского Возрождения d. Древней Греции Ответ: D – Древней Греции 2. Отцом этики как науки принято считать: a. Аристотеля b. Платона c. Цицерона d. Гегеля Ответ: А - Аристотеля 3. Категория этики, по своему содержанию противоположная добру, выражающая представление о безнравственном и заслуживающем осуждения, - это: a. Справедливость b. Благо c. Зло d. Достоинство Ответ: С - Зло 4. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это: a. Счастье b. Репутация c. Совесть d. Достоинство Ответ: С - Совесть 5. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это a. Искренность b. Тактичность c. Экстравагантность d. Экзальтированность Ответ: В - тактичность 6. Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет индивид, - это: a. Консерватизм b. Нонконформизм c. Толерантность d. Своеволие Ответ: С - Толерантность 7. Предметом этики как науки является: a. Мораль и нравственность b. Физическое здоровье человека c. Вопросы государства и права d. Общественные и политические институты Ответ: А – Мораль и нравственность 8. Этика является разделом: a. Социологии b. Философии c. Культурологии d. Астрономии Ответ: В - Философии 9. Порядок и формы обхождения, регулируемые при дворах монархов, регулирует: a. Дипломатический этикет b. Придворный этикет c. Воинский этикет d. Общегражданский этикет Ответ: В – Придворный этикет 10. Профессиональная этика направлена: a. На регулирование производственных отношений b. На обеспечение финансового благополучия людей c. На администрирование производственных процессов d. На обеспечение нормативно-правовой основы трудовой деятельности Ответ A – на регулирование производственных отношений 11. В основе профессиональной этики: a. Личные предпочтения отдельно каждого идивида b. Общенравственные принципы c. Запреты и наказания d. Полная свобода и отсутствие каких-либо ограничений Ответ: В – общенравственные принципы 12. Официальным каналом деловой переписки признана: a. Электронная почта b. Социальные сети c. Мессенджеры d. Все перечисленные Ответ: А – электронная почта 13. Требования к внешнему виду – это: a. Промо-код b. Дресс-код c. Штрих-код d. Тайм-код Ответ: B – Дресс-код 14. Основу цифрового этикета составляет: a. Придворный этикет b. Светский этикет c. Дипломатический этикет d. Воинский этикет Ответ: B – Светский этикет 15. Ключевыми принципами цифрового этикета являются: a. Соблюдение личных границ b. Экономия ресурсов c. Уважительное общение d. Всё перечисленное Ответ: D – всё перечисленное 16. Образ человека или компании, складывающийся в цифровом пространстве – это: a. Цифровая репутация b. Цифровая этика c. Цифровая трансформация d. Цифровая грамотность Ответ: А – цифровая репутация 17. Цифровая репутация складывается на основе информации, представленной: a. В социальных сетях b. На официальных страницах по месту работы c. На страницах поисковой выдачи d. Суммарно по всем перечисленным выше источникам Ответ: D - Суммарно по всем перечисленным выше источникам 18. Для пересылки рабочих документов между сотрудниками рекомендуется использовать: a. WhatsApp b. Соц сети c. Личная почта d. Корпоративная почта Ответ: D – Корпоративная почта ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность – это __________ Ответ: этика 2. Этика как наука является разделом более крупной гуманитарной науки, а именно __________ Ответ: философии 3. Предметом этики как науки являются_________________ Ответ: мораль и нравственность 4. Что такое деловой этикет? Ответ: свод правил поведения в деловых служебных отношениях 5. Что такое придворный этикет? Ответ: порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов 6. Что такое дипломатический этикет? Ответ: правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров 7. Что такое воинский этикет? Ответ: свод общепринятых в армии правил и норм поведения 8. Чувство готовности оказать бескорыстную помощь и прощение, а также сама эта помощь и прощение составляют суть одной из главных этических ценностей, являющейся также христианской добродетелью. Это ____________ Ответ: милосердие 9. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это ________________ Ответ: совесть 10. Сдержанность в самооценке, отсутствие бравирования своими достижениями и служебным положением, уважение вкусов и интересов других людей – это ________________ Ответ: скромность 11. Представление о равенстве между людьми, о необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло – это _________________ Ответ: справедливость 12. Назовите этическую ценность, антиподами которой являются предательство, измена, порочность Ответ: верность 13. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это _______________ Ответ: тактичность 14. Подберите наиболее близкий синоним к термину «толерантность», поясняющий суть этого понятия Ответ: терпимость 15. Назовите два любых принципа этикета Ответ: принцип гуманизма и человечности, принцип красоты и эстетической привлекательности поведения, принцип соблюдения народных обычаев и традиций, принцип целесообразности действий (любые два из списка) 16. Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а по средствам его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в итоге к обществу в целом – это ____________________ Ответ: профессиональная этика 17. Требования к внешнему виду, к одежде – это _____________ Ответ: дресс-код 18. Правила поведения, принятые в том или ином общества и адаптированные для использования в цифровой среде – это _____________ Ответ: цифровая этика 19. Правила цифрового этикета впервые были сформулированы в книге Верджинии Ши. Название книги ______________ Ответ: Нетикет 20. Образ, который складывается о человеке или компании в цифровом пространстве – это ________________ Ответ: цифровая репутация 21. Для пересылки служебных документов между сотрудников предпочтительно использовать _____________ Ответ: корпоративную почту 22. Умение поставить себя на место пользователя, сочувствие и понимание – это _________________ Ответ: эмпатия 23. Равные условия совместной доступности людей к зданиям, культурным и образовательным программам, цифровым продуктам и проч. – это _________ Ответ: инклюзивность 24. Запрещенные приёмы, используемые в цифровом пространстве, нацеленные на то, чтобы склонить пользователя к совершению действий, которые они не планировали совершать – это ____________ Ответ: темные паттерны КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лавриненко В.Н. | Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гонтарь, О. П. | Профессиональная этика: Учебное пособие | Красноярск : СФУ, 2019 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Чекушкина, Е. Н. | Профессиональная этика: учебно-методическое пособие | Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Кафтан В. В., Чернышова Л. И. | Деловая этика: Учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов И.Н. | Современный этикет: учебное пособие | Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Этикет в современном мире | www.etiquette.ru | ||
Э4 | Правила этикета в Европе | www.womakineurope.com | ||
Э5 | Определение этикета | www.glossary.ru | ||
Э6 | Невербальное общение | www.nonverbal.freest.org | ||
Э7 | Деловой этикет | www.ippnou.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle "Профессиональная этика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях; - выполнение практических заданий по проблематике курса. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |