МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_11кл
Часов по учебному плану 70
в том числе:
аудиторные занятия 70
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 40 40 40 40
Итого 70 70 70 70

Программу составил(и):
преподаватель, Мезенцев Р.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН. НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

3.2.Уметь:
3.2.1.-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Сущность, формы, функции исторического знания. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.2. Киевская Русь в IX-начале XII вв. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.3. Россия в XVII-XVIII вв. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.4. Россия в первой половине XIX в. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.5. Россия во второй половине XIX в. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.6. Россия в начале ХХ в. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.7. Революционные кризисы в России в начале ХХ в. Практические 1 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.8. Восточные славяне в древности. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.9. Российское государство в XI-XVI в Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.10. Россия в XVII-XVIII вв.Тестирование Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.11. Россия в первой половине XIX в. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.12. Россия во второй половине XIX в. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.13. СССР в 1985-1991 гг. Лекции 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.14. Первобытнообщинный строй и рабовладельческие государства на территории бывшего СССР. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.15. Культура Киевской Руси Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.16. Русская культура XIII-XVI вв. Практические 1 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.17. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.18. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11
1.19. Проблема экономического роста и модернизации. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л2.9, Л2.5, Л2.10, Л2.12, Л2.6, Л2.7, Л2.13, Л2.2, Л2.8, Л2.11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Демократизация советского общества. Реформа политической системы.
2. Августовский путч 1991 г. (ГКЧП): причины и последствия. Кризис и распад СССР.
3. Социально-политические и национальные проблемы России на современном этапе.
4. Экономические проблемы развития России на современном этапе.
5. Объективная Внешнеполитическая деятельность России на современном этапе.

6. Особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX вв. Реформы С.Ю. Витте.
7. Россия в контексте мировых проблем начала ХХ в. Русско-японская война 1904–1905 гг.
8. Революция 1905–1907 гг. Формирование многопартийности в России.
9. Изменения в политической системе Российской империи в результате первой русской революции.
10. Формирование российского парламентаризма. Деятельность первых Государственных дум.
11. Сущность необходимость реформирования общественных отношений в СССР. и итоги столыпинских преобразований.
12. Причины и характер первой мировой войны. Россия в войне.
13. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ в. Россия в первой мировой войне.
14. Февральская революция 1917 г.: падение самодержавия и проблема выбора исторического пути.
15. Россия между революциями 1917 г.: политика и тактика Временного правительства, партий, советов.
16. Октябрьское вооруженное восстание. Приход большевиков к власти и их первые политические и экономические шаги.
17. Проблема Учредительного собрания в России. Решения III Всероссийского съезда Советов.
18. Сепаратный мир с Германией: мнения, противоречия, результаты.
19. Причины, характер и основные этапы гражданской войны в России. Подавление большевиками политической оппозиции.
20. Политика "военного коммунизма" и ее кризис.
21. Новая экономическая политика: причины, принципы, противоречия.
22. Этапы и характер внутрипартийной борьбы после смерти В.И. Ленина. Причины прихода И.В. Сталина к власти.
23. Политическая борьба по вопросам развития страны в 20-е годы.
24. Уроки и последствия ускоренной индустриализации, коллективизации, культурного строительства. Создание тоталитарно-бюрократического общества.
25. Преобразования в области промышленности и сельского хозяйства СССР в конце 1920 – начале 1930-х гг. Их задачи и итоги.
26. Внешняя политика СССР в 1924–1939 гг.
27. СССР во второй мировой войне.
28. Причины, характер и периодизация второй мировой и Великой Отечественной войны.
29. Великая Отечественная война: объективные и субъективные причины поражений и побед. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение в победе над фашистским блоком.
30. Основные решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций глав правительств союзных держав.
31. Проблемы социально-экономического развития Советского Союза в послевоенный период (1946–1953 гг.).
32. Противоречивость политических процессов в послевоенный период: новая волна сталинских репрессий (1946–1953 гг.).
33. Экономические преобразования Н.С. Хрущева: предпосылки, сущность, результаты.
34. Смена политического курса: от "оттепели" к "застою". Концепция развитого социализма.
35. Тенденции и противоречия социально-экономического развития страны в 60-е годы.
36. Рождение и крах хрущевской "оттепели" в общественно-политической жизни страны.
37. Тенденции, противоречия и нарастание негативных явлений в социально-экономической, политической и духовной жизни советского общества в середине 60-х – середине 80-х гг.
38. Внешняя политика СССР в 60-х – первой половине 80-х гг.
39. Кризис социально-экономической системы СССР и попытки обновления советского общества (1985–1991 гг.).
40. Предпосылки перестройки. Основные этапы. Противоречивый характер перестроечных процессов в стране.
________________________________________
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества
1) Древнейшие памятники на территории России.
2) Археологические памятники Алтая.
Тема 2. Цивилизации Древнего мира
1) Мифология Греции.
2) Гомер «Илиада и Одиссея».
Тема 3. Цивилизация Запада и Востока в Средние века
1) Жизнь средневекового города.
2)Ордена крестоносцев.
Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству
1) Евпатий Коловрат – национальный герой.
2) Героический эпос.
Тема 6. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках
1) Великие путешественники.
2) Конкистадоры.
Тема7. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи
1) Дворцовые перевороты.
2) Русские полководцы.
Тема 8. Становление индустриальной цивилизации
Великие изобретения.
Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
1) Восстание сипаев и реформы в управлении Индии.
2) Опиумные войны. Восстание тайпинов, его особенности и последствия.
Тема 11. От Новой истории к Новейшей
1) Брусиловский прорыв.
2) Столыпин – реформатор.
Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
1) Герои Великой Отечественной войны.
2) Мои родственники во время Великой Отечественной войны.
Тема 14. Мир во второй половине XX- начале XXI века
1) «Железный занавес».
2) США во Вьетнаме.
Тема 15. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов
1) БАМ – стройка века.
2) Шестидесятники.
Тема 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков
1) Чеченская война.
2) Присоединение Крыма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС История инф.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федоров В.А., Федорова Н.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1861-1917 ГГ. (С КАРТАМИ): Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Клычников Ю. Ю. ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1700-1861 ГГ. (С КАРТАМИ) 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Березовая Л.Г. История отечественной культуры: учебник для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Кириллов В. В., Бравина М. А. ИСТОРИЯ РОССИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Некрасова М.Б. ИСТОРИЯ РОССИИ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Любичанковский С. В. ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII ВЕКОВ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.8 Геродот -., пер. Мищенко Ф.Г. ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Крамаренко Р. А. ИСТОРИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.10 Карпачев С. П. ИСТОРИЯ РОССИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.11 Геродот -. ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.12 Зуев М.Н., Лавренов С.Я. ИСТОРИЯ РОССИИ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.13 Ходяков М.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. 1914—1941 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уважаемые студенты!
Проведение занятий по истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является экзамен.
Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). План семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
По дисциплине запланированы следующие виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
- подготовка сообщения, доклада (реферата);
- подготовка мультимедийной презентации;
- работа с учебным пособием: составление плана, конспекта,
составление таблицы, написание размышления-эссе.