МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Кассир

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияЗаочная
Учебный планz38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_11кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
преподаватель, Скворцов Максим Александрович

Рецензент(ы):
преподаватель, Калугина Надежда Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Кассир

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины МДК.05.01 «Кассир» является формирование у обучающихся теоретических знаний и развитие практических навыков в деятельности кассира.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Постановления, распоряжения, приказы, руководящие, нормативные и другие материалы вышестоящих органов относительно ведения кассовых операций;
Типовые формы кассовой и банковской документации;
Порядок приема, учета, выдачи хранения денежных средств и ценных бумаг.
3.2.Уметь:
3.2.1.Принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
Составлять кассовую отчетность;
Проверять кассовые документы формально, арифметически и по существу;
Проводить сверку фактического наличия денежных сумм и ценных бу-маг с остатком, указанным в документах;
Осуществлять передачу в соответствии с установленным порядком де-нежных средств сотрудникам, осуществляющим инкассацию;
Составлять описи пришедших в негодность денежных купюр и переда-вать их в банковские учреждения с целью обмена на новые;
Принимать все необходимые меры для обеспечения сохранности вве-ренных ему финансовых средств предотвращения их порчи и хищения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оформления документов и получения на основании утвержденного порядка денежных средств и ценных бумаг в банковских и других и других кредитно - финансовых учреждениях и выплаты сотрудникам организации заработной платы, премии, оплаты командировочных и других расходов;
Заполнения приходно- расходной кассовой документации;
Определения размера остатков кассовой наличности;
Оформления кассовой книги, составления другой кассовой отчетности;
Эксплуатации современной электронно – вычислительной и кон-трольно – кассовой техники;
Организации труда на рабочем месте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение операций с наличными денежными средствами
1.1. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
1.2. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Практические 1 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
1.3. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Сам. работа 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л1.1
1.4. Тема 1.2 Порядок и методика составления первичных документов по оформлению наличного де-нежного обращения и движения денежных средств Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
1.5. Тема 1.2 Порядок и методика составления первичных документов по оформлению наличного де-нежного обращения и движения денежных средств Сам. работа 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
1.6. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
1.7. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Сам. работа 1 4 ПК 1.1., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
1.8. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Сам. работа 1 4 ПК 1.1., ПК 1.3. Л1.1
1.9. Тема 1.4 Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Сам. работа 1 4 ПК 2.2. Л2.1, Л1.1
1.10. Тема 1.4 Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Сам. работа 1 4 ПК 2.2. Л2.1, Л1.1
1.11. Тема 1.5 Порядок оформления кассовой книги, составления кас-совой отчетности и передача кас-совых средств инкассатору Сам. работа 1 4 ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
1.12. Тема 1.5 Порядок оформления кассовой книги, составления кас-совой отчетности и передача кас-совых средств инкассатору Сам. работа 1 4 ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
1.13. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Сам. работа 1 4 ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
1.14. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Сам. работа 1 6 ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
1.15. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Сам. работа 1 4 ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
1.16. Тема 1.7 Учет кассовых операций с применением бухгалтерских программ Сам. работа 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
1.17. Тема 1.7 Учет кассовых операций с применением бухгалтерских программ Сам. работа 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Справочные данные:
ООО «Сибирь»
Директор Жуков А.А., главный бухгалтер Свищук Е.В., кассир Елецкая А.М.
Юридический адрес: г. Бийск, ул. Широтная, д. 127
ИНН 7203056589
Реквизиты банка:
Калининский филиал ОАО Запсибкомбанк, с. Троицкое
Расчетный счет 40702810600000000384
Кор. Счет. 30101810700000000725
БИК 047130725 ИНН 7203045689

Задание:
1. Заполнить приходный ордер № 22 и расходный кассовый ордер № 28.
2. Заполнить отчет кассира за 8-12 марта 2013_ г.
3. Составить корреспонденцию счетов на основании приведенных отчетов кассира за март 2013 г. и записать в журнал регистрации хозяйственных операций.
4. Заполнить журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 за март 2013 г. Подсчитать остаток наличных денежных средств в кассе на конец месяца.
Исходные данные:
Отчет кассира за 1-5 марта 2013г.

№ документа
Дата От кого получено
или кому выдано
Приход
Расход
Остаток на начало дня 3000
15 1.03 От Кошкина П.И. возврат неиспользованных подотчетных сумм 200
16 1.03 Получено по чеку № 139645 на хозяйственные расходы 1000
19 2.03 Подотчет Кошкину П.И. на хозяйственные расходы 800
17 4.03 От ООО «Спектр» за реализованную продукцию, в том числе НДС 1800 руб. 11800
20 5.03 Возмещение перерасхода по авансовому отчету Свищук Е.В. 400
21 5.03 Подотчет Пятову И.И. на командировочные расходы 6000
Остаток на конец дня 8800

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов дифференцированного зачета

1. Организация кассы на предприятии.
2. Оформление бланков строгой отчетности.
3. Подлинность денежных документов.
4. Заполнение Договора материальной ответственности.
5. Платежеспособность денежных документов.
6. Порядок расчета лимита кассы.
7. Порядок ведение кассовых и банковских документов.
8. Заполнение кассовых и банковских документов.
9. Введение кассовой книги. Отчет кассира.
10. Отражение кассовых операций на счетах бухгалтерского учета.
11. Работа с пластиковыми картами.
12. Порядок заполнение кассовой книги.
13. Документы для оформления приема и выдачи денежных средств.
14. Документальное оформление денежных средств.
15. Ревизия кассы.
16. Выбить чек на сумму 326 руб.
17. Кассовая дисциплина.
18. Организации, контролирующие документальное оформление банковских документов.
19. Заполнение кассовой книги.
20. Порядок заполнения расходного кассового ордера.
21. Заполнение расходного кассового ордера.
22. Порядок заполнения приходного кассового ордера.
23. Заполнение приходного кассового ордера.
24. Инвентаризация кассы.
25. Безналичные формы расчетов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Кассир_2023_ЭБУ.docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет:учебник и практикум для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "МДК. 05.01 Кассир" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения междисциплинарного курса «Кассир» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).