МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура и креативность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильАрт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. иск., Зав.каф., Черняева И.В.;канд.иск., Доцент, Комарова О.С.

Рецензент(ы):
д-р иск., Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Культура и креативность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов знаний о сущности культуры и особенностях ее развития на разных исторических этапах, формирование профессиональных навыков и умений в области креативных технологий мышления, способности ориентироваться в трендах креативных индустрий, а также получение опыта индивидуальной или командной работы над проектом в сфере культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.





3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командных задач, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи,
оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура и креативные технологии мышления
1.1. Введение в курс. Базовые понятия курса. Культура: понятие, типология. Творчество и креативность: сравнительная характеристика. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Культура как источник традиций. Первобытная эпоха. Креативное переосмысление. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Знакомство с базовыми понятиями курса. Наполнение словаря. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Креативные технологии мышления. Мозговой штурм. Разновидности мозгового штурма. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Культура как источник традиций. Древний мир. Креативное переосмысление. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Знакомство с базовыми понятиями курса. Продолжение работы по наполнению словаря. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Культура и межкультурное разнообразие общества. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Сравнительный анализ традиций разных культур. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Знакомство с базовыми понятиями курса. Продолжение работы по наполнению словаря. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.10. Поиск и аналитика современных культурных проектов, ориентированных на изучение, популяризацию и переосмысление культурных традиций прошлого. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Креативные индустрии в мировом и российском пространстве
2.1. Креативные индустрии: характеристика, тематическое разнообразие. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Креативные индустрии. Драйверы роста. Тренды. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Переосмысление отечественных и мировых традиций в креативных индустриях Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Креативные индустрии и развитие территорий Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Креативные индустрии в эпоху технологического развития Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Механизмы финансирования в креативных индустриях. Инвестиции и франдрайзинг Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Креативный проект как способ решения профессиональных задач
3.1. Проектная деятельность и ее специфика Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Генерация идеи будущего проекта Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Визуализация идеи проекта Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Поиск аналогов. Анализ рынка Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Разработка требований к продукту. Заполнение брифа Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.6. Разработка проектного решения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.7. Разработка проектного решения Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.8. Оформление презентации и подготовка к защите Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.9. Защита креативного проекта. Взаимное оценивание проектов Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.10. Итоги курса. Рефлексия Перспективы работы над креативным проектом. Фонды, гранты, конкурсы Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.11. Итоги курса. Рефлексия Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8035

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Креативность - это
A. способность к генерации идей
B. умение следовать инструкциям
C. правильность суждений
D. умение использовать алгоритмы
Ответ: А - способность к генерации идей

2. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, производства - это
A. Творчество
B. Креативность
C. Высокопарность
D. Метафоричность
Ответ: А - творчество

3. Мозговой штурм нацелен:
A. на развитие системного мышления
B. на подробную проработку найденной версии
C. на получение максимального количества идей
D. на проведение критического анализа ситуации
Ответ: С – на получение максимального количества идей

4. Поиск метафор и аналогий лежит в основе метода:
A. мозгового штурма
B. ТРИЗ
C. системного анализа
D. синектики
Ответ: D - синектики

5. Сочетание несовместимых качеств - это буквальный перевод с греческого термина:
A. синкретичность
B. синектика
C. сакральность
D. символизм
Ответ: B – синектика

6. Способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям – это
A. Материальная культура
B. Духовная культура
C. Коммуникативная культура
D. Цифровая культура
Ответ: B – духовная культура

7. Синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю, - это
A. Мировая культура
B. Национальная культура
C. Региональная культура
D. Коммуникативная культура
Ответ: А – мировая культура

8. Многозначность трактовок и смысловых интерпретаций – это
A. Полигамность
B. Полиметричность
C. Полисемантичность
D. Поливалентность
Ответ: С- полисемантичность

9. Субъектом культуры является:
A. Человек
B. Природа
C. Солнечная система
D. Животные
Ответ: А - человек

10. Согласно трактовке Э.Тайлора, комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества, - это
A. Религия
B. Генетический код
C. Природа
D. Культура
Ответ: D - культура

11. Разновидность культуры, сознательно ориентирующая свои материальные и духовные ценности на усредненного потребителя – это
A. Элитарная культура
B. Массовая культура
C. Коммуникативная культура
D. Религиозная культура
Ответ: B – массовая культура

12. Включение индивида в общество - это
A. Национализация
B. Индивидуализация
C. Акультурация
D. Социализация
Ответ: D - социализация

13. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, – это
A. Гедонизм
B. Прогресс
C. Традиция
D. Интерпретация
Ответ: С - традиция

14. Креативность направлена:
A. На поиск компромиссов
B. На решение поставленной задачи
C. На реализацию коммуникативной функции культуры
D. На разработку универсальных алгоритмов
Ответ: B – на реализацию коммуникативной функции культуры

15. Индустрии, нацеленные на создание аналоговых и цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход, талант и профессиональные навыки автора или команды – это
A. Креативные индустрии
B. Легкие индустрии
C. Тяжелые индустрии
D. Цифровые индустрии
Ответ: А – Креативные индустрии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия культура
Ответ: определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, по средствам которых люди организую свою жизнедеятельность.

2. Как буквально с латинского переводится термин культура? Назовите два любых значения
Ответ: 1. Возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение. 2. земледелие, сельское хозяйство. 3. воспитание, образование, развитие. 4. Почитание, культ. (любые два из значений)

3. Что такое мировая культура
Ответ: синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю

4. Деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и производства – это ___________
Ответ - творчество

5. Готовность к генерации принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, - это ________________
Ответ - креативность

6. Назовите любые два критерия креативности.
Ответ – беглость, оригинальность, метафоричность, восприимчивость, гибкость. (любые два из списка).

7. Что такое беглость мышления?
Ответ – способность к легкому генерированию большого числа идей

8. Что такое метафоричность мышления?
Ответ – способность находить неожиданные сравнения, мыслить образами

9. Что такое гибкость мышления?
Ответ – способность переключаться, менять угол зрения, создавать что-то на стыке разных областей

10. Потребность в эмоциональном одобрении публики, стремление к самореализации, интровертность и субъективизм – всё это характерные черты, отличающие одну из сфер человеческой деятельности, какую именно?
Ответ – творчество.

11. Нацеленность на решение задачи, необходимость в совершении волевых усилий, поиск агрументации найденного решения и экстравертность являются признаками какого вида мышления?
Ответ: креативного мышления

12. Как буквально с латинского переводится термин «конвергентное»?
Ответ: сходиться к центру

13. Как буквально с латинского переводится термин «дивергентное»?
Ответ: расходиться, отклонятся

14. Назовите метод креативного мышления, который считается исторически первым и до сих пор является наиболее популярным.
Ответ: мозговой штурм

15. Назовите любые две разновидности технологии мозгового штурма.
Ответ: классический (другое название - прямой), теневой, корабельный совет, теневой, обратный, визуальный (любые два из списка).

16. Назовите одну из разновидностей технологии мозгового штурма, которая предполагает выражение идеи через изображение.
Ответ: визуальный мозговой штурм

17. Назовите имя американского изобретателя и психолога, являющегося автором метода синектики.
Ответ: Уильям Гордон

18. Как буквально с греческого переводится термин «синектика»
Ответ: совмещение разнородных элементов, сочетание несовместимых качеств

19. Для какого вида синектики характерно отождествление человека с объектом исследования.
Ответ: личная или телесная аналогия

20. Назовите две любые разновидности синектики
Ответ: прямая или реальная аналогия, личная или телесная аналогия, символическая или абстрактная аналогия, фантастическая или нереальная аналогия (любые два из списка)

21. Назовите общие черты двух технологий креативного мышления – синектики и мозгового штурма.
Ответ: эвристическая основа методов, генерирование максимального количества решений.

22. Что такое креативные индустрии?
Ответ: индустрии, предполагающие создание аналоговых или цифровых продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческих подход, талант и профессиональные навыки автора или команды.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Состав команды для работы над проектом определяется:
A. Компетентностным подходом
B. Датой рождения
C. Территориальным принципом
D. Национальной принадлежностью
Ответ: А Компетентностным подходом

2. Работу команды над проектом отличает:
A. Заданность траектории
B. Следование алгоритмам
C. Тиражирование
D. Эффективность в условиях неопределенности
Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности

3. Командная проектная деятельность нацелена:
A. На создание типового результата
B. На создание уникального продукта или услуги
C. На обеспечение показателей плановой экономики
D. На обеспечение массового производства
Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги

4. Первым этапом в работе команды над проектом является:
A. Поиск решения
B. Тестирование решения
C. Поиск проблемы
D. Тиражирование результата
Ответ: C – Поиск проблемы

5. Этап проверки разработанного командой проектного решения – это:
A. Исследование
B. Тестирование
C. Тиражирование
D. Совершенствование
Ответ: B - тестирование

6. Умение работать в команде относится:
A. К «жестким» навыкам
B. К «мягким» навыкам
C. К безусловным рефлексам
D. К двигательным навыкам
Ответ: B – К «мягким» навыкам

7. К «гибким» или «soft-skills», необходимым в командной проектной деятельности, относится:
A. Умение принимать верные решения
B. Умение точно рассчитать экономику проекта
C. Умение грамотно оформлять налоговые документы
D. Наличие профессиональных навыков в сфере IT
Ответ: А - Умение принимать верные решения

8. Начальный этап командной работы над проектом, это –
A. Реформация
B. Типизация
C. Консолидация
D. Инициация
Ответ: D – Инициация

9. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
A. Эмоциональный интеллект
B. Креативность
C. Критическое мышление
D. Обучаемость
Ответ: С – критическое мышление

10. Командная работа над проектом отличается от работы трудового коллектива в рамках стандартных бизнес-процессов -
A. Четкой датой начала и окончания проекта
B. Наличием большого бюджета
C. Отсутствием рисков
D. Нормированностью рабочего дня
Ответ: А – Четкой датой начала и окончания проекта

11. По теории исследователя Р.М.Белбина, в команде есть люди, которые способны много, успешно и результативно работать, эту роль в команде он назвал:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: D – Рабочая пчелка

12. По теории исследователя Р.М.Белбина, член команды, которому в большей степени свойственны креативность, воображение, оригинальность мышления, - это:
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: A – Генератор идей

13. По теории исследователя Р.М.Белбина, человек, способный активизировать работу команды, это –
A. Генератор идей
B. Мотиватор
C. Аналитик
D. Рабочая пчелка
Ответ: B – Мотиватор

14. Проблемное интервью с потенциальным пользователем продукта или услуги является частью:
A. Исследовательского этапа работы над проектом
B. Этапа формирования команды
C. Этапа разработки решения
D. Этапа завершения работы над проектом
Ответ: А – исследовательского этапа работы над проектом

15. Этические нормы и правила взаимодействия в команде:
A. Определяются в одностороннем порядке руководителем
B. Всегда зафиксированы юридически
C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
D. Вовсе отсутствуют
Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда

2. Совместный ресурс, состоящий из профессиональных компетенций, навыков и способностей людей, имеющих близкие ценностные ориентиры, а также принятые всеми членами команды принципами, правилами и нормами взаимодействия – это ______________________
Ответ: социальный капитал команды

3. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это ______________________
Ответ: лидер команды

4. Что такое командных дух?
Ответ: это атмосфера согласия и взаимовыручки, общая мотивация участников команды для совместного выполнения поставленных задач.

5. Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, влияющих на манеру взаимодействия, эмоциональное состояние и удовлетворенность участников команды – это ________________________
Ответ: психологический климат команды.

6. Проектные команды как правило организованы на основе горизонтальной системы управления. В чем ее суть?
Ответ: в распределении работ и ответственности на одном и том же уровне

7. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________________
Ответ: риски проекта

8. Назовите две любых характеристики командной работы над проектом:
Ответ: уникальность, мобильность траектории, вариативность ресурсов, неопределенность, работа с рисками (любые две характеристики)

9. Дайте определение проектной деятельности
Ответ: Целенаправленное, ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального результата (продукта или услуги), позволяющего решать проблему пользователя

10. Назовите два любых «мягких» навыка, которые формируются посредством командной работы над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность и творческий подход, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками, обучаемость (любые два из списка)

11. Как можно назвать навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий команды для достижения наилучшего результата
Ответ: планирование

12. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Это технологии организации и оптимизации собственным временем и временем членов команды

13. Завершите фразу: Способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, мотивацию его действий, а также умение использовать эти знания для более эффективной работы команды – это _______
Ответ: эмоциональный интеллект

14. Дайте определение роли в команде.
Ответ: Ожидаемое поведение человека, в основе которого его индивидуальные способности, задающие условия его участия в командной работе.

15. Исследователь Р.М.Белбин выделил восемь ключевых ролей в команде. Назовите три из них.
Ответ: рабочая пчелка, руководитель команды, генератор идей, снабженец, мотиватор, вдохновитель, аналитик, контролер (любые три из списка)

16. Согласно исследованиям И.Адизеса, существует четыре стиля поведения у членов команды. Назовите два из них.
Ответ: труженник, администратор, инноватор, интегратор (любые два из списка)

17. Согласно теории Р.М.Белбина, в команде должен быть человек, который способен к скурпулезному доведению до конца всего, что начато, он имеет высокоразвитое чувство самоконтроля и самодисцилиплины. Назовите эту роль в команде
Ответ: контролер

18. Завершите фразу: Работа команды над проектом начинается с поиска _________
Ответ: проблемы

19. Как называется этап проверки разработанного командой проектного решения. Ответ: тестирование.

20. Что такое «масштабирование» решения в командной работе над проектом?
Ответ: Процесс увеличения объема, функциональности и возможности проекта с целью удовлетворения растущих потребностей пользователей и рынка.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. «Колыбелью» западноевропейской культуры принято считать:
A. Первобытную культуру
B. Индийскую культуру
C. Античную культуру
D. Русскую культуру
Ответ: С – Античную культуру

2. Антропоцентризм присущ культуре:
A. Западноевропейской
B. Первобытной
C. Древнекитайской
D. Древнеегипетской
Ответ: А – Западноевропейской

3. К мировым религиями относится:
A. Иудаизм
B. Брахманизм
C. Христианство
D. Конфуцианство
Ответ: С – Христианство

4. К конфессиям христианства относится:
A. Даосизм
B. Православие
C. Индуизм
D. Тотемизм
Ответ: В – Православие

5. Главным символом христианства является:
A. Крест
B. Круг
C. Солнце
D. Земля
Ответ: А – Крест

6. Молитвенное сооружение мусульман – это
A. Часовня
B. Мечеть
C. Хурдэ
D. Иглу
Ответ: В - Мечеть

7. Вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем, - это
A. Анимизм
B. Фетишизм
C. Тотемизм
D. Брахманизм
Ответ: С – Тотемизм

8. Вера в магические свойства неодушевленных предметов – это
A. Анимизм
B. Фетишизм
C. Тотемизм
D. Брахманизм
Ответ: В - Фетишизм

9. Экстравертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: А – культуры Запада

10. Интровертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: В – культуры Востока

11. Традиции, обычаи, явления культуры, быта и т.п., получаемые от предыдущих эпох и являющиеся базой для дальнейшего развития культуры – это
A. Прогресс
B. Наследие
C. Модернизация
D. Метафора
Ответ: В - Наследие

12. Перенесение ценностей одной культуры на почву другой – это
A. Культурное заимствование
B. Культурная диффузия
C. Культурные универсалии
D. Культурный кризис
Ответ: А – культурное заимствование

13. Культура-реципиент – это культура, которая
A. Заимствует чужое
B. Предоставляет свои достижения для заимствования
C. Индифферентна к достижениям других культур
D. Перестала существовать
Ответ: А – Заимствует чужое

14. Процесс, при котором культура теряет больше культурных черт, чем приобретает новых – это
A. Культурная аккумуляция
B. Культурная диффузия
C. Культурная трансмиссия
D. Культурное истощение
Ответ: D – Культурное истощение

15. Самобытность русской культуры определяется:
A. Только следованием традициям западноевропейской культуры
B. Только следованием традициям восточных культур
C. Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками
D. Только славянскими истоками
Ответ: С - Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое антропоцентризм?
Ответ: представление, согласно которому человек – это центр и высшая цель мироздания.

2. Что такое теоцентризм?
Ответ: Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

3. Определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию – это _______________
Ответ: Религия

4. Назовите три основных типа первобытных религиозных представлений:
Ответ: тотемизм, анимизм, фетишизм.

5. Назовите три мировые религии
Ответ: христианство, индуизм, ислам

6. Назовите три основные конфессии христианства:
Ответ: православие, католицизм, протестантизм

7. Что такое тотемизм?
Ответ: вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем.

8. Что определило самобытность русской культуры?
Ответ: синтез традиций Запада и Востока, собственные славянские истоки, православие

9. Сумма всех культурных достижений данного общества, получаемых от предшествующих поколений и сохраняемых в общественной памяти с целью критического использования их для дальнейшего развития культуры последующих поколений человечества – это ______________
Ответ: культурное наследие

10. Что такое селективность культуры?
Ответ: избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую

11. Как называется культура, которая предоставляет другим культурам собственные достижения для заимствования?
Ответ: культура-донор

12. Как буквально переводится с латинского термин «реципиент»?
Ответ: получающий, принимающий

13. Что такое «культурная диффузия»?
Ответ: Это взаимное и стихийное распространение культурных черт и комплексов между культурами

14. Назовите несколько (любых два) канала, по которым может осуществляться процесс культурной диффузии.
Ответ: миграция, туризм, миссионерство, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами (любые два из списка)

15. Ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, а также благодаря цифровизации и формированию единого информационного пространства – это __________________
Ответ: глобализация

16. Что такое «культурная трансмиссия»?
Ответ: процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.

17. Накопление культурного потенциала, благодаря которому культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых – это _____________________
Ответ: культурная аккумуляция

18. Черты, присущие всем известным человеческим культурам, - это __________________
Ответ: культурные универсалии

19. Глубинные характеристики культуры, укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, отличающиеся устойчивостью и неподверженные внешнему воздействию, объединяются понятием __________________
Ответ: ментальность культуры

20. Гармоничное и уважительное сосуществование человеческих групп из разных культурных слоев (религиозных, языковых и социальных) в рамках доминирующей культуры большинства – это __________________
Ответ: культурное разнообразие (мультикультурализм) – допустим любой из ответов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Браун, Т Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей: Манн, Иванов и Фербер, 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коноплева, Н. А. Сервис в современной культуре: учебное пособие Директ-Медиа, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574375
Л2.2 О’Кифф, Д. Нешаблонное мышление. Проверенная методика достижения амбициозных целей: Манн, Иванов и Фербер, 2014 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/bcode/413356
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт-азбука. Словарь современного искусства azbuka.gif.ru
Э2 Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы artreview.com
Э3 Арт-менеджер - журнал для профессионалов www.artmanager.ru
Э4 Премия "Инновация" artinnovation.ru
Э5 Центр современного искусства «Винзавод» www.winzavod.ru
Э6 Культура и креативность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, изучению материалов, представленных в разделах курса, а также рекомендованных в качестве дополнительного материала.
Сквозным заданием всего курса является работа над индивидуальным или групповым проектом. В завершении первого раздела курса студентам необходимо определиться к темой проекта и командой, а также ключевыми идеями проекта.
В ходе освоения курса студентам необходимо изучить термины и понятия по проблематике курса.
Все темы ориентированы на практическое освоение – просмотр видеоматериалов, прочтение статей и иных материалов, на основе которых необходимо выполнить предложенные задания.
При выполнении заданий рекомендуется использовать современные цифровые инструменты для индивидуальной и групповой работы. Ряд практических заданий предполагает обязательное использование таких инструментов.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.