МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геодезия с основами картографии и картографического черчения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2022_9кл
Часов по учебному плану 203
в том числе:
аудиторные занятия 136
самостоятельная работа 67
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 60 60 60 60
Практические 76 76 76 76
Сам. работа 67 67 67 67
Итого 203 203 203 203

Программу составил(и):
препод., Лукашев А.В.

Рецензент(ы):
к.т.н., Калгатин В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Геодезия с основами картографии и картографического черчения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
зав. СПО Торопчина Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области геодезии, картографии и топографии
Основные задачи:
1. формирование научного мировоззрения у обучающихся;
2. развития абстрактного мышления;
3. привитие навыков чтения картографических произведений.
4. умение проводить съемочные работы.
5. создавать картографические произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9 Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10 Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 3.1 Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2 Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы построения геодезических сетей;
- основные понятия об ориентировании направлений;
- разграфку и номенклатуру топографических карт и планов;
- условные знаки, принятые для данного масштаба топографических (тематических) карт и планов;
- устройство современных геодезических приборов;
- основные понятия о системах координат и высот;
- совокупность съемочных работ;
- основные способы выноса проекта в натуру.
3.2.Уметь:
3.2.1.- читать топографические и тематические карты и планы в соответствии с условными знаками и условными обозначениями;
- производить линейные и угловые измерения, а также измерения превышения местности;
- изображать ситуацию и рельеф местности на топографических и тематических картах и планах;
- использовать государственные геодезические сети, сети сгущения, съемочные сети, а также сети специального назначения для производства картографо-геодезических работ;
- составлять картографические материалы (топографические и тематические карты и планы);
- производить переход от государственных геодезических сетей к местным и наоборот.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь практический опыт:

- выполнения картографо-геодезических работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет геодезии
1.1. Предмет геодезии, значение геодезии в народном хозяйстве и обороне страны Лекции 4 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Важнейшие сведения из истории геодезических работ в стране. Современные организационные формы геодезической службы в России. Организация топографо-геодезических работ для ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства. Сам. работа 4 4 ОК 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Определение положения точек земной поверхности относительно общей фигуры Земли
2.1. Общая фигура и размеры Земли, метод проекций. Географические координаты Лекции 4 4 ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Метод проекций, географические координаты Практические 4 6 ПК 3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Основные сведения и понятия о форме и размерах Земли: уровенная поверхность, геоид, земной эллипсоид. Эллипсоид Ф.Н. Красовского, его параметры. Влияние кривизны Земли при, определении горизонтальных расстоянии и высот. Общие сведения о конформной проекции Гаусса-Крюгера Сам. работа 4 6 ПК 3.3, ПК 3.2, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. План и карта
3.1. 1. Топографический план и топографическая карта Лекции 4 8 ПК 3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Разграфка и номенклатура топографических карт Практические 4 4 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Чтение карт и планов Практические 4 4 ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Особенности отображения поверхности Земли на плоскости. Понятие о картографических проекциях. Понятие о карте, плане и профиле. Масштабы и их классификация. Точность масштаба. Основные формы рельефа, их характерные точки и линии. Горизонтали и их свойства. Высота сечения рельефа, заложение и уклон. Точность изображение рельефа горизонталями Сам. работа 4 6 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Ориентирование
4.1. Ориентирование линий, связь между магнитными и истинными азимутами Лекции 4 4 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Сближение меридианов. Истинные и магнитные азимуты. Склонение магнитной стрелки Сам. работа 4 3 ПК 3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Рельеф местности и его изображение
5.1. Методы изображения рельефа на планах и картах, изображение геометрических форм горизонталями, элементы рельефа земной поверхности Лекции 4 6 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Изображение рельефа на топографических картах Практические 4 6 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Измерение длин линий по карте Практические 4 4 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Вычисление площади участка местности по карте Практические 4 6 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Изображение рельефа на различных картографических произведениях Сам. работа 4 4 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Пользование планом и картой
6.1. Ориентирование плана или карты Лекции 4 2 ПК 3.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Определение прямоугольных и географических координат точек по карте Практические 4 2 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Ориентирование линий углов по карте Практические 4 2 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Бассейн и его границы. Определение по горизонталям отметок точек, уклона линии, направления и крутизны ската. Масштабы заложений. Построение по горизонталям профиля местности и проектирование линии заданного уклона Сам. работа 4 4 ПК 3.5, ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Задачи, решаемые по топографическим картам и планам
7.1. Градусная и километровая сетки карты. Зарамочное оформление. Определение координат точек на карте Лекции 4 2 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Условные знаки Практические 4 4 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Изображение объектов и явлений на топографических картах Практические 4 8 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Определение истинного и магнитного азимутов и дирекционного угла направления на карте. Решение задач по плану или карте. Механический способ определения площадей Сам. работа 4 4 ОК 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Сведения о развитии геодезических сетей
8.1. Основные принципы организации геодезических работ, понятие об опорных сетях Лекции 4 4 ПК 3.4, ПК 3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Геодезическая основа карт и планов Практические 4 4 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Общие понятия о плановых и высотных геодезических сетях, их классификации, методах построения, закреплении пунктов центрами и наружными знаками. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа. Общие сведения о цифровых моделях местности (ЦММ) и автоматизированных методах получения и обработки геодезической информации Сам. работа 4 8 ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Угловые измерения
9.1. Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов. Классификация теодолитов Лекции 4 8 ПК 3.5, ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Плановые съемки. Измерение горизонтальных и вертикальных углов Практические 4 10 ПК 3.5, ПК 3.4, ОК 10, ОК 8, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Задачи и виды топографических съемок. Типы теодолитов. Установка теодолита в рабочее положение. Поверки и юстировки теодолита. Точность измерения горизонтальных углов. Точность измерения вертикальных углов. Определение расстояний нитяным дальномером, точность измерений. Общие сведения о линейных измерениях. Закрепление линий на местности. Приборы для непосредственного измерения линий. Компарирование мерных лент и рулеток. Порядок измерения линий мерными лентами и рулетками. Введение поправок в длину измеренной линии. Определение неприступных расстояний. Общие сведения об измерении линий оптическими и электромагнитными дальномерами. Сам. работа 4 8 ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Линейные измерения
10.1. Способы измерения длин линий Лекции 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Теодолитные ходы в качестве планового съемочного обоснования. Полевые работы при построении теодолитных ходов: проектирование, рекогносцировка, закрепление пунктов, угловые и линейные измерения, допуски, контроль. Привязка к пунктам исходной геодезической сети. Высотные съемочное обоснование, его виды. Геометрическое и тригонометрическое нивелирование: производство нивелирования, допуски, контроль. Обработка результатов съемки и составление плана участка местности Сам. работа 4 8 ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Нивелирование
11.1. Суть и способы проведения нивелирования Лекции 4 8 ПК 3.5, ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Высотные съемки. Камеральная обработка полевых измерений Практические 4 10 ПК 3.5, ПК 3.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Задачи нивелирования. Общие сведения о методах нивелирования: геометрическом, тригонометрическом, физическом, механическом и стереофотограмметрическом. Нивелирные знаки. Классификация геометрического нивелирования по точности. Основные типы нивелиров. Нивелирные рейки, технические требования к ним и методы их поверок. Основные источники ошибок геометрического нивелирования. Точность тригонометрического нивелирования, основные источники ошибок. Нивелирование поверхности для отображения рельефа на топографических планах. Полевые работы, контроль измерений. вычислительная обработка результатов нивелирования Сам. работа 4 8 ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Планово-высотные съемки
12.1. Суть и способы проведения планово-высотных съемок Лекции 4 4 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.2. Полуинструментальная съемка Практические 4 6 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.3. Сущность тахеометрической съемки. Применяемые приборы. Полевые работы при тахеометрической съемке. Понятие об автоматизированных методах тахеометрической съемки. Обработка результатов измерений для построения цифровых моделей местности (ЦММ) и топографических планов Сам. работа 4 4 ПК 3.2, ПК 3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету по геодезии с основами картографии и картографического черчения.

1. Предмет и задачи геодезии.
2. Общая характеристика топографических карт.
3. Масштаб и его виды.
4. Разграфка и номенклатура топографических карт.
5. Рамки листа карты.
6. Геодезическая основа.
7. Определение расстояний и площадей на карте.
8. Проекция топографических карт.
9. Прямоугольные координаты.
10. Характеристика углов направления.
11. Изображение рельефа на топографических картах.
12. Способ горизонталей.
13. Изображение основных форм рельефа на карте.
14. Характеристика условных знаков. Их виды.
15. Изображение на карте социально-экономических объектов.
16. Изображение населенных пунктов.
17. Характеристика карт шельфа и внутренних водоемов.
18. Изображение природных объектов на местности.
19. Общие представления о съемках местности.
20. Характеристика плановых съемок.
21. Характеристика способов проведения плановых съемок местности.
22. Способы определения расстояний на местности.
23. Высотные съемки.
24. Геометрическое нивелирование.
25. Тригонометрическое нивелирование.
26. Физическое нивелирование.
27. Планово-высотные съемки.
28. Мензульная съемка.
29. Тахеометрическая съемка.
30. Полуинструментальная съемка.
31. Характеристика АФС.
32. Способы проведения АФС.
33. Топографо-геодезические работы при АФС.
34. Дешифрирование аэрофотоснимков.
35. Изготовление топографических карт и планов крупного масштаба с помощью аэрофотосъемки.
36. Характеристика геодезических сетей.
37. Плановая государственная геодезическая сеть.
38. Высотные геодезические сети.
39. Съемочные сети.
40. Сети сгущения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов
1. Виды геодезических чертежей.
2. Разграфка и номенклатура карт и планов.
3.Рельеф местности и его изображение на планах и картах.
4. Характерные точки рельефа.
5..Элементы ската и их зависимость.
6. Определение уклона линии.
7.Способы измерения площадей по топографическим планам и картам.
8..Виды погрешностей геодезических измерений.
9.Угловые измерения.
10. Общий принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов.
11. Характеристика углов направления.
12.Измерения расстояний и определение горизонтальных проложений.
13.Виды и задачи нивелирования.
14.Способы геометрического нивелирования.
15.Тригонометрическое нивелирование
16.Государственные геодезические сети и сети сгущения.
17.Геодезические съемочные сети.
18.Сущность теодолитной съемки и способы съемки ситуации.
19.Сущность тахеометрической съемки и ее производство.
20.Сущность и способы нивелирования поверхности.
21.Применение глобальной спутниковой навигационной системы ГНСС в геодезии.
22.Общие сведения, виды и задачи инженерно-геодезических изысканий. 23.Геодезические разбивочные работы.
24.Способы вынесения проектной точки на местность.
25.Исполнительные съемки.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Макаров К.Н. ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Макаров К.Н. Инженерная геодезия: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макаров, К. Н. Инженерная геодезия: М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Open Office лицензия open-source http://www.openoffice.org/license.html

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. QGIS (Quantum GIS) - свободная кроссплатформенная геоинформационная система, https://www.qgis.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; стенд; тематические плакаты; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 209 (филиал в г. Бийске) лаборатория геодезии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; геодезическое оборудование: дальномер лазерный; рулетки; штативы; рейки; вехи; отражатели; нивелиры оптические; теодолиты оптические; компасы жидкостные; курвиметры.
Учебный геодезический полигон (филиал в г. Бийске) полигон для проведения лабораторных и практических занятий (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Земельный участок, содержащий систему геодезических пунктов пригодных для проведения геодезических измерений в естественных климатических условиях; переносное геодезическое и вспомогательное оборудование из аудитории № 209.
№ 204 (филиал в г. Бийске) кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.
После каждого раздела изучаемой дисциплины студенты выполняют работу, типы заданий и критерии оценивания представлены в комплекте ФОС. (см. Приложение)