Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2021_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 54 | 54 | 54 | 54 |
1.1. | Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей: - получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; - овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с це-лью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых пу-тей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни-ками информации; - воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимо-сти рационального природопользования, бережного отношения к природным ресур-сам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; - использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жиз-ни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по от-ношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: СОО.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю и достижения отечественной биологической науки; иметь представления о целостной естественно-научной картине мира; - взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; - основные биологические понятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осознавать социальную значимость своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - повышать интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; - организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естествен-ных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; - применять биологические и экологические знания для анализа приклад-ных проблем хозяйственной деятельности; - самостоятельно проводить исследования по постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; - проводить оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотех-нологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; - сформированности представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; - владения основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенным пользованием биологической терминологией и символикой; - владения основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявлением и оценкой антропогенных изменений в природе; - сформированностью умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; - сформированностью собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многооб-разие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Учение о клетке | ||||||
2.1. | Химическая организация клетки | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Строение и функции клетки | Практические | 2 | 3 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||||||
3.1. | Размножение организмов | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Индивидуальное развитие организма | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | ||||||
4.1. | Основы учения о наследственности и изменчивости | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Закономерности изменчивости | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | ||||||
5.1. | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | История развития эволюционных идей. | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Биологический прогресс и биологический регресс | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Происхождение человека | ||||||
6.1. | Современные гипотезы о происхождении человека. | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Этапы эволюции человека. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Человеческие расы | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Основы экологии | ||||||
7.1. | Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Биосфера - глобальная экосистема. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
7.3. | Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы | Сам. работа | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 8. Бионика | ||||||
8.1. | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
8.2. | Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Характеристика биологических систем разного уровня (клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера). 2. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. 3. Химическая организация клетки. 4. Строение и функции клетки. 5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 6. Жизненный цикл клетки. 7. Размножение организмов. 8. Индивидуальное развитие человека. 9. Закономерности изменчивости. 10.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 11. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 12. История развития эволюционных идей. 13. Микроэволюция и макроэволюция. 14. Антропогенез. 15. Человеческие расы. 16. Экология, как наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 17. Глобальные экологические проблемы. 18. Биосфера - глобальная экосистема. 19. Биосфера и человек. 20. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Фос Биология зио.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ярыгин В.Н. и др. | БИОЛОГИЯ 2-е изд. : Учебник и практикум для СПО | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Емцев В. Т., Мишустин Е. Н. | МИКРОБИОЛОГИЯ 8-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Каталог экологических сайтов | www.ecologysite.ru | ||
Э2 | Сайт экологического просвещения | www.ecoculture.ru | ||
Э3 | Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России | www.ecocommunity.ru | ||
Э4 | Дистанционный курс в Moodle "Биология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
РMicrosoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб, http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102 Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 101 (филиал в г. Бийске) | кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |