МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИвД-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 160
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 160 160 160 160
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
канд.искусствоведения, Доцент, Шелюгина О.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций в области профессиональной, педагогической и цифровой этики.

Задачами курса являются:
-закрепление представлений о базовых понятиях этики, морали, нравственности;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры;
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности;
-формирование понимания особенностей профессиональной этики в рамках избранной профессиональной сферы;
-погружение в специфику цифровой этики и цифрового этикета как основы профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать проектную деятельность, организовывать проектирование и прототипирование информационного ресурса
ПК-2.1 Знает основы планирования процесса разработки информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений
ПК-2.2 Умеет разрабатывать архитектуру информационного ресурса, проектировать структуру данных, базы данных, прототипировать информационный ресурс
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает основы планирования процесса разработки информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений
УК-5.1: Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-3.1: Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3: Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-3.2: Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Знакомство с программой курса, требованиями, обзор источников и литературы. Лекции 4 1 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Этика, мораль, нравственность: происхождение и сущность понятий. Этикет и его виды. Лекции 4 1 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные этапы формирования этических представлений Лекции 4 1 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Этические представления в трудах ученых и художественных произведениях Сам. работа 4 14 УК-5.1, УК-5.2 Л1.3
1.5. Этические ценности. Эссе. Сам. работа 4 14 УК-5.1, УК-5.2 Л1.2
1.6. Этические ценности в афоризмах Сам. работа 4 10 УК-5.1, УК-5.2 Л1.2
1.7. Тест по результатам освоения первого раздела курса Сам. работа 4 8 УК-5.1, УК-5.2 Л1.2
Раздел 2. Профессиональная этика как основа профессиональной коммуникации
2.1. Профессиональная этика: понятие, виды, нормы, принципы. Особенности корпоративной этики. Лекции 4 1 УК-3.1, УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.4
2.2. "Правила внутреннего распорядка АлтГУ" как документ, регулирующих отношения в университете Сам. работа 4 12 УК-3.1, УК-5.1, ПК-2.1 Л1.2
2.3. Этикет общения в университете Сам. работа 4 14 УК-5.1, УК-5.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 4 14 УК-5.1, УК-5.2 Л1.2, Л1.4
2.5. Специфика профессиональной этики представителей разных профессиональных областей Сам. работа 4 16 УК-5.1, УК-5.2, ПК-2.1 Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Цифровая этика как основа делового и неформального общения
3.1. Цифровая этика и этикет общения в цифровой среде Лекции 4 1 УК-3.1, УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Специфика коммуникации в цифровой среде Сам. работа 4 12 УК-3.1, УК-5.1, УК-5.2, ПК-2.1 Л1.3, Л1.2
3.3. Этические принципы делового общения Практические 4 1 УК-5.2, УК-5.3 Л1.3
3.4. Цифровой этикет делового общения Лекции 4 1 УК-5.2, УК-5.3 Л1.3, Л1.2
3.5. Этикет деловой переписки Сам. работа 4 12 УК-5.2, УК-5.3 Л1.2
3.6. Цифровой этикет неформального общения Лекции 4 2 УК-5.2, УК-5.3 Л1.3, Л1.2
3.7. Этикет неформального общения Практические 4 1 УК-5.2, УК-5.3 Л1.2
3.8. Цифровая репутация Лекции 4 2 УК-3.1, УК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.9. Цифровая репутация Сам. работа 4 14 УК-3.1, УК-5.1, УК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Профессиональная этика в избранной профессиональной сфере
4.1. Профессиональная этика дизайнера Лекции 4 2 УК-3.1, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Профессиональная этика дизайнера Сам. работа 4 15 УК-3.1, УК-3.2, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Профессиональная этика дизайнера Практические 4 2 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Итоговый тест по курсу Сам. работа 4 5 УК-3.1, УК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6651

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. «Колыбелью» западноевропейской культуры принято считать:
A. Первобытную культуру
B. Индийскую культуру
C. Античную культуру
D. Русскую культуру
Ответ: С – Античную культуру
2. Антропоцентризм присущ культуре:
A. Западноевропейской
B. Первобытной
C. Древнекитайской
D. Древнеегипетской
Ответ: А – Западноевропейской
3. К мировым религиями относится:
A. Иудаизм
B. Брахманизм
C. Христианство
D. Конфуцианство
Ответ: С – Христианство
4. К конфессиям христианства относится:
A. Даосизм
B. Православие
C. Индуизм
D. Тотемизм
Ответ: В – Православие
5. Главным символом христианства является:
A. Крест
B. Круг
C. Солнце
D. Земля
Ответ: А – Крест
6. Молитвенное сооружение мусульман – это
A. Часовня
B. Мечеть
C. Хурдэ
D. Иглу
Ответ: В - Мечеть
7. Экстравертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: А – культуры Запада
8. Интровертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: В – культуры Востока
9. Традиции, обычаи, явления культуры, быта и т.п., получаемые от предыдущих эпох и являющиеся базой для дальнейшего развития культуры – это
A. Прогресс
B. Наследие
C. Модернизация
D. Метафора
Ответ: В - Наследие
10. Перенесение ценностей одной культуры на почву другой – это
A. Культурное заимствование
B. Культурная диффузия
C. Культурные универсалии
D. Культурный кризис
Ответ: А – культурное заимствование
11. Культура-реципиент – это культура, которая
A. Заимствует чужое
B. Предоставляет свои достижения для заимствования
C. Индифферентна к достижениям других культур
D. Перестала существовать
Ответ: А – Заимствует чужое
12. Процесс, при котором культура теряет больше культурных черт, чем приобретает новых – это
A. Культурная аккумуляция
B. Культурная диффузия
C. Культурная трансмиссия
D. Культурное истощение
Ответ: D – Культурное истощение
13. Самобытность русской культуры определяется:
A. Только следованием традициям западноевропейской культуры
B. Только следованием традициям восточных культур
C. Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками
D. Только славянскими истоками
Ответ: С - Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками

ПРИЕМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое антропоцентризм?
Ответ: представление, согласно которому человек – это центр и высшая цель мироздания.
2. Что такое теоцентризм?
Ответ: Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
3. Определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию – это _______________
Ответ: Религия
4. Назовите три основных типа первобытных религиозных представлений:
Ответ: тотемизм, анимизм, фетишизм.
5. Назовите три мировые религии
Ответ: христианство, индуизм, ислам
6. Назовите три основные конфессии христианства:
Ответ: православие, католицизм, протестантизм
7. Что такое тотемизм?
Ответ: вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем.
8. Что определило самобытность русской культуры?
Ответ: синтез традиций Запада и Востока, собственные славянские истоки, православие
9. Сумма всех культурных достижений данного общества, получаемых от предшествующих поколений и сохраняемых в общественной памяти с целью критического использования их для дальнейшего развития культуры последующих поколений человечества – это ______________
Ответ: культурное наследие
10. Что такое селективность культуры?
Ответ: избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую
11. Как называется культура, которая предоставляет другим культурам собственные достижения для заимствования?
Ответ: культура-донор
12. Как буквально переводится с латинского термин «реципиент»?
Ответ: получающий, принимающий
13. Что такое «культурная диффузия»?
Ответ: Это взаимное и стихийное распространение культурных черт и комплексов между культурами
14. Назовите несколько (любых два) канала, по которым может осуществляться процесс культурной диффузии.
Ответ: миграция, туризм, миссионерство, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами (любые два из списка)
15. Ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, а также благодаря цифровизации и формированию единого информационного пространства – это __________________
Ответ: глобализация
16. Что такое «культурная трансмиссия»?
Ответ: процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.
17. Накопление культурного потенциала, благодаря которому культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых – это _____________________
Ответ: культурная аккумуляция
18. Черты, присущие всем известным человеческим культурам, - это __________________
Ответ: культурные универсалии
19. Глубинные характеристики культуры, укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, отличающиеся устойчивостью и неподверженные внешнему воздействию, объединяются понятием __________________
Ответ: ментальность культуры
20. Гармоничное и уважительное сосуществование человеческих групп из разных культурных слоев (религиозных, языковых и социальных) в рамках доминирующей культуры большинства – это __________________
Ответ: культурное разнообразие (мультикультурализм) – допустим любой из ответов


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Состав команды для работы над проектом определяется:
A. Компетентностным подходом
B. Датой рождения
C. Территориальным принципом
D. Национальной принадлежностью
Ответ: А Компетентностным подходом
2. Работу команды над проектом отличает:
A. Заданность траектории
B. Следование алгоритмам
C. Тиражирование
D. Эффективность в условиях неопределенности
Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности
3. Командная проектная деятельность нацелена:
A. На создание типового результата
B. На создание уникального продукта или услуги
C. На обеспечение показателей плановой экономики
D. На обеспечение массового производства
Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги
4. Первым этапом в работе команды над проектом является:
A. Поиск решения
B. Тестирование решения
C. Поиск проблемы
D. Тиражирование результата
Ответ: C – Поиск проблемы
5. Этап проверки разработанного командой проектного решения – это:
A. Исследование
B. Тестирование
C. Тиражирование
D. Совершенствование
Ответ: B - тестирование
6. Умение работать в команде относится:
A. К «жестким» навыкам
B. К «мягким» навыкам
C. К безусловным рефлексам
D. К двигательным навыкам
Ответ: B – К «мягким» навыкам
7. К «гибким» или «soft-skills», необходимым в командной проектной деятельности, относится:
A. Умение принимать верные решения
B. Умение точно рассчитать экономику проекта
C. Умение грамотно оформлять налоговые документы
D. Наличие профессиональных навыков в сфере IT
Ответ: А - Умение принимать верные решения

8. Начальный этап командной работы над проектом, это –
A. Реформация
B. Типизация
C. Консолидация
D. Инициация
Ответ: D – Инициация

9. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
A. Эмоциональный интеллект
B. Креативность
C. Критическое мышление
D. Обучаемость
Ответ: С – критическое мышление

10. Командная работа над проектом отличается от работы трудового коллектива в рамках стандартных бизнес-процессов -
A. Четкой датой начала и окончания проекта
B. Наличием большого бюджета
C. Отсутствием рисков
D. Нормированностью рабочего дня
Ответ: А – Четкой датой начала и окончания проекта

11. По теории исследователя Р.М.Белбина, в команде есть люди, которые способны много, успешно и результативно работать, эту роль в команде он назвал:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: D – Рабочая пчелка
12. По теории исследователя Р.М.Белбина, член команды, которому в большей степени свойственны креативность, воображение, оригинальность мышления, - это:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: A – Генератор идей
13. По теории исследователя Р.М.Белбина, человек, способный активизировать работу команды, это –
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: B – Мотиватор
14. Проблемное интервью с потенциальным пользователем продукта или услуги является частью:
A. Исследовательского этапа работы над проектом
B. Этапа формирования команды
C. Этапа разработки решения
D. Этапа завершения работы над проектом
Ответ: А – исследовательского этапа работы над проектом
15. Этические нормы и правила взаимодействия в команде:
A. Определяются в одностороннем порядке руководителем
B. Всегда зафиксированы юридически
C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
D. Вовсе отсутствуют
Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом


ПРИЕМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда

2. Совместный ресурс, состоящий из профессиональных компетенций, навыков и способностей людей, имеющих близкие ценностные ориентиры, а также принятые всеми членами команды принципами, правилами и нормами взаимодействия – это ______________________
Ответ: социальный капитал команды

3. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это ______________________
Ответ: лидер команды

4. Что такое командных дух?
Ответ: это атмосфера согласия и взаимовыручки, общая мотивация участников команды для совместного выполнения поставленных задач.

5. Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, влияющих на манеру взаимодействия, эмоциональное состояние и удовлетворенность участников команды – это ________________________
Ответ: психологический климат команды.

6. Проектные команды как правило организованы на основе горизонтальной системы управления. В чем ее суть?
Ответ: в распределении работ и ответственности на одном и том же уровне

7. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________________
Ответ: риски проекта

8. Назовите две любых характеристики командной работы над проектом:
Ответ: уникальность, мобильность траектории, вариативность ресурсов, неопределенность, работа с рисками (Любые две характеристики)
9. Дайте определение проектной деятельности
Ответ: Целенаправленное, ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального результата (продукта или услуги), позволяющего решать проблему пользователя

10. Назовите два любых «мягких» навыка, которые формируются посредством командной работы над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность и творческий подход, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками, обучаемость (любые два из списка)

11. Как можно назвать навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий команды для достижения наилучшего результата
Ответ: планирование

12. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Это технологии организации и оптимизации собственным временем и временем членов команды

13. Завершите фразу: Способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, мотивацию его действий, а также умение использовать эти знания для более эффективной работы команды – это _______
Ответ: эмоциональный интеллект

14. Дайте определение роли в команде.
Ответ: Ожидаемое поведение человека, в основе которого его индивидуальные способности, задающие условия его участия в командной работе.

15. Исследователь Р.М.Белбин выделил восемь ключевых ролей в команде. Назовите три из них.
Ответ: рабочая пчелка, руководитель команды, генератор идей, снабженец, мотиватор, вдохновитель, аналитик, контролер (любые три из списка)

16. Согласно исследованиям И.Адизеса, существует четыре стиля поведения у членов команды. Назовите два из них.
Ответ: труженник, администратор, инноватор, интегратор (любые два из списка)

17. Согласно теории Р.М.Белбина, в команде должен быть человек, который способен к скурпулезному доведению до конца всего, что начато, он имеет высокоразвитое чувство самоконтроля и самодисцилиплины. Назовите эту роль в команде
Ответ: контролер

18. Завершите фразу: Работа команды над проектом начинается с поиска _________
Ответ: проблемы

19. Как называется этап проверки разработанного командой проектного решения. Ответ: тестирование.

20. Что такое «масштабирование» решения в командной работе над проектом?
Ответ: Процесс увеличения объема, функциональности и возможности проекта с целью удовлетворения растущих потребностей пользователей и рынка.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен планировать проектную деятельность, организовывать проектирование и прототипирование информационного ресурса.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Этика как наука сформировалась в эпоху:
a. Палеолита
b. Неолита
c. Западноевропейского Возрождения
d. Древней Греции
Ответ: D – Древней Греции

2. Отцом этики как науки принято считать:
a. Аристотеля
b. Платона
c. Цицерона
d. Гегеля
Ответ: А - Аристотеля

3. Категория этики, по своему содержанию противоположная добру, выражающая представление о безнравственном и заслуживающем осуждения, - это:
a. Справедливость
b. Благо
c. Зло
d. Достоинство
Ответ: С - Зло

4. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это:
a. Счастье
b. Репутация
c. Совесть
d. Достоинство
Ответ: С - Совесть

5. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это
a. Искренность
b. Тактичность
c. Экстравагантность
d. Экзальтированность
Ответ: В - тактичность

6. Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет индивид, - это:
a. Консерватизм
b. Нонконформизм
c. Толерантность
d. Своеволие
Ответ: С - Толерантность

7. Предметом этики как науки является:
a. Мораль и нравственность
b. Физическое здоровье человека
c. Вопросы государства и права
d. Общественные и политические институты
Ответ: А – Мораль и нравственность

8. Этика является разделом:
a. Социологии
b. Философии
c. Культурологии
d. Астрономии
Ответ: В - Философии

9. Порядок и формы обхождения, регулируемые при дворах монархов, регулирует:
a. Дипломатический этикет
b. Придворный этикет
c. Воинский этикет
d. Общегражданский этикет
Ответ: В – Придворный этикет

10. Профессиональная этика направлена:
a. На регулирование производственных отношений
b. На обеспечение финансового благополучия людей
c. На администрирование производственных процессов
d. На обеспечение нормативно-правовой основы трудовой деятельности
Ответ A – на регулирование производственных отношений

11. В основе профессиональной этики:
a. Личные предпочтения отдельно каждого идивида
b. Общенравственные принципы
c. Запреты и наказания
d. Полная свобода и отсутствие каких-либо ограничений
Ответ: В – общенравственные принципы

12. Официальным каналом деловой переписки признана:
a. Электронная почта
b. Социальные сети
c. Мессенджеры
d. Все перечисленные
Ответ: А – электронная почта

13. Требования к внешнему виду – это:
a. Промо-код
b. Дресс-код
c. Штрих-код
d. Тайм-код
Ответ: B – Дресс-код

14. Основу цифрового этикета составляет:
a. Придворный этикет
b. Светский этикет
c. Дипломатический этикет
d. Воинский этикет
Ответ: B – Светский этикет

15. Ключевыми принципами цифрового этикета являются:
a. Соблюдение личных границ
b. Экономия ресурсов
c. Уважительное общение
d. Всё перечисленное
Ответ: D – всё перечисленное

16. Образ человека или компании, складывающийся в цифровом пространстве – это:
a. Цифровая репутация
b. Цифровая этика
c. Цифровая трансформация
d. Цифровая грамотность
Ответ: А – цифровая репутация

17. Цифровая репутация складывается на основе информации, представленной:
a. В социальных сетях
b. На официальных страницах по месту работы
c. На страницах поисковой выдачи
d. Суммарно по всем перечисленным выше источникам
Ответ: D - Суммарно по всем перечисленным выше источникам

18. Для пересылки рабочих документов между сотрудниками рекомендуется использовать:
a. WhatsApp
b. Соц сети
c. Личная почта
d. Корпоративная почта
Ответ: D – Корпоративная почта


ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность – это __________
Ответ: этика

2. Этика как наука является разделом более крупной гуманитарной науки, а именно __________
Ответ: философии

3. Предметом этики как науки являются_________________
Ответ: мораль и нравственность

4. Что такое деловой этикет?
Ответ: свод правил поведения в деловых служебных отношениях

5. Что такое придворный этикет?
Ответ: порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов

6. Что такое дипломатический этикет?
Ответ: правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров

7. Что такое воинский этикет?
Ответ: свод общепринятых в армии правил и норм поведения

8. Чувство готовности оказать бескорыстную помощь и прощение, а также сама эта помощь и прощение составляют суть одной из главных этических ценностей, являющейся также христианской добродетелью. Это ____________
Ответ: милосердие

9. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как ответственность перед самим собой – это ________________
Ответ: совесть

10. Сдержанность в самооценке, отсутствие бравирования своими достижениями и служебным положением, уважение вкусов и интересов других людей – это ________________
Ответ: скромность

11. Представление о равенстве между людьми, о необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло – это _________________
Ответ: справедливость

12. Назовите этическую ценность, антиподами которой являются предательство, измена, порочность
Ответ: верность

13. Умение вести себя в обществе, уважение к другому человеку, чувство меры, выбор деликатной линии поведения – это _______________
Ответ: тактичность

14. Подберите наиболее близкий синоним к термину «толерантность», поясняющий суть этого понятия
Ответ: терпимость


15. Назовите два любых принципа этикета
Ответ: принцип гуманизма и человечности, принцип красоты и эстетической привлекательности поведения, принцип соблюдения народных обычаев и традиций, принцип целесообразности действий (любые два из списка)

16. Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а по средствам его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в итоге к обществу в целом – это ____________________
Ответ: профессиональная этика


17. Требования к внешнему виду, к одежде – это _____________
Ответ: дресс-код


18. Правила поведения, принятые в том или ином общества и адаптированные для использования в цифровой среде – это _____________
Ответ: цифровая этика

19. Правила цифрового этикета впервые были сформулированы в книге Верджинии Ши. Название книги ______________
Ответ: Нетикет

20. Образ, который складывается о человеке или компании в цифровом пространстве – это ________________
Ответ: цифровая репутация

21. Для пересылки служебных документов между сотрудников предпочтительно использовать _____________
Ответ: корпоративную почту

22. Умение поставить себя на место пользователя, сочувствие и понимание – это _________________
Ответ: эмпатия

23. Равные условия совместной доступности людей к зданиям, культурным и образовательным программам, цифровым продуктам и проч. – это _________
Ответ: инклюзивность

24. Запрещенные приёмы, используемые в цифровом пространстве, нацеленные на то, чтобы склонить пользователя к совершению действий, которые они не планировали совершать – это ____________
Ответ: темные паттерны



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика: Учебное пособие Красноярск : СФУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 e.lanbook.com
Л1.4 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. Деловая этика: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку презентаций и выступлениям на семинарских занятиях;
- выполнение практических заданий по проблематике курса.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.