Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 09.02.07. Информационные системы и программирование |
Профиль | Администратор баз данных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_11кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12,170000076294 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 100 | 100 | 100 | 100 |
Практические | 106 | 106 | 106 | 106 |
Итого | 206 | 206 | 206 | 206 |
1.1. | формирование умений и практического опыта в части освоения вида профессиональной деятельности "Разработка и администрирование баз данных" |
---|
Цикл (раздел) ООП: МДК.04 |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 7.1. | Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. |
ПК 7.2. | Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. |
ПК 7.3. | Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
ПК 7.4. | Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. |
ПК 7.5. | Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний Основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных Современные инструментальные средства разработки схемы базы данных Методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных Структуры данных в СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров Методы организации целостности данных Способы контроля доступа к данным и управления привилегиями Основные методы и средства защиты данных в базах данных Модели и структуры информационных систем Основы разработки приложений баз данных |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам Работать с современными Case-средствами проектирования баз данных Формировать и настраивать схему базы данных Разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL Создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных Применять стандартные методы для защиты объектов базы данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь практический опыт: работы с объектами базы данныхв конкретно системы управоения базами данных; использования средств заполнения базы данных; использования стандартных методов защиты объектов базы данных |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в предмет | ||||||
1.1. | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией проектирования информационных систем. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | Лекции | 4 | 6 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Теория проектирования баз данных | ||||||
2.1. | Информационные системы с базами данных. Тест №1 | Лекции | 4 | 8 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Предметная область базы данных и ее модели | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Моделирование предметной области. Тест №2. | Практические | 4 | 8 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Основные понятия теории проектирования баз данных | Лекции | 4 | 2 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Реляционная модель данных. Функциональные зависимости | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Нормализация данных, построение логической модели данных. Тест № 3 | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Нормализация данных. Тест №4 | Практические | 4 | 8 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Введение в структурированный язык запросов - SQL | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Простые однотабличные запросы | Практические | 4 | 4 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Простые однотабличные запросы. Условия, дата и время | Практические | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Условия, дата и время. Агрегатные функции | Практические | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Многотабличные запросы | Практические | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Введение в структурированный язык запросов - SQL | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Создание физической модели базы данных. | Лекции | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Язык SQL как средство разработки БД | Практические | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Подготовка скрипта БД и его реализация средствами СУБД | Практические | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Тестирование и эксплуатация БД | Практические | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Оптимизация обработки запросов в реляционных базах данных.Тест №9 | Лекции | 4 | 10 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
2.19. | Основы защиты баз данных | Лекции | 4 | 12 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л2.1 |
2.20. | Организация защиты данных | Практические | 4 | 16 | ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Информация, данные, информационные системы. 2.Концепция баз данных. 3.Модели данных. Обзор основных моделей данных. 4.Модели вычислений. 5.СУБД 6.Понятие предметной области. Информационная модель предметной области базы данных. 7.Диаграммы "сущность-связь". 8.Функциональная модель предметной области базы данных. Контроль качества результатов анализа предметной области. 9.Введение в проектирование базы данных 10.Типовая бизнес-модель процесса проектирования базы данных 11.Бизнес-модель процесса проектирования базы данных: сбор и анализ входных данных 12.Бизнес-модель процесса проектирования реляционной базы данных: создание логической и физической моделей базы данных 13.Основные понятия реляционной модели данных: отношения, формы представления отношений, реляционные операции, объединение отношений, разность отношений, Декартово произведение отношений, проекция отношения, деление отношений, выбор из отношения, соединение отношений. 14.Понятие о логической модели реляционной базы данных 15.Нормализация отношений 16.Виды нормальных форм 17.Методы проектирования логических моделей реляционных баз данных. Декомпозиция и синтез отношений SQL - язык манипулирования данными в реляционной базе данных 18.Объекты реляционной базы данных 19.Домены и допустимые типы данных 20.Создание объектов для хранения данных. Работа с ограничениями 21.Создание физической модели базы данных. Учет влияния транзакций 22.Подготовка скрипта для создания базы данных 23.Введение в оптимизацию запросов 24.Оптимизация обработки запросов 25.Защищаемая информация, информационная безопасность в БД. Угрозы информационной безопасности. Методы хранения и доступа к данным. 26.Защита информации в БД. Резервное копирование и восстановление данных. 27.Политика законодательства РФ в области защиты информации в БД. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
закреплено в приложении "ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2018" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
закреплено в приложении "ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2018" |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2018.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. М. Илюшечкин | Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО | Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. | Базы данных : учебник для СПО | Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Управление и автоматизация баз данных (преп-ль: Краюшкина Т.В.) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010? №60674416 от 17.07.2012; StarUML v. 5.02.1570 http://staruml.io/eula; Dia http://dia-installer.de; Lazarus http://wiki.lazarus.freepascal.org/lazarus_Faq#Licensing; Microsoft Windows лицензия Vista OEMMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора №126-3 от01.04.2015) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) СПС Гарант (http://www.garant.ru) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 201 (филиал в г. Бийске) | лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 103 (филиал в г. Бийске) | кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов. При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине: 1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем 2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку. П ри подготовке лабораторным занятиям следует: использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; изучить лекционный материал по данной теме; разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия; уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем 3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: конспектирование (составление тезисов) лекций; выполнение контрольных работ, коллоквиума; решение задач; работу со справочной и методической литературой; защиту выполненных работ; участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: повторение лекционного материала; подготовки к лабораторным занятиям; изучения учебной и научной литературы; решения задач, выданных на практических занятиях; подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.; подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя. Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. 4. Дифференцированный зачет по дисциплине К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиум и итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3). Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно прочитать рекомендованную литературу; составить краткие конспекты ответов (планы ответов). Общие рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; пользоваться реферативными и справочными материалами; контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.); использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»; повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса; обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.); использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений). |