МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История городов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.;к.и.н., доц., Валькова К.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рабочая программа дисциплины
История городов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Назаров Иван Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине Х1Х в. Формирование научной картины урбанизационных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.4.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Материал по истории России второй половины ХIХ в. и по процессам урбанизации в данный период.
Основные методологические концепции и подходы к изучению данного периода.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
Работать с историческими источниками, реконструировать события отечественной истории второй половины ХIХ в.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.
Навыками применения знаний, полученных в результате освоения курса в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы.
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Историография проблемы. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в.
2.1. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Транспортная функция городов
3.1. Транспортная функция городов Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Транспортная функция городов Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Транспортная функция городов Сам. работа 4 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Промышленная функция городов
4.1. Промышленная функция городов Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Промышленная функция городов Сам. работа 4 18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Города –центры торговли
5.1. Города –центры торговли Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Города –центры торговли Сам. работа 4 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Классовая структура городского населения
6.1. Классовая структура городского населения Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Классовая структура городского населения Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Классовая структура городского населения Сам. работа 4 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Экономика пореформенного города
7.1. Экономика пореформенного города Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Экономика пореформенного города Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.3. Экономика пореформенного города Сам. работа 4 16 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство.
8.1. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Сам. работа 4 14 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура
9.1. Культурная функция городов. Архитектура Лекции 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Культурная функция городов. Архитектура Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4220

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Промышленный переворот представлял собой:
1. замену ручного труда машинным производством
2. раскрепощение населения
3. освобождение от религиозных представлений и догм
4. замену натуральной ренты денежной
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 2: Слова: «Приток иностранных капиталов является... единственным способом ускоренного развития нашей промышленности», - принадлежат:
1. В.М. Чернову
2. П.А. Столыпину
3. В.И. Ленину
4. С.Ю. Витте
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 3: Основные идеи «русского социализма» были сформулированы:
1. А. Герценом
2. Н. Утиным
3. М. Бакуниным
4. Г. Плехановым
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 4: Какое учреждение, существовавшее в Барнауле в XIX веке, называли «магнитной обсерваторией»?
1. Метеостанцию
2. Планетарий
3. Обсерваторию для наблюдения за дальними звездами
4. Лабораторию по испытанию руд на содержание железа
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 5: «Исторические письма» были написаны:
1. М. Бакуниным
2. П. Лавровым
3. П. Ткачевым
4. Н. Михайловским
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 6: Известный ученый-этнограф и краевед С.И. Гуляев в 1867 г. открыл для научного мира:
1. месторождения каменного угля в Кузнецкой котловине
2. рапу озера Большое Яровое
3. ледники горы Белуха
4. радоновые источники Белокурихи
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 7: Покушение на генерал-губернатора С-Петербурга Трепова совершила:
1. Софья Перовская
2. Ольга Натансон
3. Вера Засулич
4. Софья Ковалевская
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 8: Какое утверждение является верным?
1. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 125 миллионов человек.
2. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 140 миллионов человек.
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 9: Какое утверждение является НЕ верным?
1. С.Ю. Витте руководил мирными переговорами с Японией
2. С.Ю. Витте инициатор принятия Манифеста 17 октября 1905 г.
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 10: О каком событии министр иностранных дел А. М. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере»:
1. Парижском мире 1856 г.
2. Сан-Стефанском договоре 1878 г
3. Берлинском конгрессе 1878 г.
4. заключении Тройственного союза в 1882 г.
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 11: В память о героях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Москве был сооружен
1. Петропавловский собор
2. Памятник героям Плевны
3. Собор Василия Блаженного на Красной площади
4. Успенский собор в Кремле
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 12: Источником для ознакомления с жизнью, бытом руссвкого дворянства середины 19 в. являются произведения
1. А. В. Кольцова
2. А. П. Чехова
3. М. Горького
4. И. С. Тургенева
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 13: Представители русской общественной мысли 1870-1880-х гг, последователи теории русского, общинного социализма, считавшие, что Россия должна развиваться самостоятельным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1. эсерами
2. народниками
3. социал-демократами
4. легальными марксистами
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 14: «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены
1. Павлом I
2. Александром I
3. Николаем I
4. Александром II
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 15: Назовите русского композитора, автора оперы «Борис Годунов»
1. А.П.Бородин
2. Н.А.Римский-Корсаков
3. П.И.Чайковский
4. М.П.Мусоргский
ОТВЕТ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» (зачтено) – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» (зачтено) – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» (зачтено) – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» (незачтено) – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Еще в начале столетия жители ______________ жили спокойной и размеренный образ жизни. Все изменилось после пожара и бурного роста промышленности. Жизнь в ______________в XIX веке - это отображение русской культуры. В отличие от Петербурга, ориентированного на запад, дворяне и небогатые москвичи очень чтили народные традиции. С Рождества начинался сезон празднеств, который включал в себя гулянья на Новый год и масленицу. Но перед Великим постом торжества постепенно прекращались. В это время было принято закрывать рестораны и трактиры, потому что их никто не посещал.
Ответ: Москва

ВОПРОС 2: Как называлась ярмарка описанная в романе «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
«_______ теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности… На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка…»
ОТВЕТ: Ирбитская

ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Достоевского. О каком городе идет речь?
«В … мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видя еще нас, прямо пригласил нас через Семенова на бал. Он мне очень понравился. О … я не пишу Вам. Я с ними со многими познакомился. Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!..»
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 4: В __________________ - географическом центре региона - к концу XIX века наиболее значительными предприятиями были суконная фабрика купцов Злоказовых (около 600 рабочих), льноткацкая Макаровых (около 500 рабочих), спичечная Ворожцова и Логинова (более 400), механический завод Ф.Е. Ятеса (300). Рядом с городом размещался большой Верх-Исетский металлургический завод (около 4 тыс. рабочих). Всего в 1900 г. в городе насчитывалось 83 предприятия и они дали продукции на 5,7 млн. руб.
ОТВЕТ: Екатеринбург

ВОПРОС 5:В каком году в Барнауле по инициативе городской думы была открыта городская публичная библиотека, преемницей которой является Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова?
ОТВЕТ:1888 г.

ВОПРОС 6: Одна из главных книг_________________ – «Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее» – впервые была издана в Петербурге в 1882 году и представляла собой, по словам самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов».
ОТВЕТ:Н.М. Ядринцев

ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний В.А. Гиляровского. Какую проблему затронул писатель?
«Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной - беглые крепостные, мелкие воры, нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из близлежащих деревень. Все это развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции».
ОТВЕТ: отсутствие муниципального жилья

ВОПРОС 8: На высоком профессиональном уровне выполнены работы томского архитектора ___________________, его постройки в стиле модерн хронологически больше относятся к рубежу и началу XX в., в их числе дом Г. Флеера, ипподром, аптека «Штоль и Шмидт» в Томске, особняк Н.И. Ассанова в Бийске. ОТВЕТ: К. Лыгин

ВОПРОС 9:Прочтите высказывание В.А. Герценштейна. О каком композиторе идет речь? "Созданной им драмой он осветил умы зрителей и читателей, он внес не один светлый луч в царившее вокруг темное царство, он вдохнул в людей чувства человечности, и это благодетельное влияние отразилось на всей их дальнейшей жизни!.."
ОТВЕТ: А.Н. Островский

ВОПРОС 10: Император Александр III в марте 1891 года подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю _____________ железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы ___________ с сетью внутренних рельсовых сообщений».
ОТВЕТ:Сибирь

ВОПРОС 11: Какое название критик В.В. Стасов дал творческому объединению композиторов второй половины XIX в. под руководством М. Балакирева?
ОТВЕТ: «могучая кучка»

ВОПРОС 12: Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.
«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы ... с предложением петербургским художникам примкнуть к ... Товариществу. Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества. В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого любов и др.».
ОТВЕТ: передвижники

ВОПРОС 14: Прочтите письмо И.С. Тургенева А.И. Герцену. Укажите название исторического документа, о котором идет речь в данном письме.
«...До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык ... немцем…».
ОТВЕТ: Манифест об отмене крепостного права

ВОПРОС 15: В каком городе проходила Макарьевская ярмарка?
ОТВЕТ:Нижний Новгород

ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название города о котором идет речь
«...Дам тебе понятие, в каком положении наши дела в [городе]. Город осаждён с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошёл к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительно неприступных. Я провёл неделю в крепости и до последнего дня бродил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей. Неприятель уже более трёх недель подошёл в одном месте на 80 сажен и не идёт вперёд; при малейшем движении вперёд его засыпают градом снарядов. Дух в войске выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?»  — и войска отвечали: «Умрём, ваше превосходительство, ура!» И это не был эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на, которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб (противника). Женщины носят воду на бастионы для солдат... Чудное время!..
Бомбардирование 5-го числа останется самым блестящим, славным подвигом не только в русской, но и во всемирной истории. Более 1500 орудий два дня действовали по городу и не только не дали сдаться ему, но не заставили замолчать и одну двухсотую наших батарей. Ежели, как мне кажется, в России невыгодно смотрят на эту кампанию, то потомство поставит её выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже меньшими силами, с одними штыками и с худшими войсками в России (как 6-й корпус), дерёмся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот, вооружённый 3000 орудиями, отлично вооружённым штуцерами, и с лучшими его войсками...»
ОТВЕТ:Севастополь

ВОПРОС 17: Какое неофициальное название получила построенная в1845 - 1851 гг. железная дорога Петербург - Москва
ОТВЕТ:Николаевская

ВОПРОС 18: Прочтите фрагмент воспоминаний Сергея Ольденбурга. Укажите имя монарха, о котором идет в нем речь.
«Он повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60−70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России… После эпохи великих реформ, после войны 1877−1878 годов, этого огромного напряжения русских сил в интересах балканского славянства, — России во всяком случае была необходима передышка. Надо было освоить, «переварить» произошедшие сдвиги».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 19: Какой город России в конце XIX в. получил неофициальное название «сибирские Афины»?
ОТВЕТ: Томск

ВОПРОС 20: Прочтите выдержку из завещания крупного мецената и коллекционера второй половины XIX в. Укажите автора завещания.
Москва тысяча восемьсот девяносто шестого года сентября шестого дня. Я, нижеподписавшийся коммерции советник, потомственный почетный гражданин … находясь в здравом уме и твердой памяти заблагорассудил на случай моей смерти сделать сие духовное завещание в следующем:
… Дом в Лаврушинском переулке рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится художественная галерея.
… Собрание древней русской живописи (иконы) и художественные изделия, какие останутся в моей квартире, также принадлежащие мне картины, могущие находиться в квартире или на выставках, передать Московской Городской Художественной имени .. галерее.
ОТВЕТ: П.М. Третьяков

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : М. : Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420
Л2.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : М. : Кучково поле, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421
Л2.3 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "История городов России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "История городов России" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.