МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Генетика растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 8
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 50 50 50 50
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 8 8 8 8
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Хлебова Любовь Петровна

Рецензент(ы):
д.б.н., Зав. каф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Генетика растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью введения в образовательные программы образовательного модуля «Генетика растений» является формирование
у обучающихся базовых знаний основ генетики растений, получение ими первичного опыта в области генетических технологий в области генетики растений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать теоретические основы генетики растений, вопросы планирования, организации и проведения научных исследований в области генетики растений
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь формулировать цель и задачи научного исследования в области генетики растений, осуществлять обработку и анализ собранной информации в области генетик растений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть современными генетическими методами для выполнения научных исследований в области генетики растений, оформлять и представлять результаты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структурнофункциональная организация генома растений и анализ функций гена
1.1. Структурно-функциональная организация генома одно- и двудольных растений на примере модельных растительных объектов Представление о гомологии и гомеологии, синтении и колинеарности геномов. Принципы сравнительного картирования. Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Транспозонный мутагенез растений. Транспозоны и их использование для направленного мутагенеза и инактивации гена. Клонирование генов с помощью. Геном хлоропластов и митохондрий. Мобильные генетические элементы растений. Практические 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Мутационный анализ для изучения функции генов. Методы прямой и обратной генетики для установления функции гена, современные подходы. Маркирование генома протяженными делециями, вызванными быстрыми нейтронами Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Системы размножения растений и их генетический контроль
2.1. Жизненные циклы растений. Генетические эффекты при вегетативном и половом размножении, при самоопылении и перекрестном оплодотворении. Несовместимость, Гетероморфная и гомоморфная. Основные принципы функционирования гаметофитной и спорофитной систем гомоморфной несовместимости (SI). Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Двудомность как крайний случай проявления несовместимости. Структурно-функциональная организация половых хромосом двудомных растений. Генетический контроль поддержания двудомности Лабораторные 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Апомиксис – природная форма вторично-бесполого размножения. История изучения апомиксиса. Нарушение процесса двойного оплодотворения у цветковых растений как причина образования апомиктичных семян. Основные типы апомиксиса, его распространение и эволюционная роль. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Генетические методы селекции
3.1. Полиплоидия. Механизмы возникновения полиплоидов и их классификация, автопополиплоиды и аллополиплоиды.Цитоплазматическая мужская стерильность растений (ЦМС). Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Спонтанный и индуцированный мутагенез у растений. Ядерные и цитоплазматические мутации. Основы закона гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Индуцированный мутагенез растений физическими, химическими мутагенами и тяжелыми металлами. Лабораторные 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Хромосомная инженерия растений. Манипуляции хромосомным составом растений на уровне целых геномов, отдельных хромосом и их сегментов с целью увеличения генетического разнообразия культурных видов. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Генетика иммунитета растений
4.1. Понятие иммунитета растений. Основные типы иммунитета растений. Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Молекулярно-генетические механизмы неспецифического врожденного иммунитета растений. Рецепторы врожденного неспецифичного иммунитета и их лиганды. Структура рецепторовPRR. А Практические 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Молекулярно-генетические механизмы специфического врожденного иммунитета. Эффекторные молекулы патогенов (элиситоры) и их рецепторы (R – белки). Доменная структура рецепторов, основные типы. LRRs – структурная основа иммунного ответа растений. R-гены типа I – самые полиморфные гены растений. Теория сопряженной эволюции хозяина и паразита. Г Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Генетика онтогенеза растений
5.1. Общие принципы регуляции развития растений. Генетические основы регуляции развития растений фитогормонами. Лекции 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Генетический контроль морфогенеза растений. Генетический контроль развития разных доменов зародыша. Генетический контроль развития апикальной меристемы побега, листа, корня. Практические 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Генетический контроль инициации цветения, развития меристемы цветка и органов цветка. АВС-модель генетического контроля развития цветка. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Генетические технологии растений в решении задач селекции и семеноводства
6.1. Генетическая инженерия растений. История получения трансгенных растений. Методы получения трансгенных растений. Прямые методы получения трансгенных растений. Векторы для генетической трансформации растений. Создание коинтегративных и бинарных векторов для переноса чужеродной ДНК. Использование селективных маркеров и репортерных генов Лекции 2 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Геномное редактирование растений. Система CRISPR– Cas для получения целевых мутаций в различных растительных организмах. Типы мутаций, генерируемых CRISPR–Cas9. Редакторы цитозиновых оснований (CBE) и редакторы 11 Наименование блока (раздела) Модуля Краткое содержание адениновых оснований (ABEs) на основе CRISPR и их особенности Практические 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Молекулярно-генетические маркеры в решении фундаментальных и практических задач генетики и селекции. Типы генетических маркеров. Методы создания генетических маркеров. Особенности применения генетических маркеров в решении генетических и селекционных задач. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Генетика растений Консультации 2 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы

1. Указать особенности организации растений как объекта
генетических исследований.
2. Значение модельных объектов в генетике растений.
3. Указать типы полиплоидов и различие между ними.
4. Пояснить термины гомологии и гомеологии генов и геномов.
5. Объяснить суть терминов синтения и колинеарность групп
сцепления.
6. Что такое сравнительное картирование?
7. Роль полиплоидии в эволюции геномов растений.
8. Генетические эффекты дупликаций.
9. Типы самонесовместимости- гаметофитная или спорофитная.
10. Как определить тип самонесовместимости.
11. Проявление ЦМС и ее причины.
12. Химерные гены митохондрий и ЦМС.
13. Вторичный эндосперм и гены, контролирующие его развитие.
14. Импринтинг гена МЕА.
15. Методы получения индуцированных мутаций.
16. Особенности метода Tilling на основе ЭМС-индуцированных
мутаций.
17. Расчет размера выборок для выявления специфических мутаций.
18. Мобильные элементы Ас и Dsи их использование для маркирования
генома арабидопсис.
19. Иммунитет растений – специфический и неспецифический
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Пояснить термины гомологии и гомеологии генов и геномов.

Темы контрольных работ:
 Объяснить суть терминов синтения и колинеарность групп сцепления.
 Что такое сравнительное картирование?
 Особенности метода Tillingна основе ЭМС-индуцированных мутаций.
 Расчет выборок для выявления специфических мутаций.
 Мобильные элементы Ас и Dsи их использование для маркирования
генома арабидопсис.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Гомология и гомеологии геномов растений, паралогичные
иортологичные гены. Синтения и колинеарность геномов. Принципы
сравнительного картирования растений, роль модельных объектов.
2. Полиплоидия растений и ее типы, механизмы возникновения
полиплоидов. Судьба дуплицированных генов у аллополиплоидов.
3. Гаметофитный контроль несовместимости, гены локусов
несовместимости и механизм ее реализации на примере Solanaceaeи Papaveraceae.
4. Половые типы цветковых растений и генетические механизмы,
обеспечивающие перекрестное оплодотворение. Молекулярногенетические механизмы гаметофитной и спорофитной
самонесовместимости.
5. Спорофитный контроль несовместимости, гены локусов
несовместимости и механизм ее реализации на примере Brassica.
6. Цитоплазматическая мужская стерильность, ее природа,
распространение и практическое использование. Роль митохондриального
генома в проявлении ЦМС. Химерные митохондриальные гены.
7. Парамутации как специфический тип взаимодействия аллелей.
Понятия парамутегенности и парамутабильности. Эпигенетический
механизм проявления парамутаций.
15
8. Индукция мутаций у растений и особенности их выявления.
Генетически эффективные клетки апикальной меристемы. Значение
размера популяций М1 и М2 для выделения мутаций.
9. Специфичность ЭМС-индуцированных мутаций. Методы обратной
генетики для установления функции гена, TILLING и Delet-a-gene.
10. Инсерционный Т-ДНК мутагенез и выявление трансформантов
в Т1 и Т2 поколениях.
11. Мобильные генетические элементы и их распространение у растений.
12. Транспозонный мутагенез, одно и двухкомпонентные системы
на основе Ac и Ds элементов.
13. Гены, контролирующие независимое развитие эндосперма
у покрытосеменных растений. Понятие импринтинга на примере гена
MEDEA арабидопсис.
14. Иммунитет растений, его основные типы. Молекулярногенетические основы неспецифичного активного иммунитета и
специфичного активного иммунитета.
15. Генетический контроль определения типа органов цветка.
АВС-модель (логика построения).
16. Доказательства правильности АВС-модели (предсказание фенотипа
двойных мутантов; подтверждение АВС-модели с использованием
трансгенных растений арабидопсис; молекулярно-генетическая проверка
модели).
17. Молекулярные механизмы взаимодействия генов В-класса. Фенотип
мутантов по генам В-класса.
18. Примеры парамутаций; молекулярные механизмы их возникновения
19. Молекулярные механизмы эпигенетических изменений (привести
примеры).
20. Понятие импринтинга на примере генов R кукурузы и MEDEA
арабидопсис.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лутова Л.А. Генетика развития растений: Учебное пособие Н-Л, 2010 25
Л1.2 под ред. А.А. Барановой Генетические основы селекции растений Том. 1. Общая генетика растений : в 4-х т. : Минск : Белорусская наука - 552 с., 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143050
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Инге-Вечтомов С.Г Генетика с основами селекции: Учебное пособие М.: Высшая школа, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. NCBI https://www.ncbi.nlm.nih.gov/;
2. Phytozome https://phytozome-next.jgi.doe.gov/;
3. http://smart.embl-heidelberg.de/;
4. http://bar.utoronto.ca/efp2/Arabidopsis/Arabidopsis_eFPBrowser2.html,bar.ut
oronto.ca/eplant/.
5.журналы издательства Elsevier, http://link.springer.com/;
6. журналы издательства Springer, http://www.springerprotocols.com – SpringerProtocols.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации по изучению теоретического
материала.
При изучении теоретического материала необходимо использовать
рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
Рекомендованная дополнительная литература и Интернет-ресурсы
позволяют углубить и структурировать знания, полученные в ходе
аудиторной работы.
Осваивать теорию следует в соответствии с той
последовательностью, которая представлена в плане занятий.
При изучении модуля следует обратить внимание на взаимосвязь
лекционных, семинарских занятий и заданий для самостоятельного
выполнения.
Завершение каждого раздела курса целесообразно подытоживать
фиксацией выводов по изученным темам.
Целесообразно в процессе изучения материала вести конспекты.
Фиксация изученного в виде опорного конспекта позволяет сделать знания
системными, закрепить их в памяти.
При необходимости составляйте глоссарий по мере изучения модуля.
Подбор и систематизация терминов, встречающихся при изучении темы,
развивает способность выделять главные понятия темы и формулировать
их.
Каждая лабораторная работа начинается с введения, нацеленного
на обсуждение круга изучаемых вопросов и проблем, разбора частных
случаев, необходимых для успешного выполнения лабораторной работы.
После формирования необходимой теоретической базы предлагается
перейти непосредственно к выполнению исследования.

Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:
- работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену
по теме модуля;
- подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
На первом и втором этапах подготовку следует обращаться
к пройденному учебному материалу.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект
лекций, где учебный материал в течение обучения фиксировался
в систематизированном виде. Конспект содержит детализированную
информацию, подкрепленную современными фактами и информацией,
которые в силу новизны не вошли в опубликованные источники.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется
преподавателем и указана в описании учебно-методического обеспечения
модуля. Рекомендуется знакомство со всеми указанными источниками.
В ходе подготовки к экзамену необходимо обращать внимание
не только на уровень запоминания, но и на степень понимания
информации