МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория вероятностей и математическая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл
Часов по учебному плану 134
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 52 52 52 52
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 134 134 134 134

Программу составил(и):
преподаватель, Заиграева Н.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 804)

составлена на основании учебного плана:
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса "Теория вероятностей и математическая статистика" предназначено для формирования и усвоения знаний, умений, навыков в области экономической теории и практики, которые необходимы для развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере ИТ-технологий.
Основные задачи преподавания дисциплины:
ознакомление студентов с основными концепциями теории вероятностей и прикладной статистики,раскрытие роли вероятностно-статистического инструментария в экономических исследованиях, изучение основных понятий вероятностного анализа, таких как случайные события и вероятности их осуществления, случайные величины и распределения, а также основных теорем теории вероятностей; изучение основ статистического описания данных,постановок и методов решения фундаментальных задач математической статистики, таких как задача оценивания,задача проверки гипотез; изучение основ анализа парных зависимостей,формирование вероятностной интуиции, опирающейся на теоретические знания, развитие навыков постановки и решения прикладных задач статистического анализа,демонстрация математической обоснованности ряда процедур вероятностного и статистического анализа и понимание границ их применимости,привитие практических навыков в использовании математических методов вероятностного и статистического анализа к постановке и решению задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия комбинаторики;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
- пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
- применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы комбинаторики
1.1. Введение в комбинаторный анализ Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Введение в комбинаторный анализ Практические 4 4 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Введение в комбинаторный анализ Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Случайные события. Вероятность
2.1. Виды случайных событий. Действия над событиями Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Виды случайных событий. Действия над событиями Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Классическое определение вероятности. Статистическое определение вероятности Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Классическое определение вероятности. Статистическое определение вероятности Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Случайные события. Вероятность Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Основные теоремы теории вероятностей
3.1. Теорема сложения вероятностей несовместных событий. Условная вероятность события. Вероятность появления хотя бы одного события. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Теорема сложения вероятностей несовместных событий. Условная вероятность события. Вероятность появления хотя бы одного события Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Теорема умножения вероятностей независимых событий. Теорема умножения вероятностей зависимых событий. Следствия теорем сложения и умножения вероятностей Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Теорема умножения вероятностей независимых событий. Теорема умножения вероятностей зависимых событий. Следствия теорем сложения и умножения вероятностей Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Контрольная работа №1 по теме «Комбинаторика. Классическое определение вероятности. Основные теоремы теории вероятностей» Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Основные теоремы теории вероятностей Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Повторные независимые испытания
4.1. Формула Бернулли. Предельные теоремы. Формула Пуассона Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Формула Бернулли. Предельные теоремы Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Предельные теоремы. Формула Пуассона Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1
4.4. Контрольная работа №2 по теме «Повторные независимые испытания» Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Формула Бернулли. Предельные теоремы. Формула Пуассона Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Случайная величина
5.1. Понятие случайной величины. Интегральная функция распределения вероятностей дискретной случайной величины Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Понятие случайной величины. Интегральная функция распределения вероятностей дискретной случайной величины Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Функция распределения вероятностей непрерывной случайной величины. Дифференциальная функция распределения вероятностей непрерывной случайной величины Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Функция распределения вероятностей непрерывной случайной величины. Дифференциальная функция распределения вероятностей непрерывной случайной величины Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Числовые характеритсики дискретных случайных величин. Числовые характеритсики непрерывных случайных величин Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.6. Числовые характеритсики дискретных случайных величин. Числовые характеритсики непрерывных случайных величин Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.7. Контрольная работа №3 по теме «Случайная величина» Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.8. Случайная величина Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Законы распределения случайных величин
6.1. Законы распределения дискретных случайных величин Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Законы распределения дискретных случайных величин Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Законы распределения непрерывных случайных величин Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Законы распределения непрерывных случайных величин Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.5. Контрольная работа №4 по теме «Законы распределения случайных величин» Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.6. Законы распределения случайных величин Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Элементы математической статистики
7.1. Генеральная и выборочная совокупность. Статистический дискретный ряд распределения. Статитсический интервальный ряд распределения Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Генеральная и выборочная совокупность. Статистический дискретный ряд распределения. Статитсический интервальный ряд распределения Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Эмпирическая функция распределения. Выборочные характеритстики распределения. Статистические оценки погрешностей измерений Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.4. Эмпирическая функция распределения. Выборочные характеритстики распределения.Статистические оценки погрешностей измерений Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.5. Интервальная оценка числовых характеристик генеральной совокупности. Интервальная оценка доверительного интервала для вероятности события. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.6. Интервальная оценка числовых характеристик генеральной совокупности. Интервальная оценка доверительного интервала для вероятности события Практические 4 2 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.7. Элементы математической статистики Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Элементы теории корреляции
8.1. Статистические и корреляционные зависимости. Корреляционная таблица Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Статистические и корреляционные зависимости. Корреляционная таблица Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Уравнение линейной регрессии. Коэффициент линейной корреляции Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Уравнение линейной регрессии. Коэффициент линейной корреляции Практические 4 2 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.5. Элементы теории корреляции Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Статистическая проверка гипотез
9.1. Основные понятия статистической проверки гипотез. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Основные понятия статистической проверки гипотез. Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.3. Проверка гипотезы о нормальном распределении генеральной совокупности Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.4. Проверка значимости коэффициентов линейной корреляции Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.5. Проверка гипотезы о нормальном распределении генеральной совокупности. Проверка значимости коэффициентов линейной корреляции Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.6. Комплексная контрольная работа по темам «Элементы математической статистики», «Элементы теории корреляции», «Статистическая проверка гипотез» Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.7. Статистическая проверка гипотез Сам. работа 4 4 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Основы теории графов
10.1. Основные понятия теории графов. Графы и операции над ними. Эйлеров цикл Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Основные понятия теории графов. Графы и операции над ними. Эйлеров цикл Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Контрольная работа №5 по теме «Основы теории графов» Практические 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.4. Основы теории графов Сам. работа 4 2 ПК 3.4, ПК 2.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены программой
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гмурман В.Е. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 12-е изд. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ивашев-Мусатов О.С. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов А.М., Сотников В.Н. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев А.А. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki
Э2 http://www.exponenta.ru Раздел Statistica.
Э3 diqital. svyaznoy.ru.
Э4 www. litres.ru/
Э5 www. kniqka.info/
Э6 www.biblioclub.ru – электронная библиотека.
Э7 Теория вероятности СПО portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Windows Vista лицензия OEM.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 203 (филиал в г. Бийске) кабинет математических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; тематические плакаты.
№ 204 (филиал в г. Бийске) полигон вычислительной техники – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком
образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Основными формами технологии изучения дисциплины «Математика» являются лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, консультации. К каждому занятию требуется серьезная подготовка.
Подготовка к лекциям: В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке. Хорошее внешнее оформление конспекта лекции не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных записей.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего теоретического материала и решения практической части. Теоретический материал включает основные формулы, определения, теоремы, с которыми познакомились на аудиторном занятии и, которые должны быть записаны, желательно, в отдельную тетрадь для теории; изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Важно читать вдумчиво, неторопливо с «мысленной проработкой» материала. Прочитайте текст не менее двух раз.
2. Научиться выделять главное в тексте, основные аргументы, выводы, улавливать проблематичный характер утверждений, особое внимание следует обращать на определение основных понятий. Попробуйте воспроизвести текст, закрыв книгу.
3. Просмотрите текст еще раз, делая вывод формул, доказательства теорем самостоятельно. Следует переходить к следующему вопросу только после правильного понимания предыдущего, производя на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые ради краткости опущены в учебнике).
4. При работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать и оценивать полученную информацию; фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно основную идею; составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний.
Самостоятельное решение задач:
1. При решении задач нужно обосновать каждый этап решения исходя из теоретических положений курса. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения, ставя перед собой следующие вопросы: Что это? Что я знаю, что умею? Что я буду делать? Зачем? Как?
2. Решения задач и примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных.
3. Полученный ответ следует проверять способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также, если возможно, решить задачу несколькими способами и сравнить полученные результаты.
4. Решение задач определенного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Рекомендации по обеспечению самостоятельной работы:
1. Учитесь преодолевать самый высокий уровень непонимания материала («непонятно, что непонятно»).
2. При разборе примеров в аудитории или при выполнении домашних заданий целесообразно каждый шаг обосновывать теми или иными теоретическими положениями.
3. При изучении теоретического материала не задерживайте внимания на трудных и непонятных местах, смело их пропускайте и двигайтесь дальше, а затем возвращайтесь к тому, что было пропущено (часто последующее проясняет предыдущее).
4. С первых студенческих дней конструируйте собственный стиль понимания сути изучаемого материала. Математические дисциплины в этой ситуации являются наиболее успешным полигоном.
Консультации:
1.Если в процессе работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается (неясность терминов, формулировок теорем, отдельных задач и др.), то он может обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации.
2. В своих запросах студент должен точно указать, в чем он испытывает затруднение. Если он не разобрался в теоретических объяснениях, или в доказательстве теоремы, или в выводе формулы по учебнику, то нужно указать, какой это учебник, год его издания и страницу, где рассмотрен затрудняющий его вопрос, и что именно его затрудняет. Если студент испытывает затруднение при решении задачи, то следует указать характер этого затруднения, привести предполагаемый план решения.
3. За консультацией следует обращаться и при сомнении в правильности ответов на вопросы для самопроверки.