МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
препод., Капаева О.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и законы химии;
- периодический закон;
- классификации и свойства органических и неорганических соединений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать различные виды познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи¬мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использовать различные источники для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- сформированности представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владения основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владения основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владения правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированности собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Научные методы познания веществ и химических явлений. Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия и законы химии
2.1. Основные понятия и законы химии Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Практические 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома
3.1. Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Строение атома Практические 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Практические 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Строение вещества
4.1. Ионная химическая связь. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Ковалентная химическая связь Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Практические 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Чистые вещества и смеси Практические 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Профильные и профессионально значимые элементы содержания Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
5.1. Вода Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Растворы Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Кислоты, основания и соли как электролиты Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Классификация неорганических соединений и их свойства
6.1. Кислоты и их свойства Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Основания и их свойства. Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Гидролиз солей. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Оксиды и их свойства Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов. Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Химические реакции
7.1. Классификация химических реакций. Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Скорость химических реакций Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Понятие об электролизе. Практические 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Металлы и неметаллы
8.1. Особенности строения атомов и кристаллов металлов Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Классификация неметаллов по различным признакам Лекции 2 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Общие способы получения металлов Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.4. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
9.1. Предмет органической химии, природные, искусственные и синтетические органические вещества Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Изомерия и изомеры Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Углеводороды и их природные источники
10.1. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Алкены. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Диены и каучуки Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.4. Химические свойства ацетилена и бензола: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.5. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Кислородсодержащие органические соединения
11.1. Спирты и фенолы. Лекции 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Альдегиды и карбоновые кислоты. Лекции 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Сложные эфиры и жиры Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
12.1. Амины, понятие об аминах. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.2. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.3. Химические свойства белков Практические 2 3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.4. Полимеры Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
12.5. Пластмассы и волокна Лекции 2 0 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что называется химическими реакциями?
2. Рассчитайте относительную молекулярную массу хлорной кислоты HСlO4.
3. Что называется реагентами?
4. Что называется продуктами реакции?
5. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
Ba(NO2)2 + K2SO4 --- BaSO4 + KNO2
6. Вычислите количество вещества цинка в образце массой 2,6г.
7. Какие вещества называются простыми?
8. Какие вещества называются сложными?
9. Что такое оксиды? Приведите примеры.
10. Что такое основания? Приведите примеры.
11. Что такое кислоты? Приведите примеры.
12. Что такое соли? Приведите примеры.
13. Рассчитайте относительную плотность хлороводорода по азоту, по водороду и по воздуху.
14. Что называется щелочами?
15. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
NaOH + H2SO4 --- Na2SO4 + H2O
16. Определите молярную массу газа, если его плотность по воздуху равна 2,5
17. Как читается современная формулировка периодического закона Д.И.Менделеева?
18. Какой объем при н. у. Занимают 11г. углекислого газа?
19. Определите массу 0,25 моль серной кислоты.
20. Чему равно число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп?
21. Какие основные виды химической связи вы знаете?
22. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
Al2(SO4)3 + BaCl2 --- BaSO4 + AlCl3
23. Что такое химическая связь?
24. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
H3PO4 + NaOH --- Na3PO4 + H2O
25. Определите молярную массу газа, если его плотность равна:
1). По водороду H2 – 23
2). По оксиду углерода (IV) CO2 – 0,9
26. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
27. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
HCl + Cu(OH)2 --- CuCl2 + H2O
28. Какие реакции называются экзотермическими?
29. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
Zn(OH)2 + HCl --- ZnCl2 + H2O
30. Рассчитайте относительную плотность:
1). Метана CH4 по водороду H2
2). Фтора F2 по воздуху
31. Какие реакции называются эндотермическими?
32. Рассчитайте относительную плотность:
1). Углекислого газа CO2 по кислороду O2
2). Кислорода O2 по метану CH4
33. Какие вещества называются катализаторами?
34. Какие реакции называются необратимыми?
35. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции:
Cr(OH)3 + HNO3 --- Cr(NO3)3 + H2O
36. Что такое растворы? Что такое насыщенные растворы? Ненасыщенные растворы?
37. Какие вещества называются электролитами, а какие – неэлектролитами?
38. Определите количество вещества сульфата натрия Na2SO4, если его масса равна 49,7г.
39. Определите количество вещества атомного кислорода в оксиде серы (VI), масса которого равна 12г.
40. Что такое коррозия? Какие виды коррозии вы знаете?
41. Напишите структурные формулы следующих алканов: а). 2,5 – диметил гексан; б). 2-метил 3-этил пентан; в). 4-пропил 3-этил гептан.
42. При взаимодействии этана объемом 4,48 л. (нормальные условия) с азотной кислотой получен нитроэтан 10,5 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта.
43. Формалин представляет собой водный раствор формальдегида (массовая доля СН2О 40%). Рассчитайте массу метанола, который необходимо окислить для получения формалина массой 600 г.
44. Напишите структурные формулы следующих алканов:
а). 3,3,5,5 –тетра метил октан; б). 5-бутил 4-этил декан; в).4-бутил 2-метил гептан.
45. Вычислите относительную плотность пропана: а). по воздуху; б). по водороду; в). по кислороду.
46. 3. Рассчитайте массу фенолята калия, который может быть получен из фенола массой 3,29 г.
47. Напишите структурные формулы следующих соединений: а). 3-бром 2-жлор пентан; б). 3-метил 2,4-дихлор гептан; в). 2,2-диметил 4-нитро пентан.
48. Относительная молекулярная масса исследуемого вещества равна 237, массовая доля углерода в нем составляет 10,1%, а хлора – 89,9%. Установите формулу этого хлорзамещенного углеводорода.
49. Рассчитайте массу фенола, который может быть получен гидролизом бромбензола массой 47,1 г., если массовая доля выхода продукта равна 40%.
50. Напишите структурные формулы соединений по их названиям: а). 3,3-диэтил гептан; б). 2-метил гексан; в). 2-метил-4-пропил нонан.
51. Сколько изомеров соответствует эмпирической формуле С7Н16? Напишите их структурные формулы, назовите по заместительной номенклатуре.
52. Из ацетилена объемом 3,36 л. (нормальные условия) получен бензол объемом 2,5 мл. Определите массовую долю выхода продукта, если плотность бензола равна 0,88 г/мл.
53. Напишите структурные формулы молекул: этана, 2-метил пропана, диэтил метана.
54. При нитровании бензола получили 22,24г. нитробензола, что составляет 80% от теоретически возможного выхода. Какова масса вступившего в реакцию бензола?
55. При взаимодействии этана объемом 4,48 л. (нормальные условия) с азотной кислотой получен нитроэтан 10,5 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта.
56. Напишите структурные формулы изомерных алкенов: а). 2,2,5-триметил октен-4; б). 2-метил бутен-1; в). 2,3-диметил пентен-3.
57. Напишите структурные формулы изомеров, соответствующих эмпирической формуле С4Н8, и дайте им названия
58. Рассчитайте объем оксида углерода (II), приведенный к нормальным условиям, который потребуется для получения раствора муравьиной кислоты массой 16,1 кг. Массовая доля НСООН в растворе, который требуется получить, равна 40%.
59. Напишите структурные формулы соединений: а). 2,3-диметил бутадиен-1,3; б). гексадиен-1,5; в). бутадиен-1,2.
60. Напишите формулы изомерных углеводородов, состав которых отвечает эмпирической формуле С5Н10. Сколько может быть таких углеводородов?
61. Рассчитайте массу ацетальдегида, который получен по методу Кучерова из технического карбида кальция массой 200 г., массовая доля СаС2 в котором равна 88%.
62. Напишите структурные формулы соединений: а). 2-метил бутадиен-1,3; б). гексадиен-2,4; в). 3-метил пентен-2
63. Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом углеродном атоме. Образец этого алкена массой 2,8г. присоединил бром массой 8г. Определите формулу алкена и назовите его.
64. Рассчитайте массу фенолята калия, который может быть получен из фенола массой 3,29 г.
65. Напишите структурные формулы следующих органических соединений: а). 5-метил гептен-2; б). 2,5-диметил гексен-1; в). 2,3-диметил бутен-2.
66. Органическое вещество содержит углерод (массовая доля 83,3%) и водород (16,7%). Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. Определите формулу этого вещества.
67. Из ацетилена объемом 3,36 л. (нормальные условия) получен бензол объемом 2,5 мл. Определите массовую долю выхода продукта, если плотность бензола равна 0,88 г/мл.
68. Массовая доля брома в монобромпроизводном предельного углеводорода равна 65%. Определите формулу этого соединения.
69. Из ацетилена объемом 3,36 л. (нормальные условия) получен бензол объемом 2,5 мл. Определите массовую долю выхода продукта, если плотность бензола равна 0,88 г/мл.
70. Из природного газа объемом 40 л. (нормальные условия) получен хлорметан массой 30,3 г. Определите объемную долю метана в природном газе, если массовая доля выхода хлорметана равна 40% от теоретически возможного.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   Фос Химия.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Л. Глинка ; под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. Общая химия в 2 т. Том 1 : учебник для СПО Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3D015974-C8BA-4318-A17B-12F6702B4CF3
Л1.2 Н. Л. Глинка ; под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова Общая химия в 2 т. Том 2 : учебник для СПО Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков В. В., Фирер А. А., Барботина Н. Н. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 2. Физико-химические методы анализа : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб, http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.


Типы заданий и критерии оценки представлены в комплекте ФОС. (см. Приложение)