МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
Администратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 38 38 38 38
Практические 38 38 38 38
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
препод., Хоцяновская Т.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать необходимые знания о речевой культуре, о богатстве родного языка, его ресурсах, формах реализации;
- познакомить с основами культуры речи;
- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
- формировать навыки профессионального общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1) основы культуры устной и письменной речи;
2) основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
3) нормы речевого этикета в различных сферах общения;
4) признаки и композиционное построение основных типов текста;
5) характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.1) строить свою речь в соответствии с нормами русскогго литературного языка;
2) создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
3) устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
4) грамотно оформлять документацию;
5) пользоваться справочниками, словарями русского языка;
6) использовать профессиональную лексику.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка
1.1. Тема 1.1. Введение в предмет. Особенности современного русского литературного языка (общая характеристика) Лекции 8 12 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Тема 1.2. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков Лекции 8 8 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Тема 1.2. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков Практические 8 8 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Языковые нормы
2.1. Тема 2.1. Нормы современного русского литературного языка (варианты, типы норм). Орфоэпические нормы Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Тема 2.1. Нормы современного русского литературного языка (варианты, типы норм). Орфоэпические нормы Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Тема 2.5. Орфография. Принципы русской орфографии Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Тема 2.6. Русская пунктуация Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Тема 2.2. Лексические нормы Лекции 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Тема 2.2. Лексические нормы Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Тема 2.3. Морфологические нормы Лекции 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Тема 2.3. Морфологические нормы Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Тема 2.4. Синтаксические нормы Лекции 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Тема 2.4. Синтаксические нормы Практические 8 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Стилевое многообразие русского языка
3.1. Тема 3.1. Функциональные стили, подстили, жанры Лекции 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Тема 3.1. Функциональные стили, подстили, жанры Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Тема 3.5. Жанровое своеобразие письменной официально-деловой речи Лекции 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Тема 3.2. Характеристика текста как основной единицы речи Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Тема 3.3. Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной официально-деловой речи Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основы ораторского искусства
4.1. Тема 4.1. Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство Лекции 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Зачетное занятие Практические 8 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотреть Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Д. Черняк, А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева; под общ. ред. В.Д. Черняк Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.И. Сурикова, Н.И. Клушина, И.В. Анненкова; под ред. Г.Я. Солганика Русский язык и культура речи: учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. А.В. Голубевой Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО и прикладного бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012
2. Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012
3. Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Рекомендации по рациональной организации
самостоятельной работы.

Что нужно знать студенту?
Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.
Во время учебы в вузе закладывается лишь фундамент знаний по избранной специальности (направлению подготовки).
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться у заведующей отделения, у преподавателя дисциплины..
Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.
Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин, учебный план и расписание занятий. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.
Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?

8.2. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

8.3. Рекомендации по составлению дополнительной библиографии
1. Изучите содержание лекции по предложенной теме.
2. Изучите рекомендованную основную и дополнительную литературу к данной теме.
3. Осуществите поиск не указанной в списке литературы в: 1) читальном зале факультета; 2) читальном зале университета; 3) библиотеке университета; 4) в городских библиотеках; 5) в Интернете.
4. В вашу библиографию могут войти книги, статьи из журналов по вашей и смежной специальности, статьи из сборников научных трудов, сборников материалов научно-практических конференций разного уровня, электронные книги и статьи из ресурсов Интернета.
5. Необходимо, чтобы не менее 2/3 библиографии составляли источники, выпущенные в последние пять лет.
6. Созданная вами дополнительная библиография не имеет ограничений по количеству источников, однако должна включать не менее 5 наименований.
7. Библиография оформляется в соответствие с существующим стандартом библиографического описания.

8.4. Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.