МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2022_9кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
преподаватель, Замоломская Анастасия Евгеньевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Вторая мировая война
1.1. СССР в годы Великой Отечественной войны Лекции 3 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. СССР в годы Великой Отечественной войны Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. СССР в годы Великой Отечественной войны Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Послевоенная реконструкция и начало «холодной войны» (1945-первая половина 1950-х гг.)
2.1. Послевоенное устройство мира. Холодная война и раскол Европы. Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Послевоенное развитие СССР в 1945-1953 гг. Лекции 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. СССР в первые послевоенные годы. Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Россия и мир в период научно-технической революции, сосуществования и борьбы двух систем (конец 1950-х – 1960-е гг).
3.1. Развитие СССР во второй половине 1950-х первой половине 1960-х гг.: попытки реформирования общества. Лекции 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. СССР в период "Оттепели". Практические 3 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Россия и мир в период научно-технической революции, сосуществования и борьбы двух систем (конец 1950-х – 1960-е гг). Сам. работа 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. СССР в 1953-1964 гг. Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Россия и мир в период нового этапа научно-технической революции, структурных кризисов, преобразований (1970-1980-е гг)
4.1. Внутренняя и внешняя политика СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов. Политика разрядки. Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. СССР в период застоя Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Общественная жизнь и культурное развитие в СССР в середине 60-х-середине 80- х гг. XX века Сам. работа 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.)
5.1. Социально-экономический кризис в СССР. Экономические реформы середины 80-х. Реформа политической системы: цели, этапы Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Перестройка во внешней политике – концепция нового политического мышления. Демократические революции в Восточной Европе. Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Итоги перестройки в СССР. Распад Советского Союза и образование СНГ. Практические 3 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.4. СССР в годы Перестройки Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в 90-е гг. XX в.
6.1. Формирование Российской государственности. Геополитическое положение и внешняя политика России в 90-е годы. Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Российская Федерация в 90-е гг. XX века Практические 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в первом-втором десятилетиях XXI в.
7.1. Политика, экономика и социальное развитие России в начале XXI века. Лекции 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.2. Основные направления внешней политики РФ в первом десятилетии XXI века Практические 3 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.3. Итоги развития Российской Федерации в 2000-2022 гг. Практические 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6162
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме диф.зачета по итогам освоения дисциплины.

Примерные тестовые задания:

1. Что относится к причинам «холодной войны»?
а) стремление европейских государств не допустить усиления одного из государств
б) борьба СССР за свершение мировой революции
в) борьба сверхдержав за сферы своего влияния
2. Советские войска были выведены из Афганистана
а) в 1985 г.
б) в 1989 г.
в) в 1990 г.
г) в 1991 г.
3. В чем особенность конституции СССР 1977 г.?
а) была разработана для замены «сталинской» Конституции 1936 г.
б) подчеркнуть успешность реформ периода правления Л.И. Брежнева
в) для признания СССР в мировом сообществе как демократического государства
4. Беловежские соглашения о создании СНГ были подписаны 8 декабря 1991 г. между
а) РСФСР, Молдавией и Белоруссией
б) РСФСР, Украиной и Белоруссией
в) РСФСР, Грузией и Украиной
5. В докладе Н.С. Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий» было заявлено
а) о реабилитации Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого
б) об ответственности высших военных за трагическое начало Великой Отечественной войны
в) о вине Сталина за массовые репрессии
6. В каком году была создана Организация Варшавского договора?
а) в 1947 г.
б) в 1953 г.
в) в 1955 г.
г) в 1967 г.
7. В каком году состоялся XX съезд КПСС?
а) в 1954 г.
б) в 1956 г.
в) в 1962 г.
г) в 1970 г.
8. СССР как государство был ликвидирован решением:
а) референдума
б) Беловежской тройки (Ельцин, Кравчук, Шушкевич)
в) М.С. Горбачева о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего
г) спецслужб США
9. Лидером КПСС в сентябре 1953 г. был избран:
а) Н.С. Хрущев
б) Г.М. Маленков
в) Л.М. Каганович
г) Л.И. Брежнев
10. Программа коммунистического строительства была принята на XXII съезде КПСС в
а) 1959 г.
б) 1961 г.
в) 1962 г.
г) 1963 г.
11. Первый полет человека в космос в СССР был осуществлен:
а) 12 марта 1960 г.
б) 12 апреля 1961 г.
в) 12 мая 1962 г.
г) 12 июня 1990 г.
12. Многопартийная система получила возможность формироваться в результате политических реформ:
а) Н.С. Хрущева
б) Л.И. Брежнева
в) М.С. Горбачева
г) Б.Н. Ельцина
13.Летом 1943 года состоялась:
а) битва за Крым
б) операция «Багратион»
в) Курская битва
14.Крупнейшим танковым сражением Великой Отечественной войны является:
а) тульское
б) прохоровское
в) харьковское
г) берлинское
15.Великая Отечественная война началась:
а) 22 июня 1945 г.
б) 22 июля 1941 г.
в) 22 июня 1941 г.
г) 26 июля 1941 г.
16.Крупная военная операция НАТО по урегулированию межэтнического конфликта в 1999 году была проведена:
а) в Турции
б) в Ираке
в) в Югославии
г) в Афганистане
17.Крупнейшее танковое сражение в годы Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы
а) Сталинградской
б) Курской
в) Берлинской
г) Московской
18.Восстановление экономики после Великой Отечественной войны было решено начать
а) с сельского хозяйства
б) с тяжелой промышленности
в) с добывающей промышленности
г) с железнодорожного строительства
19.Ликвидация системы ГУЛАГа была начата
а) 1954
б) 1953
в) 1965
г) 1956
20.В каком году состоялся XX съезд КПСС?
а) 1955
б) 1960
в) 1956
г) 1958
21.В докладе Н.С. Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий» было заявлено
а) о реабилитации Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого
б) о необходимости пересмотра стратегических целей партии
в) об ответственности высших военных за трагическое начало Великой Отечественной войны
г) о вине Сталина за массовые репрессии
22.Какие изменения были внесены в Конституцию Российской Федерации в 2008 году?
а) Увеличилась роль партий в жизни государства.
б) Произошло расширение прав Федерального Собрания.
в) Госдума получила контроль над исполнительной властью.
г) Увеличился до шести лет срок полномочий президента.
23.Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?
а) 1986
б) 1985
в) 1983
г) 1988
24.Главный итог Московской битвы:
а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования
б) был сорван план "молниеносной войны"
в) был открыт второй фронт в Европе
г) столица оказалась в руках гитлеровцев
25.Что было одной из причин неудач в реформировании советской экономики при Н.С. Хрущеве?
а) рост зависимости экономики от иностранных вложений
б) нежелание партийного руководства отказаться от директивных методов управления
в) перевод государственных предприятий на хозрасчет
г) неприятие населением, проводимой Хрущевым политики "шоковой терапии"

Ответы к тесту:

1 в
2 б
3 а
4 б
5 в
6 в
7 б
8 б
9 а
10 б
11 б
12 г
13 в
14 б
15 в
16 в
17 б
18 б
19 а
20 в
21 г
22 г
23 а
24 б
25 б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично»)- 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)- 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения диф.зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rдиф.зачета
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6162
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Диф.зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -0-49% правильных ответов
Приложения
Приложение 1.   Контроль (4).docx
Приложение 2.   ФОС _История_ 2023 (9) (1).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией М. В. Ходякова История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 под редакцией Л. И. Семенниковой История России. ХХ — начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л2.3 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "История России XX век" portal.edu.asu.ru
Э2 www.elibrary.ru ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "История" в ходе лекционной, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: видео-практикум (просмотр фильма и обсуждение вопросов), тестирование, подготовка презентации с использование информационно-коммуникационных технологий.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов малыми группами, работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса.
Методические рекомендации к теоретическому обучению
Основной формой реализации теоретического обучения является лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом преподаватель в установленном порядке может использовать технические средства обучения.
Эффективность освоения студентами учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть учащийся.
Изучение дисциплины «История» требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и краткой рациональной ее записи.
Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию.
Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.
Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и студентом. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические (семинарские) и занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на лекционных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1. организационный
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу;
подбор рекомендованной литературы;
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы необходимо стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения и т.д.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.
Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Основные рекомендации по работе с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того, насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1 Информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию).
2 Усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений).
3 Аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему).
4 Творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1 Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2 Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3 Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4 Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5 Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – это сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.