Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 09.02.07. Информационные системы и программирование |
Профиль | Администратор баз данных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2022_11кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 38 | 38 | 38 | 38 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 68 | 68 | 68 | 68 |
1.1. | формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории базы данных и систем управления базами данных, формировать навыки проектирования баз данных с использованием современных реляционных СУБД, изучить основы языка запросов SQL |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОПЦ |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 11.1. | Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных. |
ПК 11.2. | Проектировать базу данных на основе анализа предметной области. |
ПК 11.3. | Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области. |
ПК 11.4. | Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных. |
ПК 11.5. | Администрировать базы данных. |
ПК 11.6. | Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы теории баз данных Модели данных Особенности реляционной модели и проектирование баз данных Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании Основы реляционной алгебры Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных Средства проектирования структур баз данных Язык запросов SQL |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Проектировать реляционную базу данных Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия баз данных | ||||||
1.1. | Основные понятия теории БД | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Технологии работы с БД | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Технологии работы с БД | Практические | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей | ||||||
2.1. | Логическая и физическая независимость данных | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Типы моделей данных. Реляционная модель данных | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Типы моделей данных. Реляционная модель данных | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02. | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Реляционная алгебра | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | изучение материала, подготовка к занятиям | Практические | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Этапы проектирования баз данных | ||||||
3.1. | Основные этапы проектирования БД | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Концептуальное проектирование БД | Лекции | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Концептуальное проектирование БД | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Нормализация БД | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Нормализация БД | Практические | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Проектирование структур баз данных | ||||||
4.1. | Средства проектирования структур БД | Лекции | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Средства проектирования структур БД | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Организация интерфейса с пользователем | Лекции | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Организация интерфейса с пользователем | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Организация запросов SQL | ||||||
5.1. | Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными | Лекции | 2 | 6 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Сортировка и группировка данных в SQL | Лекции | 2 | 2 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Сортировка и группировка данных в SQL | Практические | 2 | 4 | ПК 11.6., ПК 11.5., ПК 11.4., ПК 11.3., ПК 11.2., ПК 11.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закреплено в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплено в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
Контроль_БД.doc
Приложение 2.
ОП. 08 Основы проектирования баз данных.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. М. Илюшечкин | Основы использования и проектирования баз данных: учебник для СПО | Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. | Базы данных : учебник для СПО | Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы проектирования баз данных | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС Windows Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,MS PowerPoint, 7-Zip, AcrobatReader Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетов Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
203Н | кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы. |
313Н | лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты. |
Оценивание результатов освоения учебной дисциплины "Основы проектирования баз данных" осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов. При изучении учебной дисциплины используются следующие виды учебных занятий: 1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной учебной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем. В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Конспекты лекций также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируется преподавателем. 2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку. При подготовке к лабораторным занятиям следует: - использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; - изучить лекционный материал по данной теме; - разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия; - уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практические работы также входят в балльную оценку по учебной дисциплине и контролируются преподавателем. 3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: - конспектирование (составление тезисов) лекций; - работу со справочной и методической литературой; - защиту выполненных работ; - участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: - повторение лекционного материала; - подготовки к практическим занятиям; - изучения учебной и научной литературы; - решения задач, выданных на практических занятиях; - подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д. Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них; - внимательно прочитать рекомендованную литературу; - составить краткие конспекты ответов (планы ответов). При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: лекция-беседа. При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых группах. |