МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Скубневский В.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Назаров Иван Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения является формирования целостного представление об исторических процессах, просходивших на территории Алтая с древнейших времен до настоящего времени. Повышение уровня компетентности историка в области региональной истории дает ему возможность реализоваться в сфере туризма - одной из наиболее перспективных отраслей современной мировой экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Историю Алтая с древнейших времен до начала XXI века.
2. Основные источники по истории Алтая, биографии основных деятелей в области экономики, управления, культуры, а также иных выдающихся уроженцев Алтая.
3. Место и роль Алтая в истории России, наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Проводить историко-краеведческие исследования любой степени сложности.
2. Определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, осознавать важность изучения региональной истории и ее непосредственную взаимосвязь с различными этическими, религиозными и ценностными системами, сообществами.
3. Планировать экскурсии по Барнаулу и Алтайскому краю невысокой степени сложности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Планирования и организации простых туристско-краеведческих мероприятий (экскурсии в музеи, выставочные залы, по городу и т.п.).
2. Публичного выступления с докладами о результатах своей работы перед аудиторией со средним и большим количеством слушателей.
3. Оценочной деятельности (умения определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Алтай как историческая область Изучение Алтая учеными-историками Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Алтай как историческая область Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Древний Алтай
2.1. Алтай в составе кочевых империй Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Археологические культуры и археологические памятники Алтая Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Археологические культуры и археологические памятники Алтая Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Алтай в XVIII - 1-й половине XIX вв.
3.1. Присоединение Алтая к России Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Экономика Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. Особенности социальных отношений на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Развитие науки и техники на Алтае в XVIII - XIX вв. Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Развитие науки и техники на Алтае в XVIII - XIX вв. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Алтай во второй половине XIX - начале XX вв.
4.1. Социально-экономическая трансформация на Алтае во второй половине XIX – начале XX вв. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Культура Алтая в XVIII – начале XX вв. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Культура Алтая в XVIII – начале XX вв. Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Алтай в 1917-1991 гг.
5.1. Революция 1917 г. и Гражданская война на Алтае Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.2. Нэп, коллективизация и индустриализация на Алтае. Лекции 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Нэп, коллективизация и индустриализация на Алтае. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.4. Великая Отечественная война и Алтай Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.5. Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.6. Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.7. Социально-экономическое развитие Алтая в 1945-1991 гг. Практические 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.8. Культура Алтая в XX – начале XXI вв. Практические 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.9. Культура Алтая в XX – начале XXI вв. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. История отдельных территорий Алтая
6.1. История Барнаула Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.2. История Барнаула Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.3. История малых городов и районов Алтая Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Алтай - моя малая родина
7.1. Викторина по истории Алтая Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1
7.2. Консультации 7 50 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4221

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПК-1.1: Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2: Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3: Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
1. историческим экспериментом
2. историческим процессом
3. историческим событием
4. историческим фактом
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 2: Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
1. цивилизационный подход
2. формационный подход
3. многофакторный подход
4. теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 3: С какой целью во второй половине XVIII века была сооружена Колывано-Кузнецкая укрепленная линия?
1. для предотвращения побегов приписных крестьян с заводов в горы Алтая
2. для переселения на эту линию мятежных яицких казаков
3. для обозначения границы между царскими (кабинетскими) и частными (демидовскими) владениями
4. для защиты заводов и рудников от набегов кочевников
ОТВЕТ: 4

ВОПРОС 4: Какое учреждение, существовавшее в Барнауле в XIX веке, называли «магнитной обсерваторией»?
1. Метеостанцию
2. Планетарий
3. Обсерваторию для наблюдения за дальними звездами
4. Лабораторию по испытанию руд на содержание железа
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 5: Как называли лично зависимых людей, работавших непосредственно на заводах у плавильных печей?
1. трудоармейцы
2. мастеровые
3. урочники
4. каменщики
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 6: Известный ученый-этнограф и краевед С.И. Гуляев в 1867 г. открыл для научного мира:
1. месторождения каменного угля в Кузнецкой котловине
2. рапу озера Большое Яровое
3. ледники горы Белуха
4. радоновые источники Белокурихи
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 7: Как крестьян-переселенцев в конце XIX – начале XX вв. называли сибирские крестьяне-старожилы?
1. чалдоны
2. расейские
3. столыпинцы
4. целинники
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 8: Какое утверждение является верным?
1. Племена, жившие на Алтае в XVII – начале XVIII в. платили дань Империи Мин?
2. Племена, жившие на Алтае в XVII – начале XVIII в. платили дань Джунгарскому ханству?
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 9: Какая пара исторических деятелей не были участниками Гражданской войны на Алтае?
1. Игнатий Громов и Нестор Каландарашвили
2. Петр Сухов и Антон Петров
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 10: Какое утверждение является НЕ верным?
1. «Красный бандитизм» в терминологии чекистов начала 1920-х гг. – это массовое участие бывших политссыльных в организованных преступных группах
2. «Красный бандитизм» в терминологии чекистов начала 1920-х гг. - это участие бывших красных партизан в вооруженной борьбе против советской власти
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 11: Что в 1920-е годы и позже в лесостепных районах Алтая называли «колчаковкой»?
1. белогвардейский террор против крестьян в годы Гражданской войны
2. насильственную мобилизацию крестьян в армию Колчака
3. железную дорогу, которую пытались построить в годы Гражданской войны от Барнаула до Славгорода
4. винтовку, выдававшуюся новобранцам в армии Колчака
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 12: Что из нижеперечисленного не было эвакуировано на Алтай в годы Великой Отечественной войны?
1. Днепропетровский драматический театр
2. пионерский лагерь «Артек»
3. Запорожский машиностроительный институт
4. Ялтинская киностудия
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 13: Кто бы главной администрации Алтайского края в 1996-2004 гг.?
1. В.Н. Баварин
2. В.Ф. Райфикешт
3. Л.А. Коршунов
4. А.А. Суриков
ОТВЕТ: 4

ВОПРОС 14: Историческая хронология изучает
1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
2. гербы, а также традиций и практики их использования
3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
4. историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 15: В приведенном ниже списке все заводы были сереброплавильными и только один железоделательным. Какой?
1. Барнаульский
2. Ново-Павловский
3. Томский
4. Локтевский
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 16: Какой русский монарх подписал указ об окончательном изъятии рудников и заводов Демидова в коронную собственность?
1. Елизавета Петровна
2. Анна Иоанновна
3. Екатерина II
4. Петр I
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 17: Назовите имя и отчество изобретателя первой в мире двухцилиндровой паровой машины Ползунова.
1. Андрей Иванович
2. Иван Иванович
3. Иван Ильич
4. Петр Козьмич
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 18: Кто бы главной администрации Алтайского края в 1996-2004 гг.?
5. В.Н. Баварин
6. В.Ф. Райфикешт
7. Л.А. Коршунов
8. А.А. Суриков
ОТВЕТ: 4

ВОПРОС 19: Чем прославился живший на Алтае в первой половине XIX века Яков Николаевич Попов?
1. участвовал в создании ансамбля Демидовской площади в Барнауле
2. построил первую в России чугунно-рельсовую дорогу
3. основал Барнаульский музей
4. построил Змеиногорский сереброплавильный завод
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 20: Ниже приведен список иностранных путешественников. Все они, кроме одного, посещали Алтай. Кто лишний?
1. К. Ледебур
2. К. Линней
3. А. Брэм
4. П. Паллас
ОТВЕТ:2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» (зачтено) – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» (зачтено) – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» (зачтено) – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» (незачтено) – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Прочтите отрывок из инструкции императрицы Б.Н. Татищеву относительно алтайских заводов. Укажите автора.
«..ежели же усмотрите, что заводы Демидова медные для пользы нашей надобно взять на нас, то оные у него взять».
ОТВЕТ: Елизавета Петровна

ВОПРОС 2: Назовите предприятие речь о котором идет в указе Екатерины II 1786 г.
«…учредить каменную ломку и шлифовальную при заводах фабрику для обрабатывания колонн, вазов, столов, каминов и других сим подобных приборов»
ОТВЕТ: Локтевская шлифовальная мельница

ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Достоевского. О каком городе идет речь?
«В … мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видя еще нас, прямо пригласил нас через Семенова на бал. Он мне очень понравился. О … я не пишу Вам. Я с ними со многими познакомился. Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!..»
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 4: Прочтите отрывок из газеты «Алтайская правда» за 25 сентября 1973 г. и напишите фамилию спортсмена, автора слов
«умение барнаульцев бороться за победу до конца». На вопрос корреспондента о том, что он пожелал бы любителям футбола Алтая Лев Иванович ответил: «Я убедился, что у вас любят футбол. Свидетельство тому – интерес к нашему матчу. У вас прекрасные перспективы для дальнейшего его развития: отличная база, огромный энтузиазм сотен мальчишек, которые буквально не давали нам прохода. И если этот энтузиазм направить в нужное русло, то в Барнауле, я уверен в этом, вырастет прекрасная смена нынешнему «Динамо».
ОТВЕТ: Лев Яшин

ВОПРОС 5:Назовите фамилию человека имя которого носит Алтайская краевая универсальная научная библиотека
ОТВЕТ:В.Я. Шишков

ВОПРОС 6: Одна из главных книг_________________ – «Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее» – впервые была издана в Петербурге в 1882 году и представляла собой, по словам самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов».
ОТВЕТ:Н.М. Ядринцев

ВОПРОС 7:Назовите два этапа источниковедческой критики:
ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика

ВОПРОС 8: Этот народ китайцы называли «тугю», их прародителем считался волк, а правил этим народом княжеский род Ашина. О ком идет речь?
ОТВЕТ:тюрки

ВОПРОС 9:___________ 2 января 1904 г., по разрешению попечителя Западно-Сибирского учебного округа, открыла в Барнауле подготовительные классы на 25-30 человек, по программе первых трех классов гимназии и реальных училищ. В мае 1908 г. классы были преобразованы в частную женскую гимназию, и она стала её начальницей. Интересно, что она не сама себя назначила, а была избрана попечительным советом гимназии и утверждена попечителем Западно-Сибирского учебного округа. И жалованье получала наравне с другими учителями, причём довольно скромное: 1 500 рублей в год за руководство гимназией и 345 рублей за уроки (она преподавала чистописание и арифметику).
ОТВЕТ:М.Ф. Будкевич

ВОПРОС 10:___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ:Исторический процесс

ВОПРОС 11: Назовите имя алтайского художника, который в начале XX века жил в селе Анос на Катуни.
ОТВЕТ: Г.И. Гуркин

ВОПРОС 12:
_________________ во время Великой Отечественной войны – военный корреспондент на Южном фронте. В 1942–1943 гг. несколько раз бывал на Алтае. Работал над пьесой «Пока не остановится сердце», которую ставил эвакуированный в Барнаул театр Таирова. Жил в г. Белокурихе, проездом был в г. Бийске. На Алтае работал над романом «Дым Отечества» (завершен в 1944 г.). Алтайские впечатления и встречи послужили материалом для рассказов «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе», «Правая рука». Прототипом сторожа Крынкина из романа «Дым Отечества» стал плотник из г. Белокурихи. Воспоминания о крае, Барнауле встречаются и в письмах. В послевоенные годы К. Паустовский работал над автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».
ОТВЕТ:К.Г. Паустовский

ВОПРОС 13:__________– ученый-этнограф, просветитель, краевед, крупный исследователь шаманизма, известный музыкальный деятель Сибири, композитор, хоровой дирижер, автор многих работ по мифологии, верованиям, музыкальной культуре тюрков Алтая. Являясь членом Русского географического общества, он в период 1906–1931 гг. совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Горному Алтаю, Хакасии, Туве, Монголии, Восточному Казахстану, Башкирии, Поволжью. В 1923 г. за исследования верований южных алтайцев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Явился основоположником алтайской профессиональной музыки. Он – автор около 100 музыкальных произведений. Среди них произведения на материале фольклора алтайских тюрков: оратория «Талай-Хан», сюита для солистов, хора и струнного оркестра «Хан-Алтай», поэма для баса и струнного оркестра «Хан-Эрлик». Некоторые из его песен стали народными, например, «Алтын-кёль» («Золотое озеро»).
ОТВЕТ: А. В. Анохин

ВОПРОС 14:________________ административный центр одноименного района Алтайского края, основанный в 1736 г. как рудник и крепость, сегодня – один из уникальных исторических центров Сибири. Этот небольшой город был известен не только в России, но и за рубежом. В 18-19 вв. здесь побывали многие зарубежные ученые: И. Гмелин, И. Фальк, З. Лаксман, П. Паллас, А. Гумбольдт и др.
ОТВЕТ: Змеиногорск

ВОПРОС 15: В каком городе проходила Введенская ярмарка?
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 16:Назовите фамилию предпринимателей, открывших первый в России содовой завод
ОТВЕТ:Пранг

ВОПРОС 17:Кого еще при жизни называли «сибирским Мичуриным и родоначальником Алтайского садоводства, сибирским пионером-садоводом»
ОТВЕТ:М.А. Лисавенко

ВОПРОС 18: Прочтите отрывок из воспоминаний краеведа А.М. Родионова. Назовите имя и фамилию заводчика о котором идет речь.
«С 1729 года … полновластный хозяин на своих Колывано-Воскресенских заводах. И поскольку до Алтая далеко, а до царя высоко, то никто, кроме хозяина, не знает, что творится в Колывани. Жалобы и доносы на его своеволие отскакивают от …. Он бронирован репутацией поставщика прекрасной меди и железа».
ОТВЕТ: Акинфий Демидов

ВОПРОС 19: Назовите фамилию изобретателя, которому по указу Кабинета от 5 ноября 1769 г. было велено «сделать пристойной величины деревянную модель» водоналивной машины для тушения заводских пожаров.
ОТВЕТ: К.Д. Фролов

ВОПРОС 20: Назовите дату события, которую описали в «Барнаульском хронографе».
«Пламя ветром перекидывало через целые кварталы. Дома вспыхивали как солома. Поскольку горело несколькими кругами, создалось впечатление, что очаг возгорания был не один. Но через три-четыре часа все слилось в единый гигантский пожар».
ОТВЕТ: 2 мая 1917 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII - начало XX вв.): учеб. пособие [Азбука], 2010 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : ИП Колмогоров И. А., 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "История Алтая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "История Алтая" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.