Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 185 | 185 | 185 | 185 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 13.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Основными целями дисциплины являются: - расширение и углубление теоретических знаний в сфере финансов и кредита; - овладение основными приемами и навыками анализа современного состояния и тенденций развития финансово-кредитной системы государства, предприятий и организаций; - изучение структуры финансовой системы и содержания ее основных элементов; - изучение кредитной системы современного общества; - формирование практических навыков по осуществлению отдельных финансовых расчетов в сфере функционирования финансов и кредита на уровне государства и предприятий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК-23 | способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - понятийный аппарат, взаимосвязь и особенности экономических категорий денег, финансов и кредита; - механизмы, структуру и инструментарий финансового рынка современного общества; - современные тенденции развития государственных и муниципальных финансов, страхования, финансов субъектов хозяйствования; - систему финансовых отношений коммерческих предприятий и некоммерческих организаций; - особенности реализации финансовых отношений в коммерческих и некоммерческих организациях различных организационно-правовых форм; - систему государственных и муниципальных финансов современного общества, специфику межбюджетных отношений; - структуру и назначение современной кредитной системы и кредитного механизма; - содержание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование денег, финансов и кредита. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать полученные знания в своей практической деятельности и при анализе фактов экономической жизни страны; - самостоятельно изучать и анализировать новые теоретические разработки в области финансов и кредита, - ориентироваться в системе нормативно-правовых документов и статистических материалов по финансово-кредитным вопросам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с учебной и учебно-методической литературой; - владения нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансовые и кредитные отношения и навыками их анализа; - методологией исследования проблем финансов и функционирования кредитной системы; - методами расчета показателей платы за кредит, инвестиционных доходов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Финансы современного общества. Финансы в системе денежных отношений.Финансовая политика и управление финансами.Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций.Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. | ||||||
1.1. | Финансы в системе денежных отношений | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Организация финансов современного общества | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Финансы страхования | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Финансы домашних хозяйств | Сам. работа | 2 | 29 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Государственные внебюджетные фонды РФ | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Государственный и муниципальный кредит | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Кредитные отношения в современном обществе. Современная кредитная система: понятие и структура.Организация деятельности и операции Центрального банка.Организация деятельности и операции коммерческого банка. | ||||||
2.1. | Современная кредитная система: понятие и структура | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Организация деятельности и операции Центрального банка | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Организация деятельности и операции коммерческого банка | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Международные финансово-кредитные отношения | Сам. работа | 2 | 28 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-2, ПК-5, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Финансы и кредит.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чалдаева Л.А. - под ред. | ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. | Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова | Деньги. Кредит. Банки: учебник | «Дашков и К°», 2013 | xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai |
Л2.2 | Нешитой А.С. | Финансы и кредит: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочная правовая система «КонсультантПлюс» | www.consultant.ru | ||
Э2 | › Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» | garant.ru | ||
Э3 | Официальный интернет-портал правовой информации | www.pravo.gov.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации | www.cbr.ru | ||
Э5 | Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации | www.minfin.ru | ||
Э6 | Бюджетная система Российской Федерации | 18. http://www.budgetrf.ru | ||
Э7 | Курс "Финансы и кредит" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 202 (филиал в г. Бийске) | кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |