МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_11кл
Часов по учебному плану 45
в том числе:
аудиторные занятия 36
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 45 45 45 45

Программу составил(и):
преподаватель СПО, Николаев В.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение законодательства, регулирующего хозяйственно-экономические отношения, формирование системы знаний в области правового обеспечения предпринимательской деятельности и наемного труда, приобретение навыков работы с нормативным материалом, его анализа и практического использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право и экономика
1.1. Тема 1.1 Правовое регулирование экономических отношений Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Тема 1.2 Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Правовое регулирование производственных отношений. Субъекты предпринимательской деятельности. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Тема 1.3 Правовое регулирование договорных отношений Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Договорные отношения в хозяйственной деятельности Практические 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Тема 1.4 Экономические споры Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров Практические 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Трудовое право
2.1. Тема 2.1 Трудовое право как отрасль права Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Тема 2.2 Трудовой договор Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Заключение трудового договора и оформление трудовых отношений. Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Тема 2.3 Рабочее время и время отдыха Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Решение ситуаций на определение вида рабочего времени Практические 1 5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Тема 2.4 Правовое регулирование оплаты труда Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Тема 2.5 Виды ответственности работников и работодателей Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Применение дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины работником», решение практических ситуаций. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Тема 2.7 Трудовые споры Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Административное право
3.1. Административная ответственность Лекции 1 5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Решение ситуаций по теме «Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность Практические 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шумилов В.М. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Анисимов А.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности - WWW.GOODREADS.RU WWW.GOODREADS.RU
Э2 Правовое обеспечение профессиональной деятельности - WWW.CENTERBOOKS.RU WWW.CENTERBOOKS.RU
Э3 Правовое обеспечение профессиональной деятельности - WWW.BOOKEAN.RU WWW.BOOKEAN.RU
Э4 Правовое обеспечение профессиональной деятельности - WWW.BOOKVOED.RU WWW.BOOKVOED.RU
Э5 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Vista лицензия OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет экономики и менеджмента – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; учебно-методические пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Основными формами технологии изучения дисциплины «Математика» являются лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, консультации. К каждому занятию требуется серьезная подготовка.
Подготовка к лекциям: В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке. Хорошее внешнее оформление конспекта лекции не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных записей.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего теоретического материала и решения практической части. Теоретический материал включает основные формулы, определения, теоремы, с которыми познакомились на аудиторном занятии и, которые должны быть записаны, желательно, в отдельную тетрадь для теории; изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Важно читать вдумчиво, неторопливо с «мысленной проработкой» материала. Прочитайте текст не менее двух раз.
2. Научиться выделять главное в тексте, основные аргументы, выводы, улавливать проблематичный характер утверждений, особое внимание следует обращать на определение основных понятий. Попробуйте воспроизвести текст, закрыв книгу.
3. Просмотрите текст еще раз, делая вывод формул, доказательства теорем самостоятельно. Следует переходить к следующему вопросу только после правильного понимания предыдущего, производя на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые ради краткости опущены в учебнике).
4. При работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать и оценивать полученную информацию; фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно основную идею; составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний.
Рекомендации по обеспечению самостоятельной работы:
1. Учитесь преодолевать самый высокий уровень непонимания материала («непонятно, что непонятно»).
2. При разборе примеров в аудитории или при выполнении домашних заданий целесообразно каждый шаг обосновывать теми или иными теоретическими положениями.
3. При изучении теоретического материала не задерживайте внимания на трудных и непонятных местах, смело их пропускайте и двигайтесь дальше, а затем возвращайтесь к тому, что было пропущено (часто последующее проясняет предыдущее).
4. С первых студенческих дней конструируйте собственный стиль понимания сути изучаемого материала. Математические дисциплины в этой ситуации являются наиболее успешным полигоном.
Консультации:
1.Если в процессе работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается (неясность терминов, формулировок теорем, отдельных задач и др.), то он может обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации.
2. В своих запросах студент должен точно указать, в чем он испытывает затруднение. Если он не разобрался в теоретических объяснениях, или в доказательстве теоремы, или в выводе формулы по учебнику, то нужно указать, какой это учебник, год его издания и страницу, где рассмотрен затрудняющий его вопрос, и что именно его затрудняет. Если студент испытывает затруднение при решении задачи, то следует указать характер этого затруднения, привести предполагаемый план решения.
3. За консультацией следует обращаться и при сомнении в правильности ответов на вопросы для самопроверки.