МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологические основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2021_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, Капаева О.Г.

Рецензент(ы):
препод., Косенко О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Экологические основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессиоанльного образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освовения дисциплины:
- изучение основных принципов охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- приобретение основных навыков экологической культуры поведения в природе на окружающую среду;
- понимание стратегии управления природопользованием и экологизации экономики, чтобы воздействие человека на окружающую среду оставалось в допустимых пределах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9 Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10 Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 1.1 Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3 Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5 Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1 Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3 Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4 Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5 Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1 Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2 Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
- экологические принципы рационального природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет экологии
1.1. Исторический аспект развития экологии. Лекции 6 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.2, Л2.12, Л2.10, Л2.13, Л2.5
1.2. Особенности взаимодействия общества и природы. Лекции 6 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.2, Л2.12, Л2.10, Л2.5
1.3. Современный экологический кризис и осознание его обществом. Практические 6 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
1.4. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Сам. работа 6 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
Раздел 2. Основные вопросы природопользования
2.1. Принципы и методы рационального природопользования Лекции 6 2 ПК 3.1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
2.2. Понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование Лекции 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
2.3. Современные научные методы в природопользовании Практические 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
2.4. Природные ресурсы и их классификация Практические 6 4 ПК 1.1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
2.5. Прогнозирование последствий природопользования Сам. работа 6 2 ОК 8 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
Раздел 3. Загрязнение окружающей среды
3.1. Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения Лекции 6 1 ПК 1.1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.2. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды Лекции 6 1 ПК 1.1 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.3. География мирового загрязнения Лекции 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.4. Основные экологические проблемы России Практические 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.5. Территориальная составляющая глобальных экологических проблем Практические 6 4 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.6. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу Сам. работа 6 4 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.7. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды Сам. работа 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
3.8. Участие России в международном сотрудничестве Сам. работа 6 2 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
Раздел 4. Основы экологического права
4.1. Правовые и социальные вопросы природопользования Лекции 6 1 ОК 5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
4.2. Экологическая стандартизация и паспортизация Лекции 6 1 ОК 5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
4.3. Особо охраняемые природные территории. Классификация, структура, перспективы Лекции 6 2 ОК 9 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
4.4. Экологическая экспертиза и особенности ее проведения Практические 6 4 ПК 1.5 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
4.5. Заповедное дело в России Сам. работа 6 4 ПК 1.4 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5
4.6. Красная книга Алтайского Сам. работа 6 2 ПК 1.4 Л2.6, Л2.9, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.7, Л2.11, Л2.4, Л2.14, Л2.8, Л2.12, Л2.10, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Что означает слово «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»?
2. Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной
экологии?
3. Почему принято говорить о единстве организма и среды?
4. Укажите формы приспособления растений к условиям освещения.
5. Какую важную роль играет вода в биосфере?
6. Как происходит круговорот воды в природе? Какую роль в круговороте воды в природе играет транспирация?
7. На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходимо вода?
8. Каковы основные источники загрязнения воды?
9. Что такое почва?
10. Какие виды загрязнения почв вам известны?
11. Что такое эрозия почвы? Каковы её последствия?
12. Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма.
13. Какую роль играют домашние животные в распространении паразитов чело-
века? Приведите примеры.
14. В чем сходство и различие паразитизма и хищничества? Приведите примеры.
15. Что такое биогеоценозы, каковы его показатели?
16. Что такое «экологическая сукцессия»?
17. Какие изменения происходят в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности?
18. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать
так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?
19. Каковы границы биосферы?
20. Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой?
21. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?
22. Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах?
23. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли?
24. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень
шума?
25. Каковы основные источники радиационного загрязнения?
26. Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти?
27. Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, то есть чередование периодов покоя и активности?
28. Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование.
29. Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным.
135
30. Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы,
водную среду, земельные ресурсы.
31. Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца;
приведите примеры.
32. Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.
33. Дайте определение основных видов охраняемых территорий.
34. Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных
35. Сформулируйте понятие Мировой океан, предложенное Ю.М. Шокальским.
36. Проанализируйте роль Мирового океана в мировом хозяйстве
37. Охарактеризуйте значение лесов в природе и в жизни людей.
38. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг.
39. Назовите виды мониторинга.
40. Охарактеризуйте методы мониторинга.
41. Поясните, что такое биоиндикация.
42. Дайте определение экологического права.
43. Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической
сфере в настоящее время в РФ?
44. Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды,
которые вам известны.
45. Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рекомендуемые темы рефератов
1. Солнечная энергия и ее использование.
2. Энергия ветра и ее использование.
3. Экологические проблемы снабжения большого города питьевой водой.
4. Экологические проблемы ликвидации бытовых отходов.
5. Промышленность, транспорт и энергетика как основные источники загрязнения воздушного бассейна.
6. Земельные ресурсы и их охрана. Деградация земель (эрозия, оползни, засоление, подтопление, заболачивание, иссушение). Мелиорирование земель. Оценка качества почвы. Категории земель РФ.
7. Растительность (режим лесопользования и режим использования нелесной растительности).
8. Животный мир (общее состояние и перспективы в использовании и ох-ране). Правовой режим охоты и рыболовства.
9. Проблемы использования и воспроизводство природных ресурсов.
10. Влияние экологических факторов на здоровье населения.
11. Экологическое состояние почв ЧР.
12. Экологическое состояние водного бассейна ЧР.
13. Состояние и охрана атмосферного воздуха в ЧР.
14. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
15. Биосфера. Ноосфера. Техносфера. Основные компоненты и законы существования биосферы.
16. Глобальные круговороты основных биогенных веществ. Антропогенные воздействия на их динамику.
17. Экологический мониторинг окружающей среды.
18. Рациональное природопользование и восстановление природных ресурсов. Альтернативные источники энергии.
19. Основные организационно-экономические направления природоохранной деятельности по устранению негативного воздействия предприятий.
20. Глобальные экологические проблемы в мире.
21. Природные и антропогенные ландшафты и их оздоровительное значение.
22. Особо охраняемые природные территории и объекты ЧР.




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хван Т.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.2 Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. - под ред. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кондратьева О.Е. - Отв. ред. ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Павлова Е. И., Новиков В. К. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ТРАНСПОРТА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.4 Сазонов Э. В. ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.5 Павлова Е. И., Новиков В. К. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ТРАНСПОРТА: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: Учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.7 Кузнецов Л.М., Николаев А.С. ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.8 Павлова Е. И., Новиков В. К. ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Орешникова Н.В. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.10 Блинов Л.Н., Полякова В.В., Семенча А.В. ЭКОЛОГИЯ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.11 : ,
Л2.12 Третьякова Н. А. ; под науч. ред. Шишова М.Г. ЭКОЛОГИЯ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.13 Кузнецов Л.М., Николаев А.С. Экология: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.14 Данилов-Данильян В.И. - отв. ред. ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.

После каждого раздела изучаемой дисциплины студенты выполняют работу, типы заданий и критерии оценки представлены в комплекте ФОС. (см. Приложение)