МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2022_11кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 68
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 38 38 38 38
Практические 30 30 30 30
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
Препод., Краюшкина Т.В.

Рецензент(ы):
Препод., Кураев М.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории базы данных и систем управления базами данных, формировать навыки проектирования баз данных с использованием современных реляционных СУБД, изучить основы языка запросов SQL

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
ПК 11.2. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области.
ПК 11.3. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области.
ПК 11.4. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных.
ПК 11.5. Администрировать базы данных.
ПК 11.6. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы теории баз данных
Модели данных
Особенности реляционной модели и проектирование баз данных
Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании
Основы реляционной алгебры
Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных
Средства проектирования структур баз данных
Язык запросов SQL

3.2.Уметь:
3.2.1.Проектировать реляционную базу данных
Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия баз данных
1.1. Основные понятия теории БД Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Технологии работы с БД Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.3. Технологии работы с БД Практические 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей
2.1. Логическая и физическая независимость данных Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.2. Типы моделей данных. Реляционная модель данных Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.3. Типы моделей данных. Реляционная модель данных Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02. Л1.1, Л2.1
2.4. Реляционная алгебра Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.5. изучение материала, подготовка к занятиям Практические 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Этапы проектирования баз данных
3.1. Основные этапы проектирования БД Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.2. Концептуальное проектирование БД Лекции 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.3. Концептуальное проектирование БД Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.4. Нормализация БД Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.5. Нормализация БД Практические 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проектирование структур баз данных
4.1. Средства проектирования структур БД Лекции 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.2. Средства проектирования структур БД Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.3. Организация интерфейса с пользователем Лекции 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.4. Организация интерфейса с пользователем Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организация запросов SQL
5.1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными Лекции 2 6 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.5. Сортировка и группировка данных в SQL Лекции 2 2 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.6. Сортировка и группировка данных в SQL Практические 2 4 ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   Контроль_БД.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. Базы данных : учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы проектирования баз данных portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения учебной дисциплины "Основы проектирования баз данных" осуществляется в
соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов.
Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении учебной дисциплины используются следующие виды учебных занятий:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной учебной дисциплины. Материалы лекций
можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную
оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на
категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические
рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных
теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений,
разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы,
рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить
основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях:
журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в
зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке к лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического
материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном
портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть
восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна.
Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и
фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент
должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а
также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по
изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым
вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются
знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При
необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо
продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Практические работы также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируются преподавателем.
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от
обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в
библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который
разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной
программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов
осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к практическим занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа
на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых
группах.