МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Самодиагностика Soft Skills педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Самодиагностика Soft Skills педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие навыка оценки, самодиагностики и планирования индивидуальной траектории развития soft skills современного педагога.
Задачи:
1. Знакомство с моделью «4 К» как ориентиром в оценке, диагностике и развитии гибких навыков педагога.
2. Изучение методов оценки, диагностики и развития базовых soft skills: критического мышления, коммуникативной компетентности, креативности, координации и умения работать в команде.
3. Овладение методами оценки и диагностики soft skills педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-1.01 Владеет ведущими навыками современного педагога: эффективной коммуникации, критического мышления, кооперации и координации
ПКд-1.02 Способен по результатам диагностики проектировать и реализовывать персональную траекторию развития гибких навыков современного педагога
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основания модели «4 К» как ориентира в оценке, диагностике и развитии гибких навыков педагога.

3.2.Уметь:
3.2.1.Подбирать методики оценки, диагностики и развития гибких навыков педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способами оценки, диагностики (самодиагностики) гибких навыков педагога с разработкой индивидуальной траектории развития по ее результатам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модель «4 К»: основные траектории оценки soft skills.
1.1. Модель «4 К» как ориентир в оценке soft skills педагога. Лекции 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л2.7, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.2, Л1.6
1.2. Возможности оценки soft skills педагога на основе модели «4 К». Практические 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л2.3, Л1.7, Л1.4, Л2.7, Л2.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.9, Л1.2, Л1.6
1.3. Возможности оценки soft skills педагога на основе модели «4 К». Сам. работа 6 12 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л2.7, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.2, Л1.6
Раздел 2. Самодиагностика критического мышления и креативности педагога.
2.1. Специфика критического мышления и креативности педагога и их оценки. Лекции 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.4, Л2.7, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
2.2. Самодиагностика критического мышления педагога. Практические 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
2.3. Самодиагностика критического мышления педагога. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
2.4. Самодиагностика креативности педагога. Практические 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
2.5. Самодиагностика креативности педагога. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
Раздел 3. Диагностика коммуникативной компетентности педагога.
3.1. Специфика коммуникативной компетентности педагога и ее оценки. Лекции 6 2 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
3.2. Самодиагностика коммуникативной компетентности педагога. Практические 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.8, Л1.2, Л1.6
3.3. Самодиагностика коммуникативной компетентности педагога. Сам. работа 6 12 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
Раздел 4. Координация и умение работать в команде: методы диагностики.
4.1. Специфика педагогической координации и умения работать в команде и их оценка. Лекции 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
4.2. Самодиагностика координации педагога. Практические 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
4.3. Самодиагностика координации педагога. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
4.4. Самодиагностика навыка командообразования педагога. Практические 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
4.5. Самодиагностика навыка командообразования педагога. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.2, Л1.6
Раздел 5. Планирование индивидуальной траектории развития soft skills
5.1. Технологии развития soft skills по модели 4К. Лекции 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
5.2. Технологии развития soft skills по модели 4К. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
5.3. Планирование индивидуальной траектории развития soft skills по результатам самодиагностики. Практические 6 4 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6
5.4. Планирование индивидуальной траектории развития soft skills по результатам самодиагностики. Сам. работа 6 8 ПКд-1.02, ПКд-1.01 Л1.7, Л1.4, Л1.1, Л2.8, Л2.1, Л3.1, Л1.5, Л2.6, Л2.9, Л1.3, Л1.8, Л1.2, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Курс: "Soft skills современного педагога" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10448)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПКд-1.01
Владеет ведущими навыками современного педагога: эффективной коммуникации, критического мышления, кооперации и координации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Коммуникация - …………….. …………………. между людьми?
а) обмен информацией
б) обмен действиями
в) обмен представлениями
Ответ: а)

Вопрос 2 Интеракция - …………………. между индивидами?
а) обмен информацией
б) взаимодействие
в) сопереживание
Ответ: б)

Вопрос 3 Социальная перцепция - ………………… социальных объектов (людей, групп, общностей)?
а) восприятие
б) взаимодействие
Ответ: а)

Вопрос 4 Межличностные отношения относительно системы общественных отношений находятся
а) В основании
б) Внутри
Ответ: б)

Вопрос 5 Малая группа – это группа в которой общественные отношения выступают в форме …………………………. личных контактов?
а) опосредованных
б) прямых
в) непосредственных
Ответ: в)

Вопрос 6 Стадия конфликта, на которой практически невозможно разрешение конфликта мирным путем:
а) предконфликтная ситуация
б) инцидент
в) эскалация конфликта
г) завершение конфликта
д) послеконфликтный период
Ответ: в)

Вопрос 7 Какой девиз характеризует соперничество как стратегию поведения в конфликте?
а) победа любой ценой
б) давайте жить дружно
в) миру мир
Ответ: а)

Вопрос 8 Стратегия конфликтного поведения, которая исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких называется …………………………?
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: б)

Вопрос 9 Стратегия конфликтного поведения, когда одна сторона жертвует личными интересами в пользу интересов соперника - …………………..
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: в)

Вопрос 10 Стратегия конфликтного поведения, характеризующаяся высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника, а также поиском обоюдно приемлемого решения называется ………………………...
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: д)

Вопрос 11 Медиатор выступает в роли:
а) судьи
б) защитника
в) посредника
г) обвинителя
Ответ: в)

Вопрос 12 Как называется структурный компонент конфликта, означающий предмет спора?
а) зона разногласий
б) конфликтующие стороны
в) мотивы участников
г) действия участников
д) представления участников
Ответ: а)

Вопрос 13 Как называется структурный компонент конфликта, означающий непосредственных участников конфликта?
а) зона разногласий
б) конфликтующие стороны
в) мотивы участников
г) действия участников
д) представления участников
Ответ: б)

Вопрос 14 Какой навык наряду с коммуникацией, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К?
а) компетентность
б) критическое мышление
в) культурность
Ответ: б)

Вопрос 15 ……………………….. — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.
а) критичность
б) решительность
в) креативность
Ответ: в)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 ………………………………… отношения – это отношения между социальными группами или индивидами как представителями социальных групп.
Ответ: общественные

Вопрос 2 ……………………………. – обмен действиями между людьми в процессе совместной деятельности.
Ответ: коммуникация

Вопрос 3 ………………………………… - координация, комбинирование, суммирование, упорядочивание единичных сил участников взаимодействия.
Ответ: кооперация

Вопрос 4 Атрибуция – это процесс ……………………… причин, образцов поведения, а также более общих характеристик воспринимаемой личности.
Ответ: приписывания

Вопрос 5 ………………. – сочувствие, сопереживание партнеру по общению.
Ответ: эмпатия

Вопрос 6 Речь – основа ……………………… средств коммуникации?
Ответ: вербальных

Вопрос 7 …………………………. средства коммуникации включают в себя мимику, пантомимику, интонации, дистанцию, контакт глаз.
Ответ: невербальные

Вопрос 8 Креативность — способность представить и разработать принципиально ………… подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.
Ответ: новые

Вопрос 9 Все профессиональные навыки можно разделить на «жесткие навыки» (hard skills) и «……….. навыки» (soft skills).
Ответ: гибкие

Вопрос 10 «…………… навыки» включают компетенции, определяемые спецификой профессиональных задач.
Ответ: жесткие

Вопрос 11 «……………… навыки» включают надпрофессиональные навыки и личностные качества.
Ответ: гибкие

Вопрос 12 …………………. мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к тем или иным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
Ответ: критическое

Вопрос 13 Какой навык наряду с критическим мышлением, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К?
Ответ: коммуникация

Вопрос 14 Для эффективной коммуникации необходимо использование как вербальных, так и ………………………….. средств?
Ответ: невербальных

Вопрос 15 …………………- небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Ответ: команда

Вопрос 16 Конфликты в команде разрешаются с помощью ………………….
Ответ: переговоров

Вопрос 17 Конфликт – …………………. во мнениях, установках, ценностях, взглядах людей и социальных групп?
Ответ: противоречие

Вопрос 18 Непосредственные участники конфликта - конфликтующие ……………..?
Ответ: стороны

Вопрос 19 Стремлением уйти от конфликта характеризуется стратегия …………………...?
Ответ: избегание

Вопрос 20 Случай, который инициирует открытое противоборство сторон - ……………..
Ответ: инцидент

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПКд-1.02
Способен по результатам диагностики проектировать и реализовывать персональную траекторию развития гибких навыков современного педагога.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие компоненты должна включать психологическая подготовка педагога для успешной работы?
1. формирование психологической культуры;
2. психологическую компетентность в педагогической деятельности;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Правильный ответ: 1-3.

Вопрос 2. Что необходимо современному педагогу для формирования психологической культуры профессиональной деятельности?
1. знание психологических особенностей человека, помогающих разобраться в людях, адекватно оценивать их состояние, настроение, поведение;
2. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
3. умение выбирать по отношению к каждому обучающемуся такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
4. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 3. Кем должны быть педагог по В.А. Сухомлинскому?
1. педагогом;
2. психологом;
3. психотерапевтом;
4. наставником;
5. вдохновителем;
6. хранителем;
7. созидателем духовной жизни человека.
Правильный ответ: 4-7.

Вопрос 4. Выделите характеристики гуманистически ориентированного педагога:
1. высокая педагогическая наблюдательность;
2. уважение к ученикам;
3. стимулирование активности учеников;
4. стимулирование интеллектуальной деятельности учеников;
5. гибкость;
6. нестандартность в принятии педагогических решений;
7. удовлетворение от процесса общения с учащимися;
8. жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении;
9. наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании;
10. монологичность общения;
11. неумение уважать и любить своих учеников независимо от их успехов в учебе.
Правильный ответ: 1-7.

Вопрос 5. Выделите основные компоненты в деятельности педагога:
1. конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.
2. организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их действий и поступков.
3. коммуникативная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения.
4. рефлексивная деятельность – умение учителя анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 6. Назовите основные трудности и проблемы педагогической деятельности.
1. неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
2. недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся и неумение их учитывать;
3. неумение построить процесс общения со учениками и коллегами;
4. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 7. Назовите способы развития гибких навыков современного педагога:
1. познание себя;
2. тренировка воли;
3. управление эмоциями;
4. умение выйти из психологического кризиса;
5. освоение технологии педагогического общения и взаимодействия с людьми;
6. сознательное самоограничение.
Правильный ответ: 1-6.

Вопрос 8. Назовите качества личности необходимые современному педагогу:
1. профессионализм и глубокие знания своего предмета;
2. умение образно и доступно излагать свои мысли;
3. высокая общая культура и эрудиция;
4. быстрота реакции и мышления;
5. умение отстаивать и защищать свою точку зрения;
6. умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами;
7. способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки;
8. внимательность по отношению к людям, доброжелательность и терпеливость;
9. строгость в сочетании со справедливостью;
10. психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях;
11. аккуратный внешний вид.
Правильный ответ: 1-11.

Вопрос 9. Назовите качества, которые противопоказаны педагогу:
1. высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2. самовлюбленность;
3. менторство;
4. застенчивость;
5. медленная реакция и консерватизм;
6. стремление подавить обучающегося;
7. несобранность и лень;
8. излишняя эмоциональность, взрывчатость;
9. отсутствие педагогического мастерства.
Правильный ответ: 1-9.

Вопрос 10. Профессиональная культура педагога – это:
1. совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для успешного осуществления его профессионально-педагогической деятельности;
2. определенная степень владения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач;
в. система профессиональных и общечеловеческих способностей;
3. реализация культурологического подхода в профессиональной деятельности учителя.
Правильный ответ: 2.

Вопрос 11. Назовите признаки, по которым у обучающихся складывается первое впечатление о педагоге:
1. внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли обучающимся, выразительность лица, жестикуляция);
2. особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу);
3. отношение к обучающимся (требовательность, умение следить за поведением обучающихся, контакт со студентами, внимание к ним;
4. проявляемая эрудиция, интеллект.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 12. Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению педагога с обучающимися:
1. застенчивость;
2. тактичность;
3. безучастность;
4. терпимость;
5. доброжелательность.
Правильный ответ: 1; 3

Вопрос 13. Работа педагога над коммуникативной культурой включает умения формировать и совершенствовать:
1. интонацию;
2. убедительность;
3. тембр;
4. информационную нагрузку;
5. выразительность;
6. логические паузы;
7. интенсивность;
8. внушаемость.
Правильный ответ: 1-7.

Вопрос 14. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека называется
1. эмпатией;
2. рефлексией;
3. проекцией.
Правильный ответ: 1.

Вопрос 15. Условиями, способствующими возникновению диалога, являются:
1. желание участвовать в диалоге, понять друг друга;
2. наличие собственной позиции;
3. стремление к доминированию собственной точки зрения;
4. наличие интереса одного из партнеров к обсуждаемому предмету;
5. желание быть понятым, услышанным;
6. умение слушать, слышать, задавать вопросы.
Правильный ответ: 1; 2; 5; 6.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; « не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово. Определенная степень овладевания приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога.
Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 2. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …
Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 3. Компонентами профессиональной культуры педагога (по И.Ф. Исаеву)
выступают …
Правильный ответ: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Вопрос 4. Вставьте пропущенное слово. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога.
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 5. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.
Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 6. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности?
Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 7. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 8. Назовите составляющие педагогической направленности.
Правильный ответ: направленность на обучаемого; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Вопрос 9. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности.
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 10. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …
Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 11. Кто разработал тест для изучения стратегий поведения в конфликте разработал?
Правильный ответ: Томас.

Вопрос 12. Какие три элемента входят в структуру креативности?
Правильный ответ: создание идей, любознательность, развитие предложенных идей.

Вопрос 13. Назовите три стороны общения:
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

Вопрос 14. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

Вопрос 15. Какие методы относятся к методам исследования гибких навыков?
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.

Вопрос 16. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент».

Вопрос 17. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Вопрос 18. Как называется способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания?
Правильный ответ: креативность.

Вопрос 19. Какой возраст является сензитивным для формирования критического мышления?
Правильный ответ: подростковый.

Вопрос 20. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для акадамического бакалавриата МГПУ, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2
Л1.4 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.5 Кашапов М. М., Огородова Т. В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490570
Л1.7 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
Л1.8 А.П.Супрун, Н.Г.Янова, К.А.Носов Метапсихология: релятивистская психология, квантоваяпсихология и психология креативности: монография URSS, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сарычев С.В., Чернышова О.В СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ .: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рамендик Д. М., Рамендик М. Г. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: учеб. пособие М.: Альма Матер, 2009
Л2.4 Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие Московский психолого-социальный институт, 2009
Л2.5 под ред. А. А. Карелина Психологические тесты (Т. 2): в 2т. ВЛАДОС, 2005
Л2.6 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Михайлова С.Н Диагностика и психологические тесты в психосоматической практике: Барнаул, 2007
Л2.8 Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/D19CA616-5573-44F5-831C-A9E215798CE4
Л2.9 Огородова Т.В., Пошехонова Ю.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Я. К. Смирнова Практикум по психодиагностике [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.