МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектура компьютерных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.т.н., Преподаватель, Колгатин В.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Архитектура компьютерных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 804)

составлена на основании учебного плана:
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
зав. СПО Торопчина Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с базовыми архитектурами ЭВМ, архитектурами программного обеспечения и в целом вычислительных систем, создание практической базы для изучения специальных дисциплин, формирование у студентов знаний и умений, позволяющих давать оценку различным конфигурациям ЭВМ, проводить диагностику состояния ЭВМ, производить оптимальную настройку ЭВМ для решения конкретных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 2.3 Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
ПК 3.2 Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;
– типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;
организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;
– процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;
– основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;
– основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам.
3.2.Уметь:
3.2.1.– получать информацию о параметрах компьютерной системы;
– подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;
– производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Начальные сведения о работе и устройстве вычислительных систем. техники.
1.1. История развития вычислительной техники. Цифровые и аналоговые вычислительные машины. Варианты классификации ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ. Иерархическое описание ЭВМ. Модель фон Неймана. Основные характеристики ЭВМ. Принцип открытой архитектуры. Лекции 3 4 ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. - Вычислительные устройства и приборы,история вопроса (Время — события — люди); - Физическое представление обрабатываемой информации; - Поколения ЭВМ; Сферы применения ЭВМ и методы использования: Классификация ЭВМ по производительности и габаритным характеристикам. - Вычислительные устройства и приборы,история вопроса (Время — события — люди); - Физическое представление обрабатываемой информации; - Поколения ЭВМ; Сферы применения ЭВМ и методы использования: Классификация ЭВМ по производительности и габаритным характеристикам. Сам. работа 3 4 ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Тема 2. Функционирование вычислительных систем.
2.1. Принцип работы вычислительной системы. Начальный запуск и самотестирование. Архитектура компьютера. Понятие интерфейса. Состав персонального компьютера (ПК). Функциональные характеристики ЭВМ (ПК). Структура компьютера и взаимодействие его устройств. Структурная схема операционного блока IBM PC AT286. . Эволюция структуры 32-битовых компьютеров, построенных на базе 32 разрядных микропроцессоров семейства i386 и i486. Структурная организация персональных компьютеров на базе микропроцессоров Pentium. Лекции 3 10 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
2.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
2.3. Классификация поколений отечественных ЭВМ по методам использования и сферам применения; Основные характеристики ЭВМ IBM PC второго поколения; Основные характеристики ЭВМ IBM PC третьего поколения; Основные характеристики ЭВМ IBM PC четвертого поколения; Основные характеристики ЭВМ IBM PC класса Pentium. Сам. работа 3 4 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Тема 3. Логические и арифметические основы и принципы работы вычислительных систем.
3.1. Булева алгебра и элементы ее реализации. Системы счисления. Представление чисел в различных системах счисления. Представление информации в ЭВМ. Лекции 3 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л2.1
3.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 8 ПК 3.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л2.1
3.3. Представление чисел в различных системах счисления. Плавающая запятая (точка) . Представление информации в ЭВМ. Прямой код. Арифметические операции с числами, представленными в формате с плавающей запятой. Арифметические операции над десятичными числами. Машинная арифметика в остаточных классах. Кодирование символьной информации. Кодирование и обработка чисел. . Прямой код. Алгебраическое сложение и вычитание в прямом коде. Обратный код и выполнение алгебраического сложения в нем. Дополнительный код и арифметические операции в нем. Алгоритмы алгебраического сложения в обратном и дополнительном кодах. Алгоритмы умножения. Алгоритмы деления. Арифметические операции с числами, представленными в формате с плавающей запятой. Арифметические операции над десятичными числами. Машинная арифметика в остаточных классах. Сам. работа 3 8 ПК 3.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Тема 4. Функциональная организация вычислительных систем.
4.1. Процессор, структура и функционирование. Командный цикл процессора. Система команд процессора: Форматы команд. Способы адресации. Система операций. Классы и архитектура процессоров. Характеристика CISC, RISC, VISC, VLIW архитектуры процессоров. Общая логическая структура микропроцессора. Лекции 3 2 ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
4.3. - Структура абстрактного центрального устройства ЭВМ Процессор и его устройство, структура и функционирование.Такт работы процессора. Системы команд и соответствующие классы процессоров Классы процессоров, матричные и векторные процессоры; Семейство процессоров Pentium; Микроархитектура, процессоров фирм Intel, Zilog, Motorola. Технологии повышения производительности процессоров. Конвейерная обработка команд (pipelining). Суперскаляризация. Микропроцессоры AMD , Intel Pentium MMX , основные компоненты процессора Pentium. Сам. работа 3 8 ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Тема 5. Организация устройства вычислительных систем.
5.1. Принцип микропрограммного управления. BIOS и ее настройка. Основные установки CMOS — Standard-CMOS-Setup. Шина ISA (Industry Standard Architecture). Шина EISA (Extended Industry Standard Architecture). Локальные шины VLB и PCI. стандартные шины Архитектура использования интерфейса SCSI. Внешние интерфейсы. Лекции 3 2 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
5.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
5.3. Системные интерфейсы ввода-вывода Внутренние интерфейсы Взаимодействие основных узлов и устройств персонального компьютера при автоматическом выполнении команды Архитектура 32-разрядного микропроцессора Оценка производительности идеального конвейера Конфликты в конвейере и способы минимизации их влияния на производительность процессора Конвейерная организация работы процессора Архитектура взаимодействия элементов с участием USB Разъемы шин ISA, PCI, AGP Схема взаимодействия элементов с использованием AGP Архитектура взаимодействия элементов с участием USB Сам. работа 3 4 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Тема 6. Организация памяти в вычислительных систем.
6.1. Организация оперативной памяти, основные принципы. Расположение слов в памяти. Операции с памятью. Динамическая память. Статическая память. Концепция многоуровневой памяти. Сверхоперативная память. Виртуальная память. Лекции 3 2 ПК 3.4, ПК 3.1, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.2, Л2.1
6.2. Конкретные системы оперативной памяти. модификации систем динамической оперативной памяти.(FPM DRAM (Fast page mode DRAM) Временная диаграмма EDO DRAM Организация SDRAM. Варианты построения RDRAM Сам. работа 3 4 ПК 3.4, ПК 3.1, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 3.4, ПК 3.1, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Тема 7. Классы архитектур вычислительных систем.
7.1. Архитектура многопроцессорной ВС. Архитектура с параллельными процессорами. Уровни и средства комплексирования. Логические и физические уровни. Классификация архитектуры вычислительных систем с параллельной обработкой данных. Векторно-конвейерные компьютеры. Классические мультипроцессоры. Матричные процессоры: Представление фон-неймановской архитектуры по Скилликорну. Классификация Хендлера. Системы архитектуры MIMD (Флинн) в интерпретации Хокни. Примеры архитектур вычислительных систем Лекции 3 2 ПК 3.4, ПК 1.2, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
7.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 3.4, ПК 1.2, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
7.3. Уровни комплексирования машин в вычислительную систему. Классификация Флинна:. - S1SD, - MISD; - SIMD, - MIMD Классификация Джонсона. Классификация Базу. Классификация Дункана Классификация Кришнамарфи. Классификация Скилликорна. Сам. работа 3 4 ПК 3.4, ПК 1.2, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Эволюция архитектур вычислительных систем микропроцессоров и микро ЭВМ.
8.1. Защищенный режим и организация памяти. Мультизадачность. Прерывания и особые случаи. Средства отладки. Увеличение быстродействия процессора. Однокристальные микро ЭВМ. Обобщенные представления об архитектуре вычислительных машин, систем и сетей. Лекции 3 6 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.2, Л2.1
8.2. Тестирование, обсуждение материала лекций, докладов. Практические 3 6 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.2, Л2.1
8.3. Основные характеристики мультипрограммного режима работы ЭВМ Организация работы мультипрограммных ЭВМ Дисциплины распределения ресурсов мультипрограммной. ЭВМ Схема распределения ресурса при многоочередной дисциплине обслуживания Схема распределения ресурса при многоочередной дисциплине обслуживания со статическим указанием приоритетов программ. Сам. работа 3 4 ПК 3.4, ПК 3.2, ПК 1.5, ОК 6, ОК 5 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Цифровые и аналоговые вычислительные машины. Варианты классификации ЭВМ.
2. Классическая архитектура ЭВМ. Иерархическое описание ЭВМ.
3. Модель фон Неймана. Основные характеристики ЭВМ. Принцип открытой архитектуры.
4. Принцип работы вычислительной системы. Начальный запуск и самотестирование.
5. Архитектура компьютера. Понятие интерфейса.
6. Состав персонального компьютера (ПК). Функциональные характеристики ЭВМ (ПК).
7. Структура компьютера и взаимодействие его устройств.
8. Структурная схема операционного блока IBM PC AT286.
9. Эволюция структуры 32-битовых компьютеров, построенных на базе 32 разрядных микропроцессоров семейства i386 и i486.
10. Структурная организация персональных компьютеров на базе микропроцессоров Pentium.
11. Системы счисления. Представление чисел в различных системах счисления.
12. Представление информации в ЭВМ. Прямой код. Алгебраическое сложение и вычитание в прямом коде.
13. Процессор, структура и функционирование. Командный цикл процессора.
14. Система команд процессора: Форматы команд. Способы адресации. Система операций.
15. Классы и архитектура процессоров. Характеристика CISC, RISC, VISC, VLIW архитектуры процессоров.
16. Общая логическая структура микропроцессора. Микроархитектура процессоров Intel.
17. Общая логическая структура микропроцессора. Микроархитектура процессоров фирмы Zilog.
18. Общая логическая структура микропроцессора. Микроархитектура процессоров фирмы Motorola.
19. Общая логическая структура микропроцессора. Микроархитектура процессоров фирмы АМD.
20. Технологии повышения производительности процессоров. Конвейерная обработка команд (pipelining).
21. Суперскаляризация. Микропроцессоры AMD , Intel Pentium MMX , основные компоненты процессора Pentium.
22. Принцип микропрограммного управления. BIOS и ее настройка.
23. Основные установки BIOS CMOS — Standard-CMOS-Setup.
24. Шина ISA (Industry Standard Architecture).
25. Шина EISA (Extended Industry Standard Architecture).
26. Локальные шины VLB и PCI, стандартные шины.
27. Архитектура использования интерфейса SCSI. Внешние интерфейсы.
28. Организация оперативной памяти, основные принципы. Расположение слов в памяти.
29. Операции с памятью. Динамическая память. Статическая память.
30. Концепция многоуровневой памяти. Сверхоперативная память. Виртуальная память.
31. Архитектура с параллельными процессорами. Уровни и средства комплексирования.
32. Логические и физические уровни. архитектуры вычислительных систем.
33. Классификация архитектуры вычислительных систем с параллельной обработкой данных.
34. Векторно-конвейерные компьютеры.
35. Классические мультипроцессоры. Матричные процессоры:
36. Представление фон-неймановской архитектуры по Скилликорну.
37. Классификация Хендлера.
38. Классификация Джонсона.
39. Классификация Базу.
40. Классификация Дункана.
41. Классификация Кришнамарфи.
42. Классификация архитектур вычислительных систем по Флинну.
43. Сущность и основные понятия архитектуры вычислительных систем ОКОД (SISD архитектура).
44. Сущность и основные понятия архитектуры вычислительных систем OКМД (SIМD архитектура).
45. . Сущность и основные понятия архитектуры вычислительных систем МКОД (МISD архитектура).
46 . Сущность и основные понятия архитектуры вычислительных систем МКМД (MIMD архитектура).
47. Многопроцессорные системы. Характеристика одноуровневой и иерархической вычислительной системы.
48. Характеристика многопроцессорной системы с общей модульной оперативной памятью данных.
49. Характеристика многопроцессорной системы с индивидуальной (раздельной) памятью данных.
50 . Характеристика многопроцессорной системы с вспомогательной общей оперативной памятью ОЗУ.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.прил.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_архитектура.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. П. Новожилов Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 О. П. Новожилов Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Г. Плотникова Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): учеб. пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Windows лицензия Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012;
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html;
VBox, https://www.virtualbox.org/manual/ch01.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 204 (филиал в г. Бийске) полигон вычислительной техники – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины “ Архитектура компьютерных систем ” необходимо регулярное посещение лекций и практических занятий, а также выполнение домашних заданий в рамках самостоятельной работы. Задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала и позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала и обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, научные выводы и практические рекомендации. Необходимо задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения основных положений, а также дорабатывать конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу и ознакомиться с дополнительной литературой. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента, который может применять собственные сокращения и символы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим студентом. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее и осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и материалами из Интернет является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, что позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого учебного материала.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- решить основные типовые задачи;
- составить краткие конспекты ответов по материалам, вынесенным на самостоятельное изучение.

При изучении данной дисциплины студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Необходимо внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по билетам в каждом из которых, как правило, два теоретических вопроса и один практический.