МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2021_9кл
Часов по учебному плану 57
в том числе:
аудиторные занятия 39
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 21 21 21 21
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 57 57 57 57

Программу составил(и):
преподаватель, Семенченко Ирина Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессиоанльного образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормы русского литературного языка
Различные функциональные стили языка
Особенности языка(лексика, морфология, синтаксис)
Типы и средства связи предложений в тексте
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять тему в предложении
Составлять различные виды планов
Формулировать вопросы по существу проблемы
Составлять реферат
Создавать научные тексты по специальности
Конспектировать текст
Пользоваться библиотекой, системой каталогов
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Язык как система и явление. Язык как средство общения Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. 1. Обобщить знания о современном русском языке. 2. Анализ методов языкового исследования. 3. Составить таблицу «Язык как система» Сам. работа 1 1 Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи
2.1. Стили речи,их особенности. Разговорный стиль. Признаки. Сфера использования. Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
2.2. Научный стиль, его основные жанры. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
2.3. Официально-деловой стиль, его признаки, назначение. Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
2.4. Публицистический стиль, подготовка публичной речи. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
2.5. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.Тема, основная мысль текста.Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация) Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
2.6. Художественный стиль, его основные признаки. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
2.7. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Сам. работа 1 1
2.8. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,рассуждение). Анализ структуры текста, лингвостилистический анализ. Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
2.9. Составление связного высказывания на заданную тему.Лингвостилистический анализ текста. Сам. работа 1 1 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
3.1. Фонетические единицы. Открытый и закрытый слоги. Ударение и его роль.Фонетический разбор слова. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
3.2. Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Работа со словарем. Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
3.3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О,Е после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание И,Ы после приставок. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
3.4. Выполнение тренировочных упражнений Сам. работа 1 1
3.5. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. Практические 1 1 Л1.3, Л2.1
3.6. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Лексикология и фразеология
4.1. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Практические 1 2 Л1.3, Л2.1
4.2. Лексика с точки зрения её происхождения (исконно русская, заимствованная, старославянизмы)и употребления (нейтральная, книжная, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
4.3. Выполнение тренировочных упражнений Сам. работа 1 2
4.4. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.Фольклорная лексика и фразеология. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
4.5. Лексический анализ слова. Русские пословицы и поговорки. Активный и пассивный словарный запас. Практические 1 2 Л1.3, Л2.1
4.6. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л2.1
4.7. Фразеологизмы, употребление их в речи. Афоризмы.Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1
4.8. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография
5.1. Понятие морфемы как значимой части слова.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
5.2. Анализ значений морфем, сопоставление слов с морфемами-синонимами. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1
5.3. Способы словообразования знаменательных частей речи.Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
5.4. Употребление суффиксов и приставок в различных стилях речи.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
5.5. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание сложных слов. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
5.6. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Составление слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Морфология и орфография
6.1. Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Основные выразительные средства морфологии.Имя существительное. Род, число, падеж существительных.Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.2. Употребление форм имен существительных в речи. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л2.1
6.3. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.4. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л2.1
6.5. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.6. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных ОБА, ОБЕ, ДВОЕ, ТРОЕ и других с существительными разного рода. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л2.1
6.7. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий; деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.8. Местоимения.Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.9. Слова категории состояния и служебные части речи. Их функции в речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.10. Правописание междометий и звукоподражаний. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописанпие О, Ё после шипящих и Ц
Правописание НЕ и НИ
Правописание Н и НН в суффиксах
Спряжение глаголов
Тире между подлежащим и сказуемым
Нормы произношения
Односоставные и двусоставные предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Обособленные приложения
Правописание чередующихся гласных в корнях
Значение словарей в жизни человека
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Бессоюзные сложные предложения
Склонения существительных
Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова
Употребление кратких форм имен прилагательных и причастий
Вводные слова и словосочетания
Нормы согласования сказуемого с подлежащим
Правописание деепричастий
Правописание сложных существительных
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_русский язык_2023-2024.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.3 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лекант П.А. - под ред. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский язык portal.edu.asu.ru
Э2 Русский язык portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Mcrosoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
2.Программное обеспечение: Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине «Русский язык» способствуют выполнению практических заданий обучающимися. Необходимы для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного выполнения самостоятельной работы.
Приступая к выполнению практического задания необходимо понимать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для успешного обучения и положительной оценки на экзамене.
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы.
Практические занятия, с проведением опроса по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. При подготовке к практическому занятию следует использовать рекомендованные преподавателем учебники и учебные пособия, для закрепления теоретического материала; подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; обсудить вопросы по теме занятия.
Самостоятельная работа включает в себя подготовку к практическому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы), выполнение творческой работы, работа с первоисточниками, знакомство с дополнительной литературой.
Экзамен по дисциплине «Русский язык» сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий.
В процессе подготовки к практическим занятиям или при самостоятельной работе по дисциплине возникшие вопросы, которые самостоятельно не удается разрешить, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.