МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Метрология и стандартизация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Экологическая безопасность природных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_ЭколБезПрирКомплексов-2023_11кл
Часов по учебному плану 32
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 32 32 32 32

Программу составил(и):
преподаватель, Скрипко Марина Сергеевна

Рецензент(ы):
преподаватель,высшая категория, Шлыкова Любовь Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Метрология и стандартизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 31.08.2022 г. № 790)

составлена на основании учебного плана:
20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать базовые представления об основах метрологии и стандартизации, системы знаний, умений и владений навыками в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия как основных методов обеспечения качества различных измерений, а также умение самостоятельной работы с технической и нормативной документацией

Изучить понятие «Метрология и стандартизация», изучить основы технических измерений и систему воспроизведения единиц величин

Проанализировать исторические аспекты возникновения и развития таких видов деятельности как стандартизация и метрология

Изучить основные понятия, цели и задачи, принципы, функции, методы и механизм стандартизации, а также ее законодательную базу, рассмотреть особенности стандартизации услуг

Рассмотреть понятие нормативного документа, основные виды нормативных документов в области стандартизации, категории и виды стандартов и их содержание

Познакомиться с Государственной системой стандартизации Российской Федерации, органами и службами стандартизации РФ, а также Международной и региональной системами стандартизации

Освоить методы и приемы работы с различными нормативными документами

Познакомиться с Государственной системой обеспечения единства измерений, органами и службами по метрологии в РФ, международными и региональными организациями по метрологии, основами метрологической деятельности в области обеспечения единства измерений

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 1.2. Эксплуатировать средства наблюдения, приборы и оборудование для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
ПК 2.1. Выбирать методы, средства для проведения производственного экологического контроля в организациях.
ПК 2.2. Эксплуатировать приборы, оборудование для проведения производственного экологического контроля в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия метрологии, стандартизации, сертификации
Единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц
Правила стандартизации
Система обеспечения единства средств измерений
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать средств измерений
Выбирать средства измерений в соответствии с целями и особенностями измеряемых величин
Исследовать метрологические характеристики средств измерений
Определять погрешности
Обрабатывать результаты измерений
Организовывать и проводить поверки и калибровки средств измерений
Разрабатывать структуры метрологической службы в зависимости от проводимых измерений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метрология
1.1. Метрология как наука. Основные понятия и определения. Правовые основы метрологии.Основы теории измерений. Средства измерений и методика измерений. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Виды и методы измерений. Средства измерений и их классификация. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Метрологическая надежность и аккредитация средств измерений. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Правовые основы обеспечения единства измерений. ФЗ РФ «Об обеспечении единства измерений». Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Международная система единиц физических величин (СИ). Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Метрологический надзор и контроль. Регулирование обеспечения единства измерений. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Стандартизация
2.1. Стандартизация как наука. Основные понятия и определения. Правовые основы стандартизации. Стандартизация в России.Виды стандартов. Методы,виды и уровни стандартизации. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Международные системы стандартизации.Государственная система стандартизации. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Категории и виды стандартов.Анализ и характеристика стандартов. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Стандарты в области экологии. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Сертификация
3.1. Сертификация как наука. Основные понятия и определения. Правовые основы сертификации. Технические регламенты, цели, содержание, применение. Техническое регулирование, оценка и подтверждение соответствия. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Сущность и проведение сертификации.Закон о техническом регулировании. Структура закона. Основные положения. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Техническое регулирование.Анализ и характеристика технических регламентов. Цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия. Международная и зарубежная сертификация. Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Подготовка к написанию итогового теста. Сам. работа 1 4 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6168

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания:
1. Назовите определение метрологии:
а) наука, изучающая и разрабатывающая измерения, методологию и способы организации их единства и определенной точности
б) пакет документации, устанавливающий условия и правила эксплуатации измерительных приборов и средств
в) комплекс организационных и нормативно-правовых процессов и организаций требуемые для создания единого измерения на территории государства
2. Принцип Единства измерений - это:
а) выражение измерений в установленных рамках единиц, а погрешность задается с определенной вероятностью в установленных ограничениях
б) применение одинаковых единиц измерения в рамках ЛПУ или региона
в) использование лабораторных инструментов для определенных физиологических величин
3. Каковы цели метрологии:
а) обеспечение единства измерений с необходимой и требуемой точностью
б) разработка и оптимизация средств и измеряемых методик для увеличения их точности
в) новая разработка и оптимизация актуальных правовых и нормативных актов
4. Что предполагают под физической величиной
а) значение
б) единица
в) размерность
5. В каком разделе метрологии определены правила, нормативы и требования, позволяющие производить контроль и наблюдение за единством измерений:
а) практическая
б) теоретическая
в) законодательная
6. Дайте характеристику прямым измерениям:
а) первоначальная величина рассчитывается на основании имеющихся результатов после использования прямых измерений иных физических величин, которые взаимосвязаны с первоначальной установленной зависимостью
б) применяется метод наиболее точного определения измеряемой величины
в) первоначальная величина рассчитывается посредством сравнительного метода с мерой установленной величины
7. 9. Что называют статическими измерениями:
а) мероприятия, выполненные в стационарных условиях
б) осуществляемые при постоянной измеряемой величине
в) первоначальное значение физической величины определяется сравнительным методом с значением исследуемой величины
8. Дайте характеристику динамическим измерениям:
а) мероприятия осуществляется в специально оборудованных передвижных лабораториях
б) значение измеряемого показателя рассчитывается в зависимости от веса гирь, которые постепенно устанавливают на весы
в) изменяющейся во времени физической величины, которые представляется совокупностью ее значений с указанием моментов времени, которым соответствуют эти значения
9. Где используется Государственный метрологический надзор:
а) на коммерческих предприятиях, организациях и учреждениях
б) в организациях, предприятиях и учреждениях, находящихся в федеральном подчинении
в) на предприятиях, в организациях и учреждениях вне зависимости от вида собственности и ведомственной принадлежности
10. К сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора относится:
а) здравоохранение
б) ветеринария
в) охрана окружающей среды
11. Что такое поверка средств измерений:
а) установление характеристик средств измерений любой организацией, имеющей более точные измерительные устройства чем поверяемое
б) калибровка аналитических приборов по точным контрольным материалам
в) совокупность операций, выполняемых органами государственной службы с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям
12. Какие категории измерений по отношению к основным единицам:
а) динамические
б) абсолютные, относительные
в) косвенные
13. Выберите корректный метод, где величину определяют с использованием отчетного оборудования, измерительных приборов:
а) метод замещения
б) нулевой метод
в) метод непосредственной оценки
14. Укажите средства поверки технических устройств:
а) измерительные системы
б) измерительные установки
в) эталоны
15. Проведение анализа и экспертной оценки действующих требований и последующее их соблюдение в основании объекта, для которого предполагается экспертиза:
а) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и/или оказание услуг области обеспечения единства измерений
б) аттестация измерительных методик
в) метрологическая экспертиза

Правильные ответы:
1) б; 2) б; 3) а; 4) б; 5) б; 6) б; 7) б; 8) в; 9) в; 10) а; 11) в; 12) б; 13) в; 14) в; 15) в.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6168
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А. Г., Терегеря В. В. Стандартизация и сертификация: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Мещеряков В. А., Бадеева Е. А., Шалобаев Е. В. ; Под общ. ред. Мурашкиной Т. И. Метрология. Теория измерений: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.4 Сергеев А. Г. Метрология: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт,, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Райкова Е. Ю. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия : учебник для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО М:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle:Метрология и стандартизация (РИПК,преп.Карушева Н.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
119Н кабинет метрологии и стандартизации; кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; передвижная меловая доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: организационный и закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
Подготовка к практическому занятию предполагает два этапа работы студентов.
Первый этап — усвоение теоретического материала. На первом этапе студент должен отработать и усвоить учебно-программный материал, используя методические рекомендации по подготовке к семинару.
Второй этап предполагает выполнение студентом практического задания. Задания должны быть выполнены письменно в специальной тетради.

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Работа с литературой подразумевает этапы: составление и систематизация перечня книг, с которыми следует познакомиться; осознанное и вдумчивое чтение литературы.

Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные вам 3-4 дня перед экзаменом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена. Сделайте себе «экзаменационные билеты», и попытайтесь смоделировать ситуацию. Вытянув билет, в течение 30 минут (времени, которое на экзамене обычно дается на подготовку) попытайтесь письменно ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян. Напрягите свою память, и лишь по истечении 30 минут сверьте свой ответ с учебником или конспектом. В такой ситуации вы запомните все недочеты своего ответа, и на экзамене ответите правильно (не случайно содержание своих ответов на экзамене студенты помнят годами).
5. Откажитесь от соблазна взять на экзамен шпаргалки. Как показывает опыт, они отвлекают и создают психологические препятствия для сдачи экзамена. Вместо того, чтобы сосредоточиться на билете, студент думает о том, как незаметно воспользоваться шпаргалкой, и в результате оказывается не готов к ответу. Написание шпаргалок как вид конспектирования можно признать целесообразным для определенной категории студентов, так как происходит повтор и переработка материала. Однако если вы учитесь преимущественно на «отлично», вообще откажитесь от шпаргалок, так как вы достаточно подробно и много конспектируете материал в течение семестра, и механическое переписывание его еще раз для вас является лишь потерей времени. Шпаргалки, предлагаемые интернетом, являются такого низкого качества, что, как показал опыт, даже их полное использование не гарантирует тройку на экзамене.

При реализации учебной дисциплины "Метрология и стандартизация" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается во внеаудиторных методах обучения.