МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Индивидуальный проект как учебное событие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МЭ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Индивидуальный проект как учебное событие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование проектных компетенций; формирование представлений об образовательном событии; освоение технологии сопровождения индивидуального проекта как образовательного события

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, ичностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-3.1: Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых м этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; ме5ханизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития, теорию тайм-менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем;
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решений поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-3.2: Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнения командных задач, презентуя профессиональные задачи.
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения.
УК-3.3: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектироания профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразвания и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование как особая педагогическая деятельность
1.1. Теоретические основы педагогического проектирования Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Логика организации проектной деятельности Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Программирование и планирование хода проекта Сам. работа 2 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Педагогический проект. Виды педагогических проектов Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Индивидуальные проекты. Предметы проектирования Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.7. Технология педагогического проектирования Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.8. Этап диагностики в проектировании Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.9. Этап проблематизации в проектировании Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.10. Этап концептуализации в проектировании Сам. работа 2 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Событийный подход в педагогическом проектировании
2.1. Образовательное событие: подходы к определению Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Технология событийного проектирования Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Обучение проектной деятельности Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Технология проектирования образовательных событий Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка событийного проекта Сам. работа 2 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. ФГОС старшей школы: индивидуальные проекты Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Разработка индивидуального проекта (по профилю подготовки) Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Педагогическое сопровождение индивидуальных проектов обучающихся Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Разработка программы педагогического сопровождения индивидуальных проектов обучающихся Сам. работа 2 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Рефлексия индивидуального проекта как образовательного события Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Оформление кейса по результатам разработки индивидуального проекта Сам. работа 2 13 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Результаты и оценка индивидуальных проектов в соответствии с требованиями ФГОС общеобразовательной школы Практические 2 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.13. Разработка экспертной карты Сам. работа 2 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.14. Требования к участникам педагогического проектирования Практические 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.15. Разработка фрагмента программы проектного обучения Сам. работа 2 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-6.1, УК-6.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5241
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2 Способен пределять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Вопрос 1. Проектирование -
1. один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо;
2. разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, производственных объектов.
Ответ: 1.
2. В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена ...
1. Дж. Дьюи;
2. В. X. Килпатрик;
3. С. И. Гессен;
4. К. Поппер;
5. Г. Саймон.
Ответ: 2.
3. Проектирование личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника рассматривал:
1. А.С. Макаренко;
2. С.Т. Шацкий;
3. Ф.А. Фрадкин;
4. Л.Н. Толстой.
Ответ: 1.
4. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал:
1. С.Т. Шацкий;
2. В.Н. Сорока-Росинский;
3. А.С. Макаренко;
4. В.А. Сухомлинский;
5. Г. П. Щедровицкий.
Ответ: 5.
5. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
1. гуманистической;
2. интенсивной;
3. технологической;
4. активизационной;
5. экранной.
Ответ: 5.
6. Основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной, является ...
1. ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером.
2. цикличность;
3. гибкость;
4. альтернативность.
Ответ: 1.
7. Центральное понятие проектирования -
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. образ.
Ответ: 5.
8. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы:
1. формирование стратегии и предварительное планирование;
2. оценивание вариантов;
3. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-3.
9. В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов:
1. разработка теоретически обоснованной концепции проекта;
2. разработка процедур реализации;
3. разработка пакета инструментария для каждого этапа;
4. создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;
5. разработка условий и защиты прав человека;
6. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-5.
10. Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
1. диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
2. формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
3. создание образа результата;
4. поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
5. обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
6. комплексная экспертиза результатов реализации проекта.
Ответ: 1-6.
11. Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами:
1. определение замысла или эскиз проекта;
2. разработка моделей действия (стратегия);
3. планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации;
4. организация обратной связи;
5. оценка процесса;
6. оценка и анализ результатов;
7. оформление документации.
Ответ: 1-7.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. В. Е. Радионов выделяет этапы:
1. предстартовый;
2. декомпозиции (разделение общего замысла на части, иные задачи) и подбор соответствующих средств;
3. трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание;
4. конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы.
Ответ: 1-4.
14. В. В. Сериков предлагает последовательность:
1. разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям;
2. формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса;
3. подбор педагогических средств;
4. прогнозирование вариантов поведения педагога;
5. диагностика результатов.
Ответ: 1-5.
15. Создавая условия для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:
1. появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;
2. высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;
3. доступ к значимой информации;
4. оснащенность участников проекта способами изучения реальности;
5. возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллегами);
6. психологическую готовность «удержать» негативные впечатления от изучения проблемы;
7. помощь в обобщении и представлении полученных данных.
Ответ: 1-7.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. процедура проблематизации можно определить как ...
Ответ: ценностное самоопределение в проблемном поле проекта.
2. Концепция — ...
Ответ: определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.
3. Проектным дискурсом обозначается ...
Ответ: процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного на определенном профессиональном языке проектирования.
4. Критерий — ...
Ответ: в переводе с греческого «признак, на основании которого производится оценка чего-либо».
5. Варианты развития проекта:
Ответ:
• линейный (последовательные шаги к получению желаемого продукта на основании постоянной обратной связи);
• зонтичный (проектирование модели-инварианта, на основе которой с учетом локальной специфики «веером» выстраиваются варианты ее существования и применения);
системный (в соответствии с разработанным четким замыслом, планом, охватывающим и контролирующий изменения во всех компонентах образовательной или социально-педагогической системы);
• синергетический («выращивание» продукта на основе улавливания тенденций развития, синтеза спонтанно поступающей ин формации с последующим ее упорядочиванием).
6. В содержательном отношении концепция проекта включает:
Ответ:
• описание и ценностно-смысловую оценку сформированного на основании анализа или исследования проблемного поля проектирования;
• ценностные основания проектной деятельности;
• цели проекта с описанием конечного продукта;
• совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел;
• подход, стратегию и принципы проектирования.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. По каким основаниям классифицируются проекты?
Ответ:
• по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;
• по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
• по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
• по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
• по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
• по предметной области: исторические, экологические и др.;
• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
• по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Формат проекта — ...
Ответ: своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба.
11. Физическое пространство проекта - ...
Ответ: географический и территориальный диапазон исследования проблематики и применения продукта, распространения влияния проектной деятельности на окружающую среду.
12. Социальное пространство проекта - ...
Ответ: возможность охвата проектам влиянием тех или иных групп профессионального сообщества, социальных или возрастных групп.
13. Парадигмальное пространство проекта - ...
Ответ: предпочтение технических или гуманитарных характеристик проекта.
14. Культурное пространство проекта - ...
Ответ: монокультурное, биполярное, кросскультурное.
15. Временной формат проектной деятельности предполагает:
Ответ:
1. Ориентацию на естественный ход событий.
2. Установление регламентированных сроков проекта в целом и каждого из его этапов.
3. Смешанный вариант, при котором будет существовать количественная или качественная регламентация, но в целом время реализации проекта изначально не имеет четко очерченных границ.
16. Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для реализации дальнейшего представления в виде перечня процедур в логике ...
Ответ: «проект — прогноз — план».
17. Прогноз включает в себя...
Ответ: формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях.
18. Программирование предполагает ...
Ответ: создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
1. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
1. гуманистической;
2. интенсивной;
3. технологической;
4. активизационной;
5. экранной.
Ответ: 5.
2. Основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной, является ...
1. ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером.
2. цикличность;
3. гибкость;
4. альтернативность.
Ответ: 1.
3. Центральное понятие проектирования -
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. образ.
Ответ: 5.
4. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы:
1. формирование стратегии и предварительное планирование;
2. оценивание вариантов;
3. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-3.
5. В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов:
1. разработка теоретически обоснованной концепции проекта;
2. разработка процедур реализации;
3. разработка пакета инструментария для каждого этапа;
4. создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;
5. разработка условий и защиты прав человека;
6. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-5.
6. Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
1. диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
2. формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
3. создание образа результата;
4. поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
5. обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
6. комплексная экспертиза результатов реализации проекта.
Ответ: 1-6.
7. Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами:
1. определение замысла или эскиз проекта;
2. разработка моделей действия (стратегия);
3. планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации;
4. организация обратной связи;
5. оценка процесса;
6. оценка и анализ результатов;
7. оформление документации.
Ответ: 1-7.
8. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
9. В. Е. Радионов выделяет этапы:
1. предстартовый;
2. декомпозиции (разделение общего замысла на части, иные задачи) и подбор соответствующих средств;
3. трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание;
4. конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы.
Ответ: 1-4.
10. В. В. Сериков предлагает последовательность:
1. разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям;
2. формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса;
3. подбор педагогических средств;
4. прогнозирование вариантов поведения педагога;
5. диагностика результатов.
Ответ: 1-5.
11. Создавая условия для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:
1. появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;
2. высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;
3. доступ к значимой информации;
4. оснащенность участников проекта способами изучения реальности;
5. возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллегами);
6. психологическую готовность «удержать» негативные впечатления от изучения проблемы;
7. помощь в обобщении и представлении полученных данных.
Ответ: 1-7.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Социальное пространство проекта - ...
Ответ: возможность охвата проектам влиянием тех или иных групп профессионального сообщества, социальных или возрастных групп.
2. Парадигмальное пространство проекта - ...
Ответ: предпочтение технических или гуманитарных характеристик проекта.
3. Культурное пространство проекта - ...
Ответ: монокультурное, биполярное, кросскультурное.
4. Временной формат проектной деятельности предполагает:
Ответ:
1. Ориентацию на естественный ход событий.
2. Установление регламентированных сроков проекта в целом и каждого из его этапов.
3. Смешанный вариант, при котором будет существовать количественная или качественная регламентация, но в целом время реализации проекта изначально не имеет четко очерченных границ.
5. Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для реализации дальнейшего представления в виде перечня процедур в логике ...
Ответ: «проект — прогноз — план».
6. Прогноз включает в себя...
Ответ: формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях.
7. Программирование предполагает ...
Ответ: создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного.
8. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
9. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Вопрос 1. Проектирование -
1. один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо;
2. разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, производственных объектов.
Ответ: 1.
2. В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена ...
1. Дж. Дьюи;
2. В. X. Килпатрик;
3. С. И. Гессен;
4. К. Поппер;
5. Г. Саймон.
Ответ: 2.
3. Проектирование личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника рассматривал:
1. А.С. Макаренко;
2. С.Т. Шацкий;
3. Ф.А. Фрадкин;
4. Л.Н. Толстой.
Ответ: 1.
4. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал:
1. С.Т. Шацкий;
2. В.Н. Сорока-Росинский;
3. А.С. Макаренко;
4. В.А. Сухомлинский;
5. Г. П. Щедровицкий.
Ответ: 5.
5. Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название ...
1. гуманистической;
2. интенсивной;
3. технологической;
4. активизационной;
5. экранной.
Ответ: 5.
6. Основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной, является ...
1. ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером.
2. цикличность;
3. гибкость;
4. альтернативность.
Ответ: 1.
7. Центральное понятие проектирования -
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. образ.
Ответ: 5.
8. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы:
1. формирование стратегии и предварительное планирование;
2. оценивание вариантов;
3. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-3.
9. В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов:
1. разработка теоретически обоснованной концепции проекта;
2. разработка процедур реализации;
3. разработка пакета инструментария для каждого этапа;
4. создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;
5. разработка условий и защиты прав человека;
6. реализация, анализ результатов и коррекция.
Ответ: 1-5.
10. Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
1. диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
2. формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
3. создание образа результата;
4. поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
5. обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
6. комплексная экспертиза результатов реализации проекта.
Ответ: 1-6.
11. Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами:
1. определение замысла или эскиз проекта;
2. разработка моделей действия (стратегия);
3. планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации;
4. организация обратной связи;
5. оценка процесса;
6. оценка и анализ результатов;
7. оформление документации.
Ответ: 1-7.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. В. Е. Радионов выделяет этапы:
1. предстартовый;
2. декомпозиции (разделение общего замысла на части, иные задачи) и подбор соответствующих средств;
3. трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание;
4. конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы.
Ответ: 1-4.
14. В. В. Сериков предлагает последовательность:
1. разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям;
2. формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса;
3. подбор педагогических средств;
4. прогнозирование вариантов поведения педагога;
5. диагностика результатов.
Ответ: 1-5.
15. Создавая условия для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:
1. появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;
2. высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;
3. доступ к значимой информации;
4. оснащенность участников проекта способами изучения реальности;
5. возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллегами);
6. психологическую готовность «удержать» негативные впечатления от изучения проблемы;
7. помощь в обобщении и представлении полученных данных.
Ответ: 1-7.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. процедура проблематизации можно определить как ...
Ответ: ценностное самоопределение в проблемном поле проекта.
2. Концепция — ...
Ответ: определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.
3. Проектным дискурсом обозначается ...
Ответ: процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного на определенном профессиональном языке проектирования.
4. Критерий — ...
Ответ: в переводе с греческого «признак, на основании которого производится оценка чего-либо».
5. Варианты развития проекта:
Ответ:
• линейный (последовательные шаги к получению желаемого продукта на основании постоянной обратной связи);
• зонтичный (проектирование модели-инварианта, на основе которой с учетом локальной специфики «веером» выстраиваются варианты ее существования и применения);
системный (в соответствии с разработанным четким замыслом, планом, охватывающим и контролирующий изменения во всех компонентах образовательной или социально-педагогической системы);
• синергетический («выращивание» продукта на основе улавливания тенденций развития, синтеза спонтанно поступающей ин формации с последующим ее упорядочиванием).
6. В содержательном отношении концепция проекта включает:
Ответ:
• описание и ценностно-смысловую оценку сформированного на основании анализа или исследования проблемного поля проектирования;
• ценностные основания проектной деятельности;
• цели проекта с описанием конечного продукта;
• совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел;
• подход, стратегию и принципы проектирования.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. По каким основаниям классифицируются проекты?
Ответ:
• по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;
• по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
• по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
• по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
• по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
• по предметной области: исторические, экологические и др.;
• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
• по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Формат проекта — ...
Ответ: своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба.
11. Физическое пространство проекта - ...
Ответ: географический и территориальный диапазон исследования проблематики и применения продукта, распространения влияния проектной деятельности на окружающую среду.
12. Социальное пространство проекта - ...
Ответ: возможность охвата проектам влиянием тех или иных групп профессионального сообщества, социальных или возрастных групп.
13. Парадигмальное пространство проекта - ...
Ответ: предпочтение технических или гуманитарных характеристик проекта.
14. Культурное пространство проекта - ...
Ответ: монокультурное, биполярное, кросскультурное.
15. Временной формат проектной деятельности предполагает:
Ответ:
1. Ориентацию на естественный ход событий.
2. Установление регламентированных сроков проекта в целом и каждого из его этапов.
3. Смешанный вариант, при котором будет существовать количественная или качественная регламентация, но в целом время реализации проекта изначально не имеет четко очерченных границ.
16. Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для реализации дальнейшего представления в виде перечня процедур в логике ...
Ответ: «проект — прогноз — план».
17. Прогноз включает в себя...
Ответ: формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях.
18. Программирование предполагает ...
Ответ: создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Разработать проект учебного занятия.
2. Разработать проект учебной дисциплины.
3. Разработать проект педагогической технологии.
4. Оценка эффективности педагогического проекта.
5. Разработка методических указаний по проектированию педагогического проекта.
6. Проектирование воспитательных технологий.
7. Разработка стмульных ситуаций.
8. Разработка модщели урка.
9. Разработка модели ученика.
10. Проект воспитательной работы.
11. Педагогический проект и церкуляция необходимой информации.
12. Оценка эффективности педагогического проекта.
13. Средства педагогического проектирования.
14. Объект педагогического проектирования.
15. Проект перевода организации в режим развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История проектирования в образовании.
2. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.
3. Оснвные понятия педагогического проектирования.
4. Субъект и объект проектной деятельности.
5. Логика организации проектной деятельности.
6. Этапы проектирования.
7. Виды педагогических проектов.
8. Учебные проекты.
9. Основные объекты педагогического проектирования.
10. Результаты проектной деятельности в образовании.
12. Оценка проектной деятельности в образовании.
13. История развития педагогического проектирования.
14. Сущность и отличительные черты педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование как система.
15. Педагогическое проектирование как процесс.
16. Педагогическое проектирование как деятельность.
Педагогическое проектирование как переработка информации.
17. Реализация педагогического проектирования в образовательном процессе.
18. Проектирование педагогической технологии.
19. Проектирование учебной дисцплины.
20. Информационное обеспечение педагогического проектирования.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Разработать проект учебного занятия.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс в MOODLE "Педагогическое проектирование и управление проектами" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.