МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
Препод., Топоркова Н.И.

Рецензент(ы):
Препод., Богданова И.В.

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 804)

составлена на основании учебного плана:
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
зав. СПО Торопчина Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Содержание программы учебной дисциплины География направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процес-сов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окру-жающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международ-ной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образова-тельных программ, телекоммуникаций и простого общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- географические законы;
- роль и место географии в системе наук;
- основные географические понятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных ис-точников;
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владения географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированности системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владения умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объек-тами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владения умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владения умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владения умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированности представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
- владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Источники географической информации
1.1. Традиционные и новые методы географических исследований Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Геоинформационные системы Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Политическое устройство мира
2.1. Политическая карта мира, исторические этапы ее формирования и современные особенности. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
3.1. Природные условия и природные ресурсы, классификация и ресурсообеспеченность. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Территориальные сочетания природных ресурсов, природно-ресурсный потенциал Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. География населения мира
4.1. Численность и воспроизводство населения. Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Городское и сельское население Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Мировое хозяйство
5.1. Мировая экономика, исторические этапы ее развития, международное географическое разделение труда. Лекции 1 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. География отраслей хозяйства. Сельское хозяйство. Промышленность. Непроизводственная сфера Практические 1 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Регионы мира
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Комплексная экономико географическая характеристика Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Комплексная экономико-географическая характеристика Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.5. География населения и хозяйства Африки Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.6. Сравнительная экономико-географическая характеристика ЮАР и Египта Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.7. География населения и хозяйства Северной Америки Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.8. Комплексная экономико-географическая характеристика США Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.9. География населения хозяйства Латинской Америки Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.10. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки, комплексная экономико-географическая характеристика Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.11. География населения и хозяйства Австралии и Океании Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Россия в современном мире
7.1. Место России на политической карте мира Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Место России в меджународном географическом разделении труда Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
8.1. Глобальные проблемы человечества Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Источники географической информации.
2. Политическое устройство мира.
3. География мировых природных ресурсов.
4. География населения мира.
5. Мировое хозяйство.
6. Современные особенности развития мирового хозяйства.
7. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.
8. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
9. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
10. Регионы мира.
11. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
12. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
13. География населения и хозяйства Африки.
14. География населения и хозяйства Северной Америки.
15. География населения и хозяйства Латинской Америки.
16. География населения и хозяйства Австралии и Океании.
17. Россия в современном мире.
18. Геополитическое положение России.
19. География населения России.
20. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС География инф.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471875
Л1.2 Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Калуцков География России: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EE5083B0-E586-43B0-87A9-1C183E9F72FC
Л2.2 Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика : учебник для СПО Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru/book/960E3DD0-090A-44B9-B2EF-CC043F5E6817.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "География" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; карты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.