МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2022_9кл
Часов по учебному плану 46
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 46 46 46 46

Программу составил(и):
преподаватель СПО, Торопчина Е.А.

Рецензент(ы):
канд. культурологии, Григорьева Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессиоанльного образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: повышение гуманитарной и методологической подготовки студентов.
Задачи курса:
- ознакомление студентов с этапами развития философской мысли, структурой современного философского знания, с основными философскими проблемами и главными методологическими подходами в их решении;
- овладение знаниями об основных этапах становления и развития социо-гуманитарного знания;
- изучение историко-философского материала и разрешение проблемных вопросов философии;
- ознакомление с различными методологическими подходами к анализу общественных явлений (цивилизационный, формационный, культурологический, ценностно-ориентированный, личностно-деятельностный, системный, структурно-функциональный).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека к общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. Структура философского знания.
1.1. Проблема определения философии. Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Структура философского знания. Генезис философии. Философия и мифология. Взаимоотношения философии и науки. Границы научного и философского знания. Философия как рефлексия. Условия возможности рефлексивного мышления. Философия как метафизика. Философия и обыденное познание. Научная, философская и религиозная картины мира. Лекции 4 4 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.10, Л2.13, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л1.5
1.2. Проблема определения философии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии. Практические 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.1, Л2.13, Л2.11, Л2.5, Л2.8, Л2.2, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.4, Л1.5
1.3. Проблема определения философии. Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Структура философского знания. Генезис философии. Философия и мифология. Взаимоотношения философии и науки. Границы научного и философского знания. Философия как рефлексия. Условия возможности рефлексивного мышления. Философия как метафизика. Философия и обыденное познание. Научная, философская и религиозная картины мира. Сам. работа 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
Раздел 2. Философское учение о бытии (онтология).
2.1. Философское учение о бытии (онтология). Категория «бытие» и онтологическая проблематика в истории философии. Основные проблемы античной онтологии. Проблема соотношения бытия и небытия. Натурфилософия и логоцентризм. Материальное и идеальное бытие. Онтологическая динамика и статика. Категории и проблемы онтологии Платона и Аристотеля. Концепция множественности миров. Концепция форм движения. Проблема статуса универсалий в средневековой философии. Проблема времени. Проблема субстанции в новоевропейской философии. Монистическая и плюралистическая онтология. Основные категории онтологии. Диалектическая онтология Гегеля. Онтологическая проблематика в «философии жизни». Лекции 4 6 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
2.2. Философское учение о бытии (онтология). Категория «бытие» и онтологическая проблематика в истории философии. Основные проблемы античной онтологии. Проблема соотношения бытия и небытия. Натурфилософия и логоцентризм. Материальное и идеальное бытие. Онтологическая динамика и статика. Категории и проблемы онтологии Платона и Аристотеля. Концепция множественности миров. Концепция форм движения. Проблема статуса универсалий в средневековой философии. Проблема времени. Проблема субстанции в новоевропейской философии. Монистическая и плюралистическая онтология. Основные категории онтологии. Диалектическая онтология Гегеля. Онтологическая проблематика в «философии жизни». Практические 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
2.3. Философское учение о бытии (онтология). Категория «бытие» и онтологическая проблематика в истории философии. Основные проблемы античной онтологии. Проблема соотношения бытия и небытия. Натурфилософия и логоцентризм. Материальное и идеальное бытие. Онтологическая динамика и статика. Категории и проблемы онтологии Платона и Аристотеля. Концепция множественности миров. Концепция форм движения. Проблема статуса универсалий в средневековой философии. Проблема времени. Проблема субстанции в новоевропейской философии. Монистическая и плюралистическая онтология. Основные категории онтологии. Диалектическая онтология Гегеля. Онтологическая проблематика в «философии жизни». Сам. работа 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
Раздел 3. Общие проблемы антропологии.
3.1. Проблема сущности человека в истории философии. Многообразие определений человека. Проблемы человеческой природы и человеческого бытия. Рациональное и иррациональное в человеческой природе. Природоцентризм и социоцентризм. «Неклассическая философия XIX века. Волюнтаризм и пессимизм в философии А. Шопенгауэра. Философия жизни. Иррационализм Ф. Ницше. Проблема смысла жизни. Актуальность проблемы смысла жизни. Определение понятия «смысл жизни». Человеческая жизнь как ценность. Проблема смерти и бессмертия. Проблема свободы. Определение понятия «свобода». Абсолютность и относительность свободы. Позитивная и негативная свобода. Условия возможности свободы. Свобода и ситуация. Феномен «бегства от свободы». Лекции 4 8 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
3.2. Проблема сущности человека в истории философии. Многообразие определений человека. Проблемы человеческой природы и человеческого бытия. Рациональное и иррациональное в человеческой природе. Природоцентризм и социоцентризм. «Неклассическая философия XIX века. Волюнтаризм и пессимизм в философии А. Шопенгауэра. Философия жизни. Иррационализм Ф. Ницше. Проблема смысла жизни. Актуальность проблемы смысла жизни. Определение понятия «смысл жизни». Человеческая жизнь как ценность. Проблема смерти и бессмертия. Проблема свободы. Определение понятия «свобода». Абсолютность и относительность свободы. Позитивная и негативная свобода. Условия возможности свободы. Свобода и ситуация. Феномен «бегства от свободы». Практические 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
Раздел 4. Общие проблемы гносеологии. Проблема сознания.
4.1. Проблема познания в истории философии. Основные категории гносеологии. Эмпирический и теоретический уровни познания. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Проблема герменевтического круга. Сознание и познание. Проблемы социального познания. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Научное знание и его особенности. Критерии научности знания. Основные структурные элементы научного знания. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Формы научного познания. Проблема роста и развития научного знания. Понятие научной революции. Проблема истины. Лекции 4 4 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
4.2. Философия о происхождении и сущности сознания. Сознание и бессознательное. Сознание как отражение. Сознание как предметная деятельность. Материалистическая концепция сознания. Лекции 4 4 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
4.3. Проблема познания в истории философии. Основные категории гносеологии. Эмпирический и теоретический уровни познания. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Проблема герменевтического круга. Сознание и познание. Проблемы социального познания. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Научное знание и его особенности. Критерии научности знания. Основные структурные элементы научного знания. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Формы научного познания. Проблема роста и развития научного знания. Понятие научной революции. Проблема истины. Практические 4 4 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
4.4. Проблема познания в истории философии. Основные категории гносеологии. Эмпирический и теоретический уровни познания. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Проблема герменевтического круга. Сознание и познание. Проблемы социального познания. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Научное знание и его особенности. Критерии научности знания. Основные структурные элементы научного знания. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Формы научного познания. Проблема роста и развития научного знания. Понятие научной революции. Проблема истины. Сам. работа 4 2 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5
Раздел 5. Человек и общество.
5.1. Человек и общество. Человеческая личность и исторический процесс. Идея свободы и необходимости в историческом процессе. Детерминизм и индетерминизм. Идея прогресса и регресса в истории философии. Проблема единства мировой истории. Факторы исторического процесса. Насилие и ненасилие. Мораль и право. Нравственные ценности. Самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность общества как системы. Синергетический подход в исследовании общества как системы. Социальное пространство и время. Человек в системе социальных связей. Общество и государство. Социальные универсалии. Ценности, нормы, группы и роли как переменные структуры общества. Лекции 4 4 ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 03., ОК 02. Л1.1, Л2.11, Л2.8, Л2.12, Л2.9, Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2. Структура философского знания. Философия как теоретическая рефлексия.
3. Проблемы зарождения философского знания. Философия, миф, религия.
4. Структура философского знания. Основные философские категории.
5. Философия и наука.
6. Основные проблемы античной философии. Первые философские школы Древней Греции.
7. Проблема первоначала в философии Милетской школы
8. Проблема бытия и небытия в философии Элейской школы
9. Теория познания Платона
10. Онтология Платона
11. Метафизика Аристотеля. Учение о первоначалах бытия.
12. Периодизация и особенности средневековой философии.
13. Конкретизация философской проблематики в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
14. Методологические проблемы Нового времени. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания.
15. Ф. Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Индукция как путь познания истины.
16. Дуалистическая философия Р. Декарта.
17. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.
18. Обоснование Г. Гегелем системы объективного идеализма.
19. Особенности неклассической философии середины XIX – начала XX.
20. «Философия жизни»: Ф. Ницше
21. «Философия жизни»: А. Шопенгауэр
22. Основные проблемы и категории философии экзистенциализма.
23. Проблема человека в философии фрейдизма.
24. Проблема смысла жизни (Е. Трубецкой, С. Франк, В. Франкл, А. Камю)
25. Проблема свободы (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Н. Бердяев)
26. Проблемы познания в философии позитивизма
27. Проблемы познания в философии неопозитивизма.
28. Проблемы познания в философии постпозитивизма
29. Человек и природа.
30. Общество и его структура.
31. Гражданское общество и государство.
32. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.
33. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
34. Насилие и ненасилие.
35. Свобода и ответственность.
36. Мораль, справедливость, право.
37. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
38. Религиозные ценности и свобода совести.
39. Сознание, самосознание и личность.
40. Познание, творчество, практика.
41. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
42. Проблема истины.
43. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
44. Структура научного познания, его методы и формы.
45. Проблема роста научного знания. Научные парадигмы и научные революции. Наука и техника.
46. Философский аспект глобальных проблем современности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Христианство - как мировая культура.
2. Ислам – как мировая культура.
3. Буддизм - как мировая культура.
4. Милетская школа в Древнегреческой философии.
5. Древнегреческий философ – Пифагор.
6. Характеристика теории познания Демокрита.
7. Сходство и различие взглядов Платона и Аристотеля.
8. Конфуций - древнекитайский философ.
9. Сократ и его место в античной культуре.
10. Аристотель о материи, душе и космосе.
11. Учение Фомы Аквинского в эпоху Средневековья.
12. Учение Августина Блаженного в эпоху Средневековья.
13. Человек, природа и свобода в философии Канта.
14. Абсолютный идеализм и диалектика Г.Гегеля.
15. Антропологический материализм Л.Фейербах.
16. А.Шопенгауэр – Мир как воля и представление.
17. Философия Ф.Ницше – немецкого философа.
18. Дискуссия славянофилов и западников в Русской философии.
19. Философия всеединства В.С.Соловьева.
20. Философия Вернадского Владимира Ивановича.
21. Русская философия - учение Бердяева Николая Александровича.
22. Учение Федорова Николая Федоровича.
23. Психоанализ и проблема бессознательного З.Фрейда.
24. Николай Коперник - учение о космосе в эпоху Возрождения.
25. Джордано Бруно – жизнь и творчество.
26. Галилео Галилей – жизнь и творчество.
27. Научное познание как высшая форма рационального познания.
28. Общество как объект изучение. Социально-философские подходы.
29. Философский подход к проблеме свободы.
30. Глобальные проблемы современности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Основы философии.rtf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дмитриев, В. В. Основы философии : : Основы философии : учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л1.3 Лавриненко, В. Н Основы философии: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2021. urait.ru
Л1.4 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л1.5 Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/29C8B8C1-5693-4D7A-A356-B25E0225EAEB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Спиркин А.Г. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Стрельник, О.Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л2.4 Светлов, В. А. Основы философии: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/29C8B8C1-5693-4D7A-A356-B25E0225EAEB.
Л2.5 Лавриненко В.Н., Кафтан В.В., Чернышова Л.И. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Иоселиани, А. Д.. Основы философии : учебник и практикум для СПО / А. Д. Иоселиани. — 5-е изд., перераб. и доп М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л2.7 Дмитриев В.В. Основы философии : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0A93119-5695-47CE-8931-E4E9F12BE729.
Л2.8 Тюгашев Е.А. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Ивин А.А., Никитина И.П. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.10 Светлов В. А. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.11 Иоселиани А.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.12 Стрельник О.Н. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.13 Бранская Е.В., Панфилова М.И. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., пер. и доп. : Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы философии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Windows Vista лицензия OEM.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме - ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.