МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная система Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
стар. препод., Суханова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Судебная система Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
Специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2023 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2023 г. № 08
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Судебная система Российской Федерации» –
способствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения;
обеспечить усвоение студентами исходных сведений о правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других юридических дисциплин;
ознакомить студентов с судебной деятельностью РФ, ее целями и задачами;
дать исходные сведения о внутреннем построении (структуре) судебной системы, принципах судопроизводства и полномочиях суда;
показать роль и значение суда как органа судебной власти в решении задач, связанных с охраной права в стране;
показать важность взаимодействия между судами и иными правоохранительными органами;
познакомить студентов с действующей судебной системой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства при соблюдении норм права и нетерпимости к противоправному поведению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика судебной власти и конституционные принципы организации деятельности судов
1.1. Общая характеристика судебной власти и конституционные принципы организации деятельности судов Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Общая характеристика судебной власти и конституционные принципы организации деятельности судов Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Общая характеристика судебной власти и конституционные принципы организации деятельности судов Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Судебная система. Суды общей юрисдикции
2.1. Судебная система. Суды общей юрисдикции Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Судебная система. Суды общей юрисдикции Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Судебная система. Суды общей юрисдикции Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Арбитражные суды
3.1. Арбитражные суды Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Арбитражные суды Практические 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Арбитражные суды Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Верховный Суд Российской Федерации
4.1. Верховный Суд Российской Федерации Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Верховный Суд Российской Федерации Практические 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Верховный Суд Российской Федерации Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Конституционные суды
5.1. Конституционные суды Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Конституционные суды Практические 3 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Конституционные суды Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
6.1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Практические 3 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Органы судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности судов
7.1. Органы судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности судов Лекции 3 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Органы судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности судов Практические 3 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Органы судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности судов Сам. работа 3 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5601

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-7: Способен выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства при соблюдении норм права и нетерпимости к противоправному поведению

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах
в первой инстанции
в апелляционной инстанции
в кассационной инстанции
в первой и апелляционной инстанциях

Правильный ответ: в первой инстанции

2. В совещательной комнате присяжные заседатели не обсуждают вопрос
доказано ли, что деяние имело место
доказано ли, что это деяние совершил подсудимый
заслуживает ли подсудимый снисхождения
заслуживает ли он наказания в местах лишения свободы

Правильный ответ: заслуживает ли он наказания в местах лишения свободы

3. Под судом первой инстанции понимается
любой суд, который принял дело к своему производству
суд, рассмотревший дело по существу и вынесший решение или приговор
суд, который рассматривает дело после вступления приговора в законную силу
районный суд

Правильный ответ: любой суд, который принял дело к своему производству

4. Экономический спор судом первой инстанции НЕ может быть рассмотрен
судьей единолично
коллегиальным составом
в составе судьи и присяжных заседателей
в составе судьи и двух арбитражных заседателей

Правильный ответ: в составе судьи и присяжных заседателей


5. Основанием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является
исковое заявление
инициатива вышестоящего суда
кассационная жалоба
представление прокурора

Правильный ответ: представление прокурора

6. Арбитражный суд области НЕ имеет полномочий
по рассмотрению дел в первой инстанции
по рассмотрению дел по вновь открывшимся обстоятельствам
по проверке судебных актов в апелляционной инстанции
по обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле

Правильный ответ: по проверке судебных актов в апелляционной инстанции

7. В порядке надзора акты арбитражных судов рассматривает
арбитражный суд округа
арбитражный апелляционный суд
Верховный Суд РФ и арбитражный суд округа
Верховный Суд РФ

Правильный ответ: Верховный Суд РФ

8. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе
председателя, его заместителей, а также других судей
председателя, его заместителей, судей, администратора суда
председателя, судей, помощников судей
председателя, его заместителей, судей, помощников судей

Правильный ответ: председателя, его заместителей, а также других судей

9. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда субъекта Федерации может быть подана в течение
десяти дней после принятия решения
одного месяца после вступления решения в законную силу
одного месяца после принятия решения
двух месяцев после принятия решения

Правильный ответ: одного месяца после принятия решения

10. В полномочия президиума арбитражного суда субъекта РФ входит рассмотрение
дел в порядке надзора
дел в кассационной инстанции
организационных вопросов работы суда
дел в порядке надзора, а также решение организационных вопросов работы суда

Правильный ответ: организационных вопросов работы суда

11. Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела
в первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам
в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам
в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам
в первой инстанции, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

Правильный ответ: в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

12. Арбитражный апелляционный суд не вправе
подготавливать предложения по совершенствованию законов
обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федерального закона РФ, подлежащего применению в конкретном деле, Конституции РФ
пересматривать по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты
рассматривать дело в первой инстанции

Правильный ответ: рассматривать дело в первой инстанции

13. В составе арбитражного апелляционного суда не действует
президиум
судебная коллегия по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений
судебная коллегия по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений
судебная коллегия по рассмотрению экономических преступлений

Правильный ответ: судебная коллегия по рассмотрению экономических преступлений

15. Судебные коллегии арбитражного суда округа выступают в качестве суда
первой и кассационной инстанций
первой и апелляционной инстанций
кассационной инстанции
кассационной и надзорной инстанций

Правильный ответ: кассационной инстанции

Критерии оценивания:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При производстве в суде какой инстанции арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия

Ответ: в первой инстанции

2. Что выносит коллегия присяжных заседателей в совещательной комнате

Ответ: вердикт

3. Что выступает местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации

Ответ: город Санкт-Петербург

4. На каком языке ведутся судопроизводство и делопроизводство в военных судах

Ответ: на государственном языке Российской Федерации - русском языке

5. В состава какого минимального количества судей Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность

Ответ: восьми судей

6. Когда решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу

Ответ: немедленно после его провозглашения

7.Что выступает основанием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

Ответ: апелляционные жалоба и /или представление

8. Что следует называть судом первой инстанции

Ответ: любой суд, который принял дело к своему производству

9. Какой суд уполномочен рассматривать в порядке надзора акты арбитражных судов

Ответ: Верховный Суд Российской Федерации

10. В течение какого срока может быть подана Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда субъекта Федерации

Ответ: одного месяца после принятия решения

11. Каким актом определяется место постоянного пребывания Верховного Суда РФ

Ответ: федеральным конституционным законом "О Верховном Суде РФ"

12. В каком составе образуется и действует окружной (флотский) военный суд

Ответ: председателя, его заместителей, а также других судей

13. Какие дела рассматривает арбитражный апелляционный суд

Ответ: в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

14. Какое структурное подразделение Верховного Суда РФ не рассматривает дела в судебных инстанциях

Ответ: Пленум Верховного Суда РФ

15. В каком составе действует Президиум Верховного Суда РФ

Ответ: В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

16. Как часто проводится заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Ответ: заседание проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц

17. В каком составе формируются Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Ответ: в составе заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей этих коллегий

18. На какой срок формируются судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

Ответ: на три года.

19. Кто формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

Ответ: Председателем Верховного Суда Российской Федерации

20. В каком составе действует Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Ответ: заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шесть членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопроса теоретического характера

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие судебной власти, ее признаки.
2. Содержание понятия правосудия, его свойства.
3. Судопроизводство: понятие, признаки и виды.
4. Судебная система РФ: понятие и основы построения.
5. Демократические основы (принципы) правосудия их понятие, система и значение.
6. Реализация принципа законности при осуществления правосудия.
7. Принцип осуществление правосудия только судом.
8. Принцип презумпции невиновности.
9. Принцип независимости судей.
10. Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах.
11. Принцип национального языка судопроизводства.
12. Принцип состязательности и равноправия сторон.
13. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
14. Понятие судебного звена и судебной инстанции, их соотношение.
15. Суд апелляционной инстанции судов общей юрисдикции.
16. Суд кассационной инстанции судов общей юрисдикции.
17. Суд надзорной инстанции судов общей юрисдикции.
18. Система судов общей юрисдикции РФ.
19. Мировые судьи в российской судебной системе.
20. Порядок назначения на должность мирового судьи на территории Алтайского края.
21. Районный суд, его полномочия, место районного суда в судебной системе России.
22. Председатель районного суда, его полномочия. Организация работы районного суда.
23. Суды среднего звена федеральных судов общей юрисдикции, их полномочия, состав.
24. Председатель суда среднего звена судов общей юрисдикции, его полномочия.
25. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах.
26. Система военных судов РФ, их полномочия.
27. Верховный Суд РФ, его состав и компетенция.
28. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия
29. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и полномочия.
30. Президиум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.
31. Судебные коллегии Верховного суда РФ, их состав и компетенция.
32. Понятие и система арбитражных судов РФ, подсудность дел арбитражному суду.
33. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав и полномочия.
34. Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия.
35. Федеральные арбитражные суды округов, их дислокация, состав и основные полномочия.
36. Конституционный Суд РФ как орган судебной власти
37. Конституционные (уставные) суды субъектов, их полномочия, место в судебной системе РФ.
38. Понятие и значение правового статуса судей.
39. Порядок отбора кандидатов на должности федеральных судей: предпосылки и условия. Требования, предъявляемые к кандидатам.
40. Механизм наделения полномочиями федеральных судей.
41. Гарантии независимости судей.
42. Правовой статус присяжных заседателей.
43. Правовой статус арбитражных заседателей.
44. Органы судейского сообщества: общая характеристика.
45. Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференций судей, Советов судей и общих собраний судей.
46. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей.
47. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: система, полномочия.
48. Требования, предъявляемые к кандидатам порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, суда среднего звена судов общей юрисдикции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. Правоохранительные органы [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : https://biblio-online.ru/book/pravoohranitelnye-organy-412309
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Байдуков [и др.] ; под ред. В. М. Бозрова. Правоохранительные органы Российской Федерации [Электронный ресурс] : : учебник для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 В. В. Ершов [и др.] ; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 1 [Электронный ресурс] : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/44D5DC70-CAEA-4145-9CCE-F29F50F981EC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная система Российской Федерации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная система Российской Федерации" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.