МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация воспитательной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. культурологии, доцент, Н.В. Бабарыкина

Рецензент(ы):
к.искусствоведения, зав.каф., Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Организация воспитательной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: : овладение способностью организации воспитательной работы обучающихся

Задачи:
- овладение навыками и методиками разработки планов и программ воспитательной работы, наиболее эффективно реализующихся в процессе профессиональной подготовки специалистов;
- овладение современным содержанием, методическими и технологическими основами современных инновационных подходов воспитания будущего специалиста;
- формирование духовно-нравстенных качеств будущего специалиста, патриотизма и базовых этических ценностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
ОПК-4.2 Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
ОПК-6.1: Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2: .Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
ОПК-6.2: Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению
1.1. Предмет, цели, задачи и субъекты воспитательной работы Лекции 6 8 ОПК-4.1, ОПК-6.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Организация воспитательной работы в учебном заведении: общие принципы Практические 6 4 ОПК-4.2, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Составление конспекта "Воспитательная работа в учебном заведении" Сам. работа 6 18 ОПК-4.1, ОПК-6.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные теоретические подходы организации воспитательной работы Лекции 6 8 ОПК-4.1, ОПК-6.1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Этапы организации воспитательной работы Практические 6 6 ОПК-4.2, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Воспитательная работа и адаптации в образовательном учреждении Лекции 6 8 ОПК-4.1, ОПК-6.1 Л2.1, Л1.2
1.7. Составление Карты интересов обучающегося впрофессиональном образовательном учреждении Практические 6 8 ОПК-4.2, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Проектная работа Сам. работа 6 48 ОПК-4.2, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1102
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы есть
a) Социализация
b) Обучение
c) Развитие
d) Воспитание
Ответ: d) Воспитание
2. Принципы воспитания обусловлены
a) Результатами
b) Закономерностями
c) Средствами
d) Противоречиями
Ответ: b) Закономерностями
3. Развитие личности – это…
a) Достижение высокого уровня развития нравственных качеств
b) Становление высших психических функций человека
c) Результат количественных и качественных психо-физиологических и социальных изменений в личности человека
d) Процесс актуализации задатков человека
Ответ: c) Результат количественных и качественных психо-физиологических и социальных изменений в личности человека
4. Понятия «воспитание» и «развитие» соотносятся друг с другом, так как
a) Воспитание полностью определяет процесс развития личности
b) Воспитание и развитие происходят независимо друг от друга
c) Развитие определяет успешность воспитания
d) Воспитание входит в общий процесс развития личности
Ответ: d) Воспитание входит в общий процесс развития личности
5. С точки зрения структуры и содержания деятельности различных социальных групп и институтов воспитание связано со смежной дисциплиной
a) Психологией
b) Социологией
c) Педагогикой
d) Историей
Ответ: b) Социологией
6. Из перечисленных факторов воспитания выберите субъективный?
a) Критерии оценки уровня воспитанности
b) Социальная среда
c) Условия деятельности и ее организации
d) Индивидуальные особенности воспитуемого и воспитателя
Ответ: d) Индивидуальные особенности воспитуемого и воспитателя
7. Единичное, однотактное действие, которое обеспечивает практическую реализацию метода в конкретных условиях – это:
a) Прием воспитания
b) Метод воспитания
c) Принцип воспитания
d) Средство воспитания
Ответ:a) Прием воспитания
8. К методам формирования сознания личности не относится:
a) Рассказ
b) Объяснение
c) Поощрение
d) Пример
Ответ: c) Поощрение
9. Ограниченное в рамках сообщество людей, выделяемое из социального целого на основе определенных признаков – это:
a) Группа
b) Объединение
c) Общество
d) Толпа
Ответ: a) Группа
10. Целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации называется
a) Социальной адаптацией
b) Социальным обучением
c) Социально-педагогической деятельностью
d) Социальным воспитанием
Ответ: d) Социальным воспитанием
11. Способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям и людям есть
a) Средства воспитания
b) Принципы воспитания
c) Методы воспитательного воздействия
d) Формы воспитательной работы
Ответ: d) Формы воспитательной работы
12. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:
a) Профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация
b) Профессиональное просвещение, профессиональное тестирование, медицинская диагностика, профессиональное консультирование, профессиональная адаптация
c) Профессиональная агитация, профессиональное стимулирование, профессиональная диагностика, профессиональный отбор, профессиональная адаптация
d) Профессиональное консультирование, профессиональное тестирование, медицинская консультация, профессиональный выбор, профессиональное планирование
Ответ: a) Профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация
13. Раздел педагогики, который изучает научные основы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы
a) Психология воспитания
b) Теория воспитания
c) Воспитание
d) Воспитательная технология
Ответ: b) Теория воспитания
14. Системно-деятельностный подход предусматривает следующее:
a) Развитие способности решать задачи, ставить цели и отвечать за результат
b) Правильную организацию деятельности педагога и учащихся, направленную на развитие личностных качеств
c) Налаживание обратной связи с учащимися
d) Развитие психологических и физиологических особенностей учащихся
Ответ: a) Развитие способности решать задачи, ставить цели и отвечать за результат
15. Учет индивидуальных интересов детей, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в колективе носит название
a) Деятельностный подход
b) Творческий подход
c) Ценностный подход
d) Дифференцированный подход
Ответ: d) Дифференцированный подход

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. А.С.Макаренко к ложным относил такие родительские авторитеты, как авторитеты подкупа, ________, подавления.
Ответ: доброты

2. По мнению К. Юнга расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности есть ____________________рост.
Ответ: личностный
3.Процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществление в конкретных обстоятельствах жизни, называется ________________________личности.
Ответ: самоопределение
4. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием.
Ответ: умственным
5. Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью __________ воспитания.
Ответ: диссоциального
6. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется ______________.
Ответ: принуждением
7. К основным этапам аналитической деятельности классного руководителя относятся: подготовительный, основной, ________________.
Ответ: рефлексивный
8. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания.
Ответ: принципы
9. Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется ___________________.
Ответ: Поощрением
10. Одной из задач умственного воспитания является: развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных________.
Ответ: знаний
11.Огромную роль в воспитании играет личность ____________: его педагогическое умение, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание является искусством.
Ответ: педагога
12. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития _____________способностей и личностных качеств ребенка.
Ответ: интеллектуальных
13. В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, среди них: воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, _________, отношениями.
Ответ: общением
14. Выдающийся немецкий педагог И.Г. Песталоцци считал главной задачей школы ___________________воспитание.
Ответ: нравственное
15. ____________и демократизация учебно-воспитательного процесса — это: одна из ведущих идей технологии воспитания.
Ответ: Гуманизация
16. Два вида взаимоотношений: восстановительный, т.е. развлекательный, и активный, направленный на творческое развитие личности включает, __________ время.
Ответ: свободное
17. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности различных __________.
Ответ: методов
18. Школьник — это человек «школьного возраста», проживающий три возрастных этапа: младший школьный возраст, _______ возраст, старший школьный возраст.
Ответ: подростковый
19. В зависимости от типа культуры изменяются: _____, содержание и средства воспитания, методы и педагогические приемы.
Ответ: цели
20. Непослушание – наиболее распростаненная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма _________ требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения.
Ответ: сопротивление

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. При реализации методы «интеллектуализированная интерпритация» педагог стремится:
a) Объяснить ученику причины его поведения
b) Выяснить у ученика его поведение
c) Прогнозировать дальнейшее развитие педагогической ситуации
d) Проиграть с учеником различные варианты развития педагогичской ситуации
Ответ:a) Объяснить ученику причины его поведения
2. К методам семейного воспитания не относятся:
a) Информационно-символические
b) Разъяснительно-распорядительные
c) Культурно-просветительские
d) Действенно-практические
Ответ:c) Культурно-просветительские
3. По определению А. С. Макаренко, важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является:
a) Традиция
b) Либеральный стиль педагогического руководителя
c) Авторитет актива
d) Дружеские взаимоотношения
Ответ: a) Традиция
4. Одним из микрофакторов социализации человека является:
a) Группа сверстников
b) Тип поселения
c) Этнос
d) Средства массовой информации
Ответ: a) Группа сверстников
5. Поведение человека, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества носит название
a) Трудное
b) Деликвентное
c) Девиантное
d) Опасное
Ответ: c) Девиантное
6. К факторам развития личности не относится:
a) Наследственность
b) Среда
c) Возраст
d) Воспитание
Ответ: c) Возраст
7. К валеологическому воспитанию не относится:
a) Взаимодействие человека с природой
b) Тренировка иммунитета и закаливание
c) Половая культура
d) Психофизиологическая регуляция
Ответ: a) Взаимодействие человека с природой
8. Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности принадлежит
a) С.Т. Шацкому
b) Л.Н. Погодину
c) И.П. Иванову
d) Л.Н. Полякову
Ответ: c) И.П. Иванову
9. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себе не воспитывает», писал…
a) В.А. Краковский
b) В.А. Сухомлинский
c) О.С. Газман
d) А.С. Белкин
Ответ: b) В.А. Сухомлинский
10. Содержание патриотического воспитания в образовательных учреждениях должно реализоваться через две главные функции:
a) Первая функция – организационно-деятельная. Вторая функция – организационно-ценностная
b) Первая функция – организационно-деятельная. Вторая функция – компенсаторная.
c) Первая функция – эстетическая. Вторая функция – трудовая.
d) Первая функция – духовно-нравственная. Вторая функция – организационно-управленческая.
Ответ: a) Первая функция – организационно-деятельная. Вторая функция – организационно-ценностная
11. «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше чем личными интересами», говорил:
a) А.В. Луначарский
b) С.Т. Шацкий
c) А.С. Макаренко
d) В. А. Сластенин
Ответ: a) А.В. Луначарский
12. Группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения носит название
a) Ассоциация
b) Сообщество
c) Класс
d) Коллектив
Ответ: d) Коллектив
13. Степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей есть
a) Лидерство
b) Референтность
c) Интегративность
d) Микроклимат
Ответ: b) Референтность
14. Мера активизации группой составляющих ее личностей есть
a) Интергрупповая активность
b) Интрагрупповая активность
c) Интегративност
d) Социальная активность
Ответ: b) Интрагрупповая активность
15. Процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности
a) Формирование эстетической культуры
b) Формирование экологической культуры
c) Формирование этнокультуры
d) Формирование духовной культуры
Ответ: a) Формирование эстетической культуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ______________ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Ответ: национальные
2. Осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом называется_________________развитие личности.
Ответ: духовно-нравственное
3. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и___________, школой и обществом, школой и жизнью.
Ответ: семьёй
4. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности называется________________.
Ответ: развитие
5. Внушение индивидам и группам мировоззрения, норм поведения, соответствующих принципам определенной конфессии, является особенностью ____________ воспитания.
Ответ: религиозного
6. Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным этническим культурам. – это_____________межнационального общения .
Ответ: культура
7. Признание личности в качестве абсолютной ценности – это _______________.
Ответ: гуманизм
8.Целью идеала воспитания является воспитание всесторонне и ______________ развитой личности.
Ответ: гармонически
9. Общий принцип выбора методов воспитания - __________ подход к ребенку.
Ответ гуманный
10.________ - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Ответ: игра
11. События, занятия, ситуации в коллективе, организуемое педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них носят название _________.
Ответ: мероприятия
12. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает перед воспитанием задачу – помочь ребенку стать ________ деятельности, общения, жизнетворчества.
Ответ: субъектом
13. Источником динамичного развития коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и групповой __________.
Ответ: самореализации
14.Функции семьи по отношению к человеку: супружеская, функция, родительская функция и функция организации _________.
Ответ: быта
15. Резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей носит название социально-психологический _____________.
Ответ: конфликт
16.В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение _______________ родителей.
Ответ: авторитета
17. Социально-психологичский _____________ представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
Ответ: климат
18. Развитие творческой индивидуальности человека взаимосвязано с уровнем его самостоятельности творческой ___________-- внутри коллектива.
Ответ: активности
19. Направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности называется ___________воспитанием.
Ответ: гражданским
20. Чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом называется_____________.
Ответ: патриотизм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды педагогических технологий si-sv.com
Э2 Определения педагогической технологии bank.orenipk.ru
Э3 Информационно-методический центр образования www.imc-new.com
Э4 Эл.курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.