МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Численные методы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
ПрофильАдминистратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_11кл
Часов по учебному плану 92
в том числе:
аудиторные занятия 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 44 44 44 44
Практические 48 48 48 48
Итого 92 92 92 92

Программу составил(и):
Препод., Заиграева Н.И.

Рецензент(ы):
Препод., Булгакова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Численные методы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.08.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Л.Г., канд. эконом. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о методах решения задач на ЭВМ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.5. Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы хранения чисел в памяти электронно-вычислительной машины (далее – ЭВМ) и действия над ними, оценку точности вычислений;
методы решения основных математических задач – интегрирования, дифференцирования, решения линейных и трансцендентных уравнений и систем уравнений с помощью ЭВМ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные численные мето-ды решения математических задач;
выбирать оптимальный численный метод для решения поставленной задачи;
давать математические характеристики точности исходной информации и оценивать точность полученного численного решения;
разрабатывать алгоритмы и программы для решения вычислительных задач, учитывая необходимую точность получаемого результата.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы теории погрешностей
1.1. Источники и классификация погрешностей результата численного решения задачи Лекции 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Источники и классификация погрешностей результата численного решения задачи Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Приближённые решения алгебраических и трансцендентных уравнений
2.1. Постановка задачи локализации корней Лекции 6 2 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.2. Численные методы решения уравнений Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.3. Численные методы решения уравнений Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Решение систем линейных алгебраических уравнений
3.1. Метод Гаусса Лекции 6 2 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.2. Метод итераций решения СЛАУ Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.3. Метод Зейделя Лекции 6 2 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.4. Решение систем линейных алгебраических уравнений Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Интерполирование и экстраполирование функций
4.1. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.2. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.3. Интерполирование сплайнами Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.4. Интерполирование сплайнами Практические 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Численное интегрирование
5.1. Формулы Ньютона - Котеса: методы прямоугольников, трапеций, парабол Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.2. Интегрирование с помощью формул Гаусса Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.3. Численное интегрирование Практические 6 8 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений
6.1. Метод Эйлера. Уточнённая схема Эйлера Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
6.2. Метод Рунге – Кутта Лекции 6 4 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
6.3. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
6.4. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений Практические 6 6 ПК 11.1., ПК 1.5., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
закреплено в приложении "ФОС_Численные методы"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении "ФОС_Численные методы"
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Численные методы.docx
Приложение 2.   Контроль_ЧМ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манюкова Н. В., Гателюк О. В., Исмаилов Ш. К. ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зенков А.В. ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "Численные методы" (ИСиП, преп. Антропова М.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
ОС Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия;
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий
материал, фиксируя записи в тетради, а также выполнять практические задания.
Помимо лекционных занятий проводятся лабораторные занятия, на которых студенты выполняют лабораторные работы.
Лабораторные работы выполняются студентом в составе 1 человека по каждому варианту, таким образом, все студенты
имеют одинаковый перечень заданий, но примеры для решения различны. Подготовка к следующей лабораторной работе
должна производиться в урочное и внеурочное время с использованием электронных учебников, примеров выполнения
заданий. Рекомендуется дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы,
рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Получая задание для выполнения лабораторной работы, студенты изучают теоретическую часть, соответствующую
выполняемой работе, знакомятся с примерами и расчётными схемами, и на основе этих материалов выполняют
индивидуальное задание.
Студенты оформляют свои решения в тетради (можно использовать распечатки решений, выполненных с помощью
компьютера) и устно отчитываются преподавателю о проделанной работе после прохождения теста по теоретической части
этой темы.
Самостоятельная работа студентов предполагает
- выполнение заданий для самостоятельной работы, в том числе тестов;
- изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к
практическим занятиям;
- подготовку к контрольной работе.
Самостоятельная работа студентов является обязательным элементом подготовки специалиста среднего звена. Она является
оцениваемой и включается в технологическую карту дисциплины.