МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление и автоматизация баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_11кл
Часов по учебному плану 206
в том числе:
аудиторные занятия 206
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 100 100 100 100
Практические 106 106 106 106
Итого 206 206 206 206

Программу составил(и):
Препод., Краюшкина Т.В.

Рецензент(ы):
Препод., Кураев М.И.

Рабочая программа дисциплины
Управление и автоматизация баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование умений и практического опыта в части освоения вида профессиональной деятельности "Разработка и администрирование баз данных"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.
ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
ПК 7.4. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний
Основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных
Современные инструментальные средства разработки схемы базы данных
Методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных
Структуры данных в СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров
Методы организации целостности данных
Способы контроля доступа к данным и управления привилегиями
Основные методы и средства защиты данных в базах данных
Модели и структуры информационных систем
Основы разработки приложений баз данных
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам
Работать с современными Case-средствами проектирования баз данных
Формировать и настраивать схему базы данных
Разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL
Создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных
Применять стандартные методы для защиты объектов базы данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь практический опыт:
работы с объектами базы данныхв конкретно системы управоения базами данных;
использования средств заполнения базы данных;
использования стандартных методов защиты объектов базы данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет
1.1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией проектирования информационных систем. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Лекции 4 6 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория проектирования баз данных
2.1. Информационные системы с базами данных. Тест №1 Лекции 4 8 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.2. Предметная область базы данных и ее модели Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.3. Моделирование предметной области. Тест №2. Практические 4 8 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.4. Основные понятия теории проектирования баз данных Лекции 4 2 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.5. Реляционная модель данных. Функциональные зависимости Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.6. Нормализация данных, построение логической модели данных. Тест № 3 Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.7. Нормализация данных. Тест №4 Практические 4 8 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.8. Введение в структурированный язык запросов - SQL Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.9. Простые однотабличные запросы Практические 4 4 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.10. Простые однотабличные запросы. Условия, дата и время Практические 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.11. Условия, дата и время. Агрегатные функции Практические 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.12. Многотабличные запросы Практические 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.13. Введение в структурированный язык запросов - SQL Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.14. Создание физической модели базы данных. Лекции 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.15. Язык SQL как средство разработки БД Практические 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.16. Подготовка скрипта БД и его реализация средствами СУБД Практические 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.17. Тестирование и эксплуатация БД Практические 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.18. Оптимизация обработки запросов в реляционных базах данных.Тест №9 Лекции 4 10 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1
2.19. Основы защиты баз данных Лекции 4 12 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л2.1
2.20. Организация защиты данных Практические 4 16 ПК 7.5., ПК 7.4., ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Информация, данные, информационные системы.
2.Концепция баз данных.
3.Модели данных. Обзор основных моделей данных.
4.Модели вычислений.
5.СУБД
6.Понятие предметной области. Информационная модель предметной области базы данных.
7.Диаграммы "сущность-связь".
8.Функциональная модель предметной области базы данных. Контроль качества результатов анализа предметной области.
9.Введение в проектирование базы данных
10.Типовая бизнес-модель процесса проектирования базы данных
11.Бизнес-модель процесса проектирования базы данных: сбор и анализ входных данных
12.Бизнес-модель процесса проектирования реляционной базы данных: создание логической и физической моделей базы данных
13.Основные понятия реляционной модели данных: отношения, формы представления отношений, реляционные операции, объединение отношений, разность отношений, Декартово произведение отношений, проекция отношения, деление отношений, выбор из отношения, соединение отношений.
14.Понятие о логической модели реляционной базы данных
15.Нормализация отношений
16.Виды нормальных форм
17.Методы проектирования логических моделей реляционных баз данных. Декомпозиция и синтез отношений SQL - язык манипулирования данными в реляционной базе данных
18.Объекты реляционной базы данных
19.Домены и допустимые типы данных
20.Создание объектов для хранения данных. Работа с ограничениями
21.Создание физической модели базы данных. Учет влияния транзакций
22.Подготовка скрипта для создания базы данных
23.Введение в оптимизацию запросов
24.Оптимизация обработки запросов
25.Защищаемая информация, информационная безопасность в БД. Угрозы информационной безопасности. Методы хранения и доступа к данным.
26.Защита информации в БД. Резервное копирование и восстановление данных.
27.Политика законодательства РФ в области защиты информации в БД.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
закреплено в приложении "ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2018"

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении "ФОС_Технология разработки и защиты баз данных_2018"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. Базы данных : учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление и автоматизация баз данных (преп-ль: Краюшкина Т.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010? №60674416 от 17.07.2012;
StarUML v. 5.02.1570 http://staruml.io/eula;
Dia http://dia-installer.de;
Lazarus http://wiki.lazarus.freepascal.org/lazarus_Faq#Licensing;
Microsoft Windows лицензия Vista OEMMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора №126-3 от01.04.2015)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
П ри подготовке лабораторным занятиям следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
 изучить лекционный материал по данной теме;
 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных работ, коллоквиума;
 решение задач;
 работу со справочной и методической литературой;
 защиту выполненных работ;
 участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
 повторение лекционного материала;
 подготовки к лабораторным занятиям;
 изучения учебной и научной литературы;
 решения задач, выданных на практических занятиях;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
4. Дифференцированный зачет по дисциплине
К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиум и итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Общие рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
 сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
 обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
 фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
 готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
 работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
 пользоваться реферативными и справочными материалами;
 контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
 обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
 пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
 использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
 повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
 обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
 использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).