МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
Администратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2023_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 26 26 26 26
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
преподаватель, Кузнецов Александр Владимирович

Рецензент(ы):
к.т.н, Колгатин В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
зав. СПО Торопчина Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

3.2.Уметь:
3.2.1.- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» Лекции 8 24 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.7
Раздел 2. Общая классификация чрезвычайных ситуаций
2.1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного происхождения
3.1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций геологического, метеорологического и гидрологического характера Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
3.2. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного происхождения Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
3.3. Средства пожаротушения и их использование Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения
4.1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Лекции 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
4.2. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера без загрязнения окружающей среды Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
4.3. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера с загрязнением окружающей среды Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 5. Чрезвычайные ситуации социального происхождения
5.1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций социального характера Лекции 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
5.2. Действия населения при угрозе террористического акта Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации военного времени
6.1. Характеристика и классификация поражающих факторов ядерного оружия Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
6.2. Защита от химического и биологического оружия Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 7. Организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций
7.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
7.2. Мероприятия РСЧС и гражданской обороны по организации защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 8. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций
8.1. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики. Рабочее место Практические 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 9. Основы военной службы
9.1. Национальная безопасность Российской Федерации и структура Вооруженных Сил Лекции 8 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
9.2. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы Практические 8 7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
Раздел 10. Здоровый образ жизни и основы медицинских знаний
10.1. Здоровый образ жизни Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
10.2. Вредные привычки Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
10.3. Биоритмы. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
10.4. Общие правила оказания первой медицинской помощи Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
10.5. Первая помощь при ранениях Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7
10.6. Первая помощь при кровотечениях Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л2.1, Л2.5, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Почему важно изучение курса БЖ?
2. Сформулируйте лично для себя ту позицию, которая значима для вас по обеспечению собственной жизнедеятельности. Проанализируйте, все ли знания и умения есть у вас для того, чтобы реализовать эту позицию.
3. Составьте список из 5 предметов, которые должен иметь человек для выживания в условиях автономного пребывания в природе, и обосновать их наличие в списке.
4. Как в аварийной ситуации обеспечить себя продуктами питания?
5. Сформулируйте основные правила поведения человека в условиях вынужденной автономии в природных условиях?
6. Какими способами можно определить стороны горизонта по небесным светилам?
7. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?
8. Для чего необходимо оборудование временного жилища? Какие факторы влияют на выбор типа временного укрытия?
9. Какими способами можно добывать воду в условиях природной среды? Назовите способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.
10. Дайте определение понятия «криминогенная ситуация».
11. Что такое обеспечение личной безопасности?
12. Какие ситуации наиболее актуальны в вашем районе?
13. Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать во время прогулки по улице, в общественных местах, возвращаясь домой поздно вечером, если вас преследуют, в общественном транспорте, на железнодорожном транспорте, в подъезде дома, при входе в подъезд или квартиру, в лифте и т.д.?
14. Каковы наиболее опасные преступления против личности и виды наказания за их совершение?
15. С какого возраста наступает уголовная ответственность за угон транспортных средств?
16. Перечислите преступления, за которые предусмотрена ответственность лиц до 16 лет.
17. Какие статьи УК специально посвящены защите несовершеннолетних?
18. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним?
19. Что такое чрезвычайная ситуация природного характера?
20. Что понимается под стихийным бедствием?
21. Алгоритм действий при ЧС.
22. Правила поведения при землетрясениях, буре и сильном ветре, лесном пожаре, лавине, под снегом, при наводнении и др.
23. Что такое ЧС техногенного характера?
24. Действия в зоне радиоактивного заражения, при пожаре в доме, возгорании телевизора, компьютера, камина, одежды, сковородки, утюга и др.
25. Что такое РСЧС, ее назначение и задачи?
26. Какова структура РСЧС?
27. Что такое Гражданская оборона? Ее цели и задачи?
28. Какие функции выполняет Гражданская оборона в военное время? В мирное время?
29. Какие существуют сигналы оповещения Гражданской обороны и порядок действия по ним?
30. Что такое ядерное оружие? Его поражающие факторы? Виды ядерных взрывов?
31. Действия населения при получении сигнала о радиационной опасности?
32. Индивидуальные и коллективные средства защиты.
33. Что такое химическое оружие, отравляющие вещества (ОВ)?
34. Классификация ОВ? Компоненты, средства доставки? Краткая характеристика.
35. Что такое бактериологическое оружие, его характеристика?
36. Что представляет собой противопыльная тканевая маска?
37.Что является переносчиками заболеваний, вызванных применением бактериологического оружия?
38. Характеристика зажигательного оружия (напалм, пирогель, термитные составы, белый фосфор).
39. Характеристика обычных средств поражения и высокоточного оружия.
40. Как осуществляется оповещение населения и действия по сигналам Гражданской обороны.
41. Виды защитных сооружений, их характеристика. Правила поведения в защитных сооружениях.
42. Средства защиты органов дыхания, кожи, медицинские СИЗ.
43. Какие аварийно-спасательные работы проводятся силами и средствами ГО в зонах ЧС?
44. Каковы основные причины загрязнения окружающей среды?
45. Назовите основные источники загрязнения окружающей среды?
46. Приведите примеры влияния на здоровье человека различных экологических факторов.
47. Какие инфекционные заболевания вы знаете? Охарактеризуйте их.
48. Назовите периоды развития инфекционных болезней.
49. Назовите причины, симптомы, пути передачи, способы профилактики гриппа (коклюша, ботулизма, холеры, ангины и др.).
50. Что такое здоровый образ жизни?
51. Перечислите основные составляющие ЗОЖ. Какие из них наиболее важны в подростковый период?
52. Какие вы можете дать рекомендации по здоровому образу жизни?
53. Что включает в себя понятие «гигиена умственного труда»?
54. Как должна учитываться динамика индивидуальных биологических ритмов в режиме дня?
55. Что такое стресс и способы борьбы с ним?
56. Причины и способы борьбы с депрессией.
57. Какие пищевые привычки могут привести к нарушениям здоровья?
58. Влияние на здоровье и последствия употребления алкоголя, никотина, наркотиков.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
2. Взаимодействие человека и среды обитания.
3. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
4. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
5. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
6. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
8. Роль физической культуры в сохранении здоровья.
9. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
10. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
11. Табакокурение и его влияние на здоровье.
12. Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
13. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
14. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
15. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
16. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
17. Терроризм как основная социальная опасность современности.
18. Космические опасности: мифы и реальность.
19. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
20. Оповещение и информирование населения об опасности.
21. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
22. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
23. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
24. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
25. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
26. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
27. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
28. Символы воинской чести.
29. Патриотизм и верность воинскому долгу.
30. Дни воинской славы России.
31. Города-герои Российской Федерации.
32. Города воинской славы Российской Федерации.
33. Профилактика инфекционных заболеваний.
34. Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
35. СПИД — чума XXI века.
36. Оказание первой помощи при бытовых травмах.
37. Духовность и здоровье семьи.
38. Здоровье родителей — здоровье ребенка.
39. Формирование здорового образа жизни с пеленок.
40. Как стать долгожителем?
41. Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
42. Политика государства по поддержке семьи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Белов С.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Константинов Ю. С., Глаголева О. Л. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРИЕНТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 :: учебник для СПО Юрайт, 2017
Л2.3 Белов С.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Соломин В.П. - отв. ред. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.5 Вишняков Я.Д. - Отв. ред. Безопасность жизнедеятельности. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. : Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.6 Беляков Г.И. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Курдюмов В. И., Зотов Б. И. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БЖД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 203 (филиал в г. Бийске) кабинет безопасности жизнедеятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра, стенды.
№ 203 (филиал в г. Бийске) стрелковый тир – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки). Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; лазерная камера «Рубин»; пистолет Макарова; лазерный стрелковый тренажер для пистолета Макарова; пневматическая винтовка; лазерный стрелковый тренажер для винтовки; мишень спортивная; мишени грудные; активный удлинитель USB; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносной ноутбук.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению знаний.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Основные признаки самостоятельной работы студентов:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;
- владение навыками самостоятельной работы;
- добывание знаний из различных источников;
- создание предпосылок для творческой деятельности.
Виды самостоятельной работы студентов:
1. Конспектирование.
2. Реферирование литературы.
3. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции Дополнение конспекта рекомендованной литературой.
4. Составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии.
5. Подготовка докладов и выступлений.
6. Тренировка по отработке нормативов по пользованию индивидуальными средствами защиты от ОМП и медицинской подготовке.
Формы контроля усвоения материала:
- текущее собеседование и контроль;
- проверка конспектов;
- защита реферата;
- выступление с докладами;
- текущее собеседование и контроль;
- тестирование;
- сдача нормативов по пользованию индивидуальными средствами защиты от ОМП и медицинской подготовке.