МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Центральная Азия в системе международной кооперации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Лобова С.В.

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Центральная Азия в системе международной кооперации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е. доктор экон.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е. доктор экон.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины состоит в: (1) формировании у обучающихся системных представлений об основных тенденциях экономического развития стран Центральной Азии как самостоятельного субрегиона, (2) ознакомлении с текущими экономическими проблемами этих стран, что необходимо для развития экономической интеграции с этими странами, (3) формировании понимания о системе международной кооперации и определение в ней места и роли стран Центральной Азии, (4) формирование соответствующих профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере внешнеторговой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию и проведению анализа внешних рынков и их требований к продукции
ПК-1.1 Знать методологию исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.2 Уметь проводить исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.3 Владеть методами исследования внешнеэкономической деятельности организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и формы международной кооперации, роль стран Центральной Азии в современной системе международной кооперации
3.2.Уметь:
3.2.1.провести анализ уровня кооперации, оценить эффективность кооперационных связей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа уровня международной кооперации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Центральная Азия как экономически привлекательный субрегион. Особенности Центральной Азии, обусловленные фактором географии и населения, как достоинства, возможности, барьеры и риски в международной кооперации. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л1.1
1.2. Центральная Азия как экономически привлекательный субрегион. Показатели развития стран Центральной Азии, их экономические профили. Страны Центральной Азии в экономических рейтингах. Практические 1 6 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л1.1
1.3. Экономический профиль и экономическая специализации стран Центральной Азии (подготовка аналитических материалов по выбранной стране Центральной Азии) Сам. работа 1 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л1.1
1.4. Международная специализация и кооперация в глобальной экономике. Субрегиональная кооперация стран Центральной Азии Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Международная специализация и кооперация в глобальной экономике. Субрегиональная кооперация стран Центральной Азии Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Подготовка аналитического обзора участия страны в международной кооперации (на материалах конкретной страны Центральной Азии) Сам. работа 1 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Внутрирегиональная интеграция и регионализации в Центральной Азии. Региональные экономические объединения с участием стран Центральной Азии Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Внутрирегиональная интеграция и регионализации в Центральной Азии. Региональные экономические объединения с участием стран Центральной Азии Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.9. Подготовка аналитического обзора участия стран Центральной Азии в международных экономических объединениях, обеспечивающих материальные, финансовые, человеческих ресурсов потоки (на примере одной из стран Центральной Азии) Сам. работа 1 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены на странице онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен к исследованию и проведению анализа внешних рынков и их требований к продукции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какая страна не входит в субрегион Центральная Азия? (несколько вариантов ответов)
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Пакистан;
(г) Афганистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: вг

2. Самая плотно населенная страна Центральной Азии:
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: б

3. У какой из стран Центральной Азии в структуре ВВП сфера услуг имеет наибольшую долю?
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: а

4. У какой из стран Центральной Азии в структуре ВВП сельское хозяйство имеет наибольшую долю?
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: д

5. Какая из стран считается беднейшей в Центрально-азиатском регионе?
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: д

6. Что составляет основу международных экономических отношений? 
(а) импорт технологий;
(б) международное разделение труда;
(в) международные конвенции;
(г) промышленный экспорт.
ОТВЕТ: б
Источник: Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для вузов / О. В. Игнатова [и др.] ; под редакцией О. В. Игнатовой, Н. Л. Орловой. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  327 с. 

7. Международное разделение труда проявляется в двух неразрывных и обусловливающихся формах – международной специализации и международной кооперации. К необходимым условиям международного разделения труда относятся (несколько вариантов ответов):
(а) обмен продукцией (товарооборот) между странами;
(б) передвижение капитала между странами;
(в) международная миграция трудовых ресурсов;
(г) интеграционные процессы, в том числе на международном уровне.
ОТВЕТ: абвг

8. Сопоставьте приведенные формулы расчета показателей участия страны в международном разделении труда с их названиями:
А. Э / ВВП * 100, где Э – объем экспорта страны;
Б. И / ВВП * 100, где И – объем импорта страны;
В. Iп / Iэ, где Iп - индекс объема производства в стране, Iэ – индекс объема экспорта страны;
Г. (ЭсТi / Эс) : (ЭмТi / Эм), где ЭсТi - объем экспорта товара i данной страной, Эс – экспорт данной страны, ЭмТi - объем мирового экспорта товара I, Эм – мировой экспорт.
Если коэффициент >1, то страна опирается на торговлю данным товаром в мировом хозяйстве;
Д. (Э + И) / ВВП * 100, где Э – объем экспорта страны, И – объем импорта страны;
Е. (Э – И) / (Э + И)* 100.
1) экспортная квота;
2) коэффициент динамики уровня международного разделения труда;
3) коэффициент относительной экспортной направленности;
4) экспортно-импортная квота (степень открытости экономики);
5) импортная квота;
6) коэффициент внутриотраслевой международной специализации.
ОТВЕТ: А – 1), Б – 5), В – 2); Г – 3); Д – 4), Е – 6).

9. Совместная деятельность (от совместного выполнения предприятиями контрактов до формирования совместных фирм) предприятий различных стран, сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность по разработке, производству и сбыту товаров, услуг, установление долгосрочного взаимовыгодного обмена результатами такой деятельности. Это – определение:
(а) международного разделения труда;
(б) международной кооперации;
(в) международной производственной специализации;
(г) международной территориальной специализации.
ОТВЕТ: б

10. К факторам углубления международного разделения труда в современных условиях не относится:
(а) ускорение научно-технического развития;
(б) различия в емкостях рынков стран и территорий;
(в) неравномерность обеспеченности стран природными ресурсами;
(г) направленность внешнеэкономической политики сверхдержав; 
(д) к ним относится все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: д
Источник: Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  617 с. 

11. Общий объём внешнего товарооборота страны — это сумма её:
(а) открытого экспорта товаров и открытого импорта товаров;
(б) экспорта товаров и импорта товаров;
(в) реэкспорта товаров и реимпорта товаров;
(г) открытого экспорта товаров и услуг и открытого импорта товаров и услуг.
ОТВЕТ: б
Источник: Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  617 с. 

12. К факторам, сдерживающим внешнюю торговлю отдельных стран, относятся (несколько ответов):
(а) углубление международного разделения труда;
(б) таможенные барьеры;
(в) усиление экономического и политического регулирования мировой торговли;
(г) ускорение научно-технического развития;
(д) языковые барьеры.
ОТВЕТ: бвд
Источник: Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  617 с. 

13. Индекс, показывающий возможности страны импортировать товары за счет выручки от совокупного экспорта, — это:
(а) индекс рационирования структуры внешней торговли;
(б) факторные условия торговли;
(в) товарные условия торговли;
(г) доходные условия торговли.
ОТВЕТ: г
Источник: Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  617 с. 

14. Каждая страна, согласно принципу сравнительного преимущества, может получить выгоду, если будет продавать товары:
(а) спрос на которые в стране падает, и покупать те товары, спрос на которые растет;
(б) альтернативная стоимость собственного производства которых низка, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых высока;
(в) которые нравятся людям меньше, и покупать товары, которые им нравятся больше;
(г) альтернативная стоимость собственного производства которых высока, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых низка.
ОТВЕТ: б
Источник: Максимцев И. А., Шимко П. Д., Шубаева В. Г.  Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / под научной редакцией П. Д. Шимко.  2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  431 с. 

15. Сопоставьте виды международной кооперации и основания классификации:
А. вертикальная;
Б. коммерческая;
В. совместные программы;
Г. производственная;
Д. межфирменная;
Е. совместные предприятия;
Ж. договорная.
Основания классификации:
1) по структуре связей;
2) по стадиям;
3) по методам.
ОТВЕТ: А – 1), Б – 2), В – 3), Г – 2), Д – 1), Е – 3), Ж – 3).
Источник: Максимцев И. А., Шимко П. Д., Шубаева В. Г.  Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / под научной редакцией П. Д. Шимко.  2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  431 с. 

16. Система, охватывающая совокупность контрагентов международных экономических отношений и интегрирующая их деятельность в одно целое, — это:
(а) международный бизнес;
(б) международная торговля;
(в) международный маркетинг;
(г) международный менеджмент.
ОТВЕТ: а
Источник: Максимцев И. А., Шимко П. Д., Шубаева В. Г.  Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / под научной редакцией П. Д. Шимко.  2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  431 с. 

17. Процесс установления и углубления устойчивых связей между компаниями разных стран по всем составляющим материального производства (средства производства, предметы труда, рабочая сила), — это:
(а) транснационализация;
(б) интернационализация;
(в) интернализация;
(г) унификация;
(д) специализация.
ОТВЕТ: б
Источник: Максимцев И. А., Шимко П. Д., Шубаева В. Г.  Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / под научной редакцией П. Д. Шимко.  2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  431 с. 

18. Комбинирование двух или более родственных видов производства, осуществляемого подразделениями международной компании, расположенными в разных странах, означает:
(а) диверсификацию;
(б) интернационализацию;
(в) глобализацию;
(г) интернализацию;
(д) специализацию.
ОТВЕТ: г
Источник: Максимцев И. А., Шимко П. Д., Шубаева В. Г.  Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / под научной редакцией П. Д. Шимко.  2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  431 с. 

19. Выделите особенность, которая не относится к международной кооперации в современной мировой экономике:
(а) участники кооперации — предприятия различных стран;
(б) согласование условий совместной деятельности — в договорном порядке или путем внутрифирменного регулирования;
(в) различные технические нормы и стандарты качества;
(г) долгосрочный и стабильный характер.
ОТВЕТ: в
Источник: Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие для вузов / О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, О. А. Горбунова, Т. А. Асон ; под редакцией О. В. Игнатовой.  Москва : Издательство Юрайт, 2023. 212 с. 

20. Какая из стран Центральной Азии не является участником «Договора о зоне свободной торговли СНГ» от 2011 года, в рамках которого страны-участники в отношении друг друга импортные таможенные пошлины не применяют:
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: г

21. Какая организация занимается координацией сотрудничества стран Центральной Азии?

(а) ШОС;

(б) ЕАЭС;

(в) СНГ;

(г) ЦАМТО.
Ответ: а

22. Какая страна Центральной Азии является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?

(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: а



23. Какая страна Центральной Азии является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)?

(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: д

24. Характеристика какой страны Центральной Азии представлена ниже?
Обладает значительными запасами природных ископаемых, прежде всего углеводородного сырья и металлов, находится на 12-м месте в мире по размерам доказанных запасов нефти и на 16-м — по запасам природного газа (30 млрд баррелей нефти и 2,3 трлн м3 газа, согласно BP), является одним из крупнейших производителей угля, железной руды, бокситов, кадмия, меди, цинка, галлия, хрома и занимает первое место по добыче урана (41% от мирового производства по итогам 2020 г.), входит в десятку крупнейших экспортеров пшеницы.
(а) Казахстан;
(б) Узбекистан;
(в) Кыргызстан;
(г) Туркменистан;
(д) Таджикистан.
ОТВЕТ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В 2022 году Россия являлась основным торговым партнером Узбекистана. Товарооборот между двумя странами составил $ ____млрд при годовом росте в 22,7%. На экспорт пришлось $ ____ млрд, на импорт — $ ____ млрд.
ОТВЕТ: 9.2, 3, 6.2
Источник: Товарооборот РФ и стран Центральной Азии превысил $42 млрд. URL: https://uz.kursiv.media/2023-04-25/tovarooborot-rf-i-stran-czentralnoj-azii-prevysil-42-mlrd/

2. Проранжируйте страны Центральной Азии по объему ВВП (первое место – страна с наибольшим ВВП).
ОТВЕТ: 1 - Казахстан, 2 - Узбекистан, 3- Туркменистан, 4 - Кыргызстан, 5 - Таджикистан.

3. Проранжируйте названные страны по параметру «объем торгового оборота со странами Центральной Азии в 2022 году» (первое место – страна с наибольшим объемом торгового оборота): Китай, Россия, США, страны Евросоюза.
ОТВЕТ: 1 – Китай, 2 – страны Евросоюза, 3 – Россия, 4 – США.

4. Проранжируйте страны Центральной Азии по объему товарооборота с Китаем в 2022 году (первое место – страна с наибольшим объемом товарооборота).
ОТВЕТ: 1 – Казахстан, 2 – Кыргызстан, 3 – Туркменистан, 4 – Узбекистан, 5 – Таджикистан.

5. Проранжируйте страны Центральной Азии по объему товарооборота с Россией в 2022 году (первое место – страна с наибольшим объемом товарооборота).
ОТВЕТ: 1 – Казахстан, 2 – Узбекистан, 3 – Кыргызстан, 4 – Таджикистан, 5 – Туркменистан.

6. Проранжируйте страны Центральной Азии по доле объема внутрирегиональной (с другими странами Центральной Азии) торговли от их общего товарооборота в 2022 году (первое место – страна с наибольшим объемом торгового оборота).
ОТВЕТ: 1 – Таджикистан, 2 – Кыргызстан, 3 – Узбекистан, 4 – Казахстан, 5 – Туркменистан.

7. Вставьте пропущенные слова, характеризующие степень участия стран Центральной Азии в ВТО.
Казахстан ______ , Кыргызстан ______, Таджикистан _____ , Узбекистан ________, Туркменистан ________.
ОТВЕТ: является членом ВТО, является членом ВТО, является членом ВТО, ведет активные переговоры по вступлению в ВТО, получил статус наблюдателя в ВТО.

8. Вставьте пропущенные слова.
По абсолютному размеру ВВП ______ сопоставим с показателем Таджикистана, а подушевой доход в пять раз меньше уровня ________ — лидера региона.
ОТВЕТ: Кыргызстана, Казахстана.

9. Вставьте пропущенное слово (название одной из стран Центральной Азии).
Актуальной проблемой для _________ является нехватка рабочих мест. Недостаток возможностей для трудоустройства и низкие зарплаты в стране вынуждают ее граждан искать работу за рубежом. Денежные переводы трудовых мигрантов составили 23,5% ВВП в среднем за 2010–2021 гг. Большая их часть поступает из России и Казахстана.
ОТВЕТ: Таджикистана

10. Если развитие страны зависит от тенденций, сложившихся в мировом хозяйстве, то экономика этой страны является ____. Хотя строгой закономерности нет, но все же (при прочих равных условиях) чем страна меньше, тем больше ______ ее хозяйства.
ОТВЕТ: открытой, открытость.

11. _________ — это процесс экономического взаимодействия обычно географически близко расположенных стран, который приводит к сближению хозяйственных механизмов и срастанию экономик в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. _________ сопровождается ускоренным развитием международной кооперации между государствами-участниками интеграционного объединения.
ОТВЕТ: региональная экономическая интеграция.
12. Если в прошлом году ВВП страны составлял $4213 млрд, экспорт — $310 млрд, импорт — $203 млрд долл., то экспортно-импортная квота составляла ____%.
ОТВЕТ: 12.2
Источник: Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  617 с. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ краток, терминологически правильный, без существенных недочетов, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Форма проведения зачета - итоговый тест.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1FCC8644-9ABC-4AF2-80E2-0796BAC6557A
Л1.2 под ред. И.П. Николаева, Л.С. Шаховской. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022 biblioclub.ru
Л1.3 Максимцев И.А. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ганиев, Р.Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276036
Л2.2 Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А. И. Погорлецкий [и др.] Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Николаева И.П., Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Под ред. А.Д. Богатурова Центральная Азия в системе международных отношений: : учебное пособие М.:, 2010
Л2.6 Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. экономика стран и регионов: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты, предназначенные для преодоления информационного неравенства центров и регионов, содействия преподавательской деятельности и профессиональному общению:
 www.auditorium.ru
 www.opec.ru
 www.econweb.ru
Сайты научно-исследовательских организаций, содержащие информационно-аналитические базы по экономической тематике:
2.1. Сайты Международных организаций:
 www.worldbank.org (Мировой Банк)
 www.mckinsey.com (McKinsey)
 www.pwcglobal.com (Pricewaterhouse)
2.2. Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
 www.iet.ru (ИЭПП -Институт экономических проблем переходного периода)
 www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
 www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
 www.dcenter.ru (Центр Развития)
 www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
 www.exin.ru (Экспертный институт)
 www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)
Сайты, содержащие каталогизированную базу по определенным темам, являющиеся электронными библиотеками:
 4.1. сайты официальных правительственных структур
 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
 www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли)
 www.gks.ru(сайт Госкомстата)
 4.2. сайты-библиотеки
 www.libertarium.ru (Институт Свободы)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студенту необходимо зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, материалы к лекциям, практические задания, задания для самостоятельной работы. На этом же портале будет проводиться итоговое тестирование по дисциплине для получения аттестации.
Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную работу студентов по освоению дисциплины.