МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2021_9кл
Часов по учебному плану 176
в том числе:
аудиторные занятия 117
самостоятельная работа 59
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 32 32 52 52
Практические 27 27 38 38 65 65
Сам. работа 24 24 35 35 59 59
Итого 71 71 105 105 176 176

Программу составил(и):
Преподаватель, Кузнецов Александр Владимирович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессиоанльного образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд
3.2.Уметь:
3.2.1.Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Механика
1.1. Лекция-беседа. Механическое движение Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Взаимодействие тел. Силы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Закон всемирного тяготения Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Проблемная лекция. Импульс и закон сохранения импульса Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Работа и мощность Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Решение задач по теме "Механическое движение" Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Решение задач по теме "Силы" Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Решение задач по теме "Закон всемирного тяготения" Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Подготовка докладов по теме "Механика" Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Метод проектов по теме "Механика" Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
2.1. Основы молекулярной физики Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Модель идеального газа. Давление и энергия молекул газа. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Внутренняя энергия газа Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Решение задач по теме "Основы молекулярной физики" Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Решение задач по теме "Модель идеального газа" Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Решение задач по теме "Давление и энергия молекул газа" Практические 1 5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Законы термодинамики Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Агрегатные состояния вещества. Теплоемкость. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Подготовка докладов по теме "Молекулярная физика" Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Электродинамика
3.1. Электрическое поле. Закон Кулона. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Постоянный электрический ток Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. ЭДС источника тока Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Электрический ток в металлах и полупроводниках Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Магнитное поле и сила Ампера Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Решение задач по теме "Закон Кулона" Практические 2 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Решение задач по теме "Электрическое поле" Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Решение задач по теме "ЭДС" Практические 2 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Решение задач по теме "Магнитное поле" Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Электромагнитная индукция Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Переменный ток Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Подготовка докладов по теме "Электродинамика" Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.13. Работа в малых группах по теме "Электродинамика" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Оптика
4.1. Волновая и геометрическая оптика. Формула тонкой линзы Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Интерференция и дифракция света Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Теория относительности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Решение задач по теме "Оптика" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Решение задач по теме "Теория относительности" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Излучения и спектры. Спектральный анализ Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Подготовка докладов по теме "Оптика" Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Квантовая физика
5.1. Фотоэффект Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Решение задач по теме "Фотоэффект" Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Физика атомного ядра. Радиоактивные превращения Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.4. Решение задач по теме "Атомная физика. Квантовая механика" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.5. Атомная физика. Квантовая механика Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.6. Решение задач по теме "Физика атомного ядра. Радиоактивные превращения" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.7. Подготовка докладов по теме "Квантовая физика" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Физика. Астрономия
6.1. Спектр звезды Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Годичный параллакс Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Решение задач по теме "Спектр звезды" Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Решение задач по теме "Годичный параллкс" Практические 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС физика для АГУ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Бордовский, Э. В. Бурсиан Общая физика в 2 т. Том 2: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. И. Трофимова Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для СПО: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. В. Горлач Физика : учебное пособие для СПО: учебное пособие для среднего профессионального образования М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Физика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Of-fice Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012; Виртуальная лабо-ратория ВиртуЛаб, http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=5&Itemid=94
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Of-fice Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012
Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 203 (филиал в г. Бийске) кабинет математических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; тематические плакаты.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Физика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.
Подготовка к лекциям.
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий размещенных к каждой лекции (см. ниже после таблицы), т.е. задания выполняются еще до лекционного занятия по соответствующей теме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Тщательное продумывание и изучение вопросов практического занятия основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 0-49 (неудовлетворительно),50-69(удовлетворительно), 70-84(хорошо), 85-100(отлично).
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся
• ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять;
• незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
К негрубым ошибкам относятся:
• допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), нарушения в формулировке вопроса (ответа).
К недочетам относятся:
• описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях,
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
• орфографические ошибки, связанные с написанием математических терминов.

Критерии оценивания:
Оценка ответа учащегося проводится по 100-бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 баллов и выше – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Отметка «отлично» ставится, если:
– работа выполнена полностью;
– в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
–в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «хорошо» ставится, если:
– работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
– допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
– допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
– допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
– работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Любое контрольное испытание, выполненное после срока без уважительной причины, оценивается на 10% ниже. Максимальная оценка в этом случае 90 баллов.

При реализации учебной дисциплины «Физика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.