МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и нормирование труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Н.П. Подольная

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация и нормирование труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Предоставить обучающимся необходимый объем знаний о теоретических положениях учебной дисциплины и привить необходимые практические навыки по нормированию труда в организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основах современной теории и методологии регламентации и нормирования труда;
- принципы нормирования труда;
- трудовые процессы и их классификации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- реализовать задачи и функции нормирования труда;
- примененять методы изучения затрат рабочего времени в организации;
- рассчитать норму труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения методами изучения, анализа и оптимизации трудовых процессов, затрат рабочего времени, состояния нормирования труда в организации;
- владения понятиями производственного процесса и его видов;
- владения анализом проектирования трудовых процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация и нормирование трудовых отношений
1.1. Сущность и основные задачи регламентации и нормирования труда в современных условиях Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие, виды и особенности производственных процессов Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Классификации затрат рабочего времени Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Методы изучения затрат рабочего времени Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Нормативы и регламенты по труду Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Нормы труда и их классификация Сам. работа 3 22 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Методы нормирования труда и их развитие Сам. работа 3 24 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Управление нормированием труда в современных условиях Сам. работа 3 24 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Особенности нормирования труда в условиях различных типов производства Сам. работа 3 24 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Зачет 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Объективная необходимость регламентации и нормирования труда.
2. Сущность и содержание регламентации и нормирования труда.
3. Функции нормирования труда.
4. Предмет и задачи курса нормирования труда. Его связь с другими дисциплинами.
5. Принципы нормирования труда.
6. Состояние и направления развития нормирования труда в условиях рыночной экономики.
7. Понятие производственного процесса и его виды.
8. Технологические процессы и их классификация.
9. Трудовые процессы и их классификация.
10. Производственная операция и ее структура.
11. Анализ и факторы продолжительности трудовой операции.
12. Необходимость изучения затрат рабочего времени.
13. Классификация затрат рабочего времени исполнителя.
14. Классификация затрат рабочего времени использования оборудования.
15. Классификация времени производственного процесса.
16. Цели и задачи исследования затрат рабочего времени.
17. Сущность метода непосредственных замеров, его преимущества и недостат-ки.
18. Виды методов непосредственных замеров.
19. Метод моментных наблюдений: преимущества и недостатки.
20. Классификация методов в зависимости от цели исследования.
21. Классификация методов изучения затрат рабочего времени в зависимости от числа наблюдаемых объектов.
22. Виды методов в зависимости от способа ведения наблюдения.
23. Этапы наблюдения: последовательность и сущность.
24. Особенности проведения хронометража
25. Особенности и виды фотографии рабочего времени.
26. ФРВ методом моментных наблюдений: понятие, назначение.
27. Понятие, назначение регламентов и нормативов по труду.
28. Виды регламентов и нормативов по труду.
29. Дифференцированные и укрупненные нормативы по труду.
30. Порядок разработки нормативов по труду
31. Особенности внедрения нормативов по труду на предприятии.
32. Нормы затрат труда.
33. Нормы результатов труда.
34. Нормы рабочих зон труда.
35. Нормы времени и ее состав.
36. Норма подготовительно-заключительного времени.
37. Норма оперативного времени.
38. Норма времени обслуживания рабочего места.
39. Норма времени на отдых и личные надобности.
40. Формулы определения нормы времени по типам производства.
41. Норма выработки (индивидуальная и коллективная).
42. Нормированное задание и норма производительности оборудования.
43. Норма обслуживания.
44. Норма численности.
45. Норма управляемости.
46. Прочие классификация норм труда (по обоснованности, по построению и степени укрупнения, по охвату работы и территориальному распространению, по способу построения, по периоду действия).
47. Понятие и группы методов нормирования труда, их назначение.
48. Сущность и виды аналитических методов нормирования труда.
49. Сущность и виды суммарных методов нормирования труда.
50. Основные требования к методам нормирования труда.
51. Сущность и отличительные особенности зарубежного метода микроэлементного нормирования труда (МТМ), его преимущества и недостатки.
52. Развитие отечественных аналитических методов нормирования труда.
53. Отличительные особенности отечественной БСМ.
54. Отечественные суммарные методы нормирования труда.
55. Управление нормированием труда: необходимость, сущность, системность.
56. Анализ состояния нормирования труда на предприятии.
57. Анализ уровня охвата нормированием труда.
58. Анализ состава и структуры норм труда на предприятии.
59. Анализ перевыполнения норм труда.
60. Анализ прогрессивности норм труда.
61. Нормирование труда на ручных работах.
62. Особенности нормирования труда на машинно-ручных работах.
63. Определение нормы машинного времени на механизированных работах.
64. Особенности нормирования труда на механизированных работах.
65. Нормирование труда в условиях автоматизированных процессов. Виды норм.
66. Нормирование труда в условиях аппаратурных процессов. Виды норм.
67. Особенности нормирования труда при освоении производства.
68. Особенности нормирования труда при многостаночном обслуживании.
69. Нормирование труда при коллективной организации труда.
70. Основные регламенты по труду.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и необходимость регламентации и нормирования труда в современных условиях.
2. Сущность регламентации и нормирования труда, понятие нормы труда
3. Цель, задачи, содержание регламентации и нормирования труда.
4. Понятие и виды производственных, технологических и трудовых процессов.
5. Понятие и структура производственной, технологической и трудовой операции.
6. Применение методов изучения затрат рабочего времени в организации.
7. Оптимизация структуры затрат рабочего времени в организации.
8. Совершенствование нормативных материалов по труду организации.
9. Проектирование, научное обоснование и методы установления норм затрат труда.
10. Норма времени и обоснование ее структурных элементов.
11. Организация на предприятии пересмотра норм труда
12. Управление нормированием труда в организации: анализ, планирование, определение экономической и социальной эффективности, контроль.
13. Современные проблемы нормирования труда (отрасль, организация).
14. Государственное регулирование нормирования труда.
15. Особенности нормирования труда служащих.
16. Компьютеризация нормирования труда в организации.
17. Управление рабочим временем на основе его изучения.
18. Нормирование труда на ручных работах.
19. Особенности нормирования труда на машинно-ручных работах.
20. Определение нормы машинного времени на механизированных работах.
21. Нормирование труда при коллективной организации труда.
22. История развития нормирования труда в России.
23. Сущность и отличительные особенности зарубежного метода микроэлементного нормирования труда (МТМ), его преимущества и недостатки.
24. Развитие отечественных аналитических методов нормирования труда.
25. Отличительные особенности отечественной БСМ.
26. Отечественные суммарные методы нормирования труда.
27. Основные трудовые регламенты в современной организации.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Симонова Экономика труда: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Одегов, Ю. Г. Экономика труда: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1D4F1554-9D2D-49BC-A50A-9C4AE0184D22
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. И. Бухалков Организация и нормирование труда: учебник М.: ИНФРА-М, 2010
Л2.2 Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г. ЭКОНОМИКА ТРУДА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик";
Э8 http://www.chelt.ru/. – электронная версия журнала "Человек и труд";
Э9 http://www.gks.ru - сайт Росстата.
Э10 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э11 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
Э12 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э13 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э14 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
Э15 http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека;
Э16 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом".
Э17 Курс Организация и нормирование труда portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.