МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий анализ в отраслях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Доцент, Н.П.Подольная

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управленческий анализ в отраслях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины специализации «Управленческий анализ в отраслях» - изучение особенностей методики и организации проведения экономического анализа в отличных от промышленности отраслях деятельности: строительстве, торговле и других.
Задачи изучения дисциплины:
- раскрыть особенности деятельности каждой отрасли;
- рассмотреть систему показателей, используемых в данной отрасли;
- научить студентов применять методы экономического анализа в специфических отраслевых условиях;
- раскрыть возможности принятия управленческих решений на основе проведенных аналитических расчетов и выводов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности экономики и организации коммерческой деятельности в каждой отрасли (строительство, торговля);
- направления анализа деятельности, источники информации, специфику методик расчета и анализа показателей;
- возможности применения результатов анализа в конкретных условиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- систематизировать информацию различных источников для проведения анализа: формировать аналитические таблицы,группировать и рассчитывать показатели, производить их сравнение и давать оценки;
- преобразовывать показатели, моделировать зависимости между ними и определять взаимосвязи;
- проводить факторный анализ для выявления причин изменения показателей, формулировать выводы и предложения по полученным результатам;
- цели и направления анализа, источники информации;
-сущность показателей, используемых в планировании, анализе и оценке деятельности коммерческой организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками поиска и систематизации информации различных источников;
- методик расчета, преобразования и анализа показателей;
- формулировать мероприятия по обеспечению экономической безопасности организаций в каждой отрасли и оценивать их эффективность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческий анализ застройщика
1.1. Сущность и правовые аспекты инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности. Лекции 6 8 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Анализ объемов капитальных вложений. Анализ выполнения плана по вводу объектов. Анализ незавершенного строительства. Анализ расходов застройщика. Анализ финансовых результатов застройщика по деятельности, связанной со строительством. Анализ источников финансирования капитального строительства. Управленческие решения, принимаемые по результатам анализа. Практические 6 10 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Анализ инвестиционной деятельности застройщика Сам. работа 6 18 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Управленческий анализ деятельности подрядной строительной организации.
2.1. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в подрядной строительной организации (ПСО). Анализ выполнения планов по объемным показателям ПСО. Анализ продолжительности строительства объектов. Особенности анализа основных фондов в строительстве. Анализ себестоимости строительных работ. Лекции 6 6 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Анализ накладных расходов ПСО. Анализ потерь от брака в строительстве. Анализ расчетов с заказчиками и с партнерами по строительству объектов. Оптимизация показателей деятельности ПСО. Направления повышения эффективности строительного производства. Практические 6 8 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ выполнения планов по показателям деятельности ПСО Сам. работа 6 20 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Анализ товарооборота
3.1. Особенности деятельности организаций оптовой и розничной торговли, их значение для современного этапа развития экономики. Задачи и информационное обеспечение анализа товарооборота. Общий анализ товарооборота. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота. Анализ ритмичности продаж. Лекции 6 10 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов. Характеристика товарного баланса торговой организации. Классификация товарных запасов и их анализ. Анализ товарооборачиваемости. Управленческие решения по повышению товарооборота и оптимизации товарных запасов. Практические 6 10 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Анали обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов Сам. работа 6 16 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Анализ издержек обращения
4.1. Основные понятия и задачи анализа издержек обращения. Информационная база для анализа издержек обращения. Анализ состава, структуры и динамики издержек обращения. Лекции 6 10 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Факторный анализ издержек обращения. Анализ издержек обращения по статьям. Резервы снижения издержек обращения. Влияние издержек обращения на финансовые результаты торговой организации. Практические 6 10 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Управленческие решения по оптимизации объема товарооборота, издержек обращения и прибыли. Сам. работа 6 27 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Экзамен 6 27 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, МИЭМИС, Каф. бух. учета, анализа и аудита Управленческий анализ в отраслях: учеб.-метод. комплекс Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Никифорова Н. А., Тафинцева В. Н. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиридонов С. П. Управленческий анализ в отраслях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебник из университетской библиотеки "Лань" Финансы и статистика, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.bibioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 www.minfin.ru
Э4 www.aprussia.ru
Э5 www.ipbr.org
Э6 www.garant.ru
Э7 www.consultant.ru/online/
Э8 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.