Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целями учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы» являются формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, ознакомление с принципами и методами функционирования мировых информационных ресурсов, а также с возможностями их использования в различных областях экономики и бизнеса. Задачами изучения дисциплины являются: • познакомить студентов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов; • рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов на основе глобальной сети Internet; • познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования; • дать представление об особенностях информационного бизнеса, сегментах и участниках информационного рынка, особенностях формирования цен на информацию и информационные услуги; • познакомить с правилами и особенностями поиска информации в профессиональных БД и Internet; рассмотреть возможности применения ресурсов Internet в бизнесе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о перспективах развития мировых информационных ресурсов; - основных принципах работы современных информационных технологий в сетях различного уровня; - о принципах организации различных сервисов сети Internet. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать в корпоративных информационных системах и глобальных компьютерных сетях; - использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией; - решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владения методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации с использованием сервисов сети Internet. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные положения государственной политики информатизации общества. | ||||||
1.1. | Основные направления формирования информационного пространства. Проблемы и перспективы государственной информационной политики в России. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Структура российского информационного законодательства. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Экономическая эффективность информатизации общества. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Классификация информационных ресурсов, продуктов и услуг. | ||||||
2.1. | Информационные ресурсы. Классы информационных ресурсов. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Информационные продукты и услуги. Информационные технологии. | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Информация как объект производственной и коммерческой деятельности: информация и собственность; экономическая роль информационного ресурса. | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Инфраструктура информационного бизнеса. | ||||||
3.1. | Структурно-функциональная модель инфобизнеса: хозяйственная среда; рынки; функции. Рынок информационных и телекоммуникационных технологий. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Информационные тенденции на рынке ИКТ. Макросектора информационного рынка. Критерии оценки эффективности информационного бизнеса. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Экономические и правовые проблемы информационного бизнеса. Основные направления совершенствования инфобизнеса. Электронная коммерция. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Мировые информационные сети. | ||||||
4.1. | Характеристика мировых информационных сетей. Интернет в современной экономи-ке. Структура информации в Сети. Правила поиска. Программное обеспечение навигации в Сети. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Цифровизация информации. Объекты и субъекты стандартизации. Информационные модели. Тезаурусы. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Документы и их собрания. Нормативная база стандартизации и унификации информацион-ных ресурсов. | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Зачет | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Мировые информационные ресурсы(2019).doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С.В. Шаповалова | Мировые информационные ресурсы для экономистов : учеб. -практ. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | |
Л1.2 | А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов | Мировые информационные ресурсы: учебное пособие | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Блюмин, А.М. | Мировые информационные ресурсы : учебное пособие | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 | biblioclub.ru |
Л2.2 | М.В. Антоненко, А.П. Томашевский, Р.Г. Прокди. | Антоненко, М.В. Интернет. Полное руководство [Электронный ресурс] : руководство : руководство | Санкт-Петербург : Наука и Техника , 2013 | https://e.lanbook.com/book/51542 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронное учебное пособие "Мировые информационные ресурсы" на сайте АлтГУ в разделе "библиотека" | |||
Э2 | http://gks.ru – сервер Росстата | |||
Э3 | http://htmlbook.ru/ – электронный учебник по html «Для тех, кто делает сайты» | |||
Э4 | http://nic.ru – центр регистрации доменов РФ | |||
Э5 | http://cctld.ru – координационный центр поддержки доменов RU и РФ | |||
Э6 | http://bookhtml.ru – электронный учебник по html | |||
Э7 | http://www.citforum.ru — центр информационных технологий МГУ | |||
Э8 | http://www.informika.ru –– сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. | |||
Э9 | http://b2b.infos.ru/ – новости электронной коммерции | |||
Э10 | http://www.business2business.ru – межкорпоративный бизнес в Интернет | |||
Э11 | http://www.i-commerce.ru/ – индивидуальная электронная коммерция | |||
Э12 | http://www.cyberplat.ru/ – система Cyberplat | |||
Э13 | http://www.i-b.ru/ – каталог Электронный бизнес | |||
Э14 | Курс в Moodle "Мировые информационные ресурсы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Open Office, http://www.openoffice.org/license.html.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 204 (филиал в г. Бийске) | кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |