МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическая помощь семье

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическая помощь семье

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развить профессиональные компетенции студентов в области психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.
Задачи:
1. Расширить теоретические представления студентов о технологиях психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.
2. Развить компетенции по разработке программ психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.
3. Обучить методам оценки эффективности программ психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-3.02 Способен разрабатывать программы психолого-педагогической помощи и поддержки семьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает подходы, принципы, формы, методы организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.


3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать программы психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками оценки эффективности программ психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Метод психологического консультирования.
1.1. Консультирование как метод психологической помощи Лекции 6 1 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Психологическое консультирование и психологическая психотерапия: границы методов Лекции 6 1 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Цели, задачи, принципы психологического консультирования Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Процесс консультирования Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Понятие, цели, задачи, принципы психологического консультирования Практические 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Процесс консультирования Практические 6 4 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Техники консультирования Практические 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Подходы в психотерапии и психологическом консультировании Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Виды психологического консультирования. Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Этические принципы психологического консультирования Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Основные принципы организации времени и пространства консультативной беседы Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Характеристика этапов консультативной беседы. Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Консультирование семьи по психолого-педагогическим вопросам
2.1. Консультирование родителей по вопросу взаимоотношения с детьми Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Консультирование родителей по вопросу взаимоотношения с детьми Практические 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Консультирование родителей по вопросу взаимоотношения с детьми Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Консультирование родителей по поводу сложностей в жизни ребенка Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Консультирование родителей по поводу сложностей в жизни ребенка Практические 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Консультирование родителей по поводу сложностей в жизни ребенка Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Консультирование родителей по поводу их собственных проблем Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Консультирование родителей по поводу их собственных проблем Практические 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Консультирование родителей по поводу их собственных проблем Сам. работа 6 6 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Программа психолого-педагогической помощи и поддержки семьи.
3.1. Основы разработки программы психолого-педагогической помощи семье Лекции 6 2 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Оценка эффективности программы психолого-педагогической помощи и поддержки семьи Практические 6 4 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Основные принципы и этапы составления программы психолого-педагогической помощи семье. Практические 6 4 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Разработка программы психолого-педагогической помощи и поддержки семьи Сам. работа 6 12 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Апробация элементов программы психолого-педагогической помощи и поддержки семьи Сам. работа 6 12 ПКд-3.02 Л3.2, Л1.4, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Курс: "Психолого-педагогическая помощь семье" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10448)(https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10448)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПКд-3.02
Способен разрабатывать программы психологической помощи и поддержки семьи.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. … – это специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования (один ответ).
а) техники;
б) программы;
в) методики.
Правильный ответ: а

Вопрос 2. Подготовительный этап психологического консультирования длится … (один ответ).
а) 20-30 минут;
б) 40-60 минут;
в) 7-10 минут;
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Изучение структуры семьи возможно через: (один ответ).
а) выявление статуса составляющих ее индивидов;
б) выявление количественного состава группы;
в) анализ межличностных отношений в семье;
г) определение индивидуального состава группы.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. В практике психологического консультирования используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка – это: (один ответ).
а) социально-психологическая (интеракционистская) модель;
б) верны все варианты;
в) педагогическая модель;
г) медицинская модель.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Психологическая помощь оказывается: (один ответ).
а) специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
б) психоаналитиком
в) врачом психотерапевтом
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Что составляет основу психического здоровья ребенка? (один ответ).
а) полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза;
б) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
в) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
г) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ).
а) гиперпротекция;
б) гипопротекция;
в) потворствование;
г) игнорирование потребностей ребенка.
Правильный ответ: б

Вопрос 8. Кто основал гуманистическое направление в психологии: (один ответ).
а) К. Роджерс, А. Маслоу;
б) А. Адлер;
в) Э. Гуссель.
Правильный ответ: а

Вопрос 9. При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный … принцип «зоны ближайшего развития» (один ответ).
а) Л.С Выготским;
б) Л.И. Божович;
в) А.Н. Леонтьевым;
г) В.В. Давыдовым.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Вид деятельности психолога по выявлению особенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний и навыков – это: (один ответ).
а) психологическая культура;
б) психологическая коррекция;
в) психологическая атака;
г) психологическое просвещение;
д) психологическая диагностика.
Правильный ответ: д

Вопрос 11. Под процедурами консультирования понимается (один ответ).
а) совокупность психологических приемов;
б) комплекс применения медицинских мер;
в) группы, объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Расположите в правильном порядке этапы консультирования:
а) настроечный;
б) диагностический;
в) рекомендательный;
г) подготовительный;
д) контрольный.
Правильный ответ: г, а, б, в, д

Вопрос 13. Что из перечисленного не является техникой консультирования (один ответ).
а) конфронтация;
б) перефразирование;
б) интерпретация;
г) постановка вопросов;
д) рекомендация;
е) отрицание.
Правильный ответ: е

Вопрос 14. Целью какого этапа консультирования является, когда консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента?
а) диагностический;
б) настроечный;
в) подготовительный;
г) контрольный.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. (один ответ).
а) психопрофилактика;
б) психокоррекция;
в) психологическое консультирование.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Модель помощи семье, когда в основе семейных трудностей лежат болезни и задача консультирования – диагноз, лечение и адаптация членов семьи, называется:
Правильный ответ: медицинской.

Вопрос 2. Модель помощи семье, когда консультант вместе с родителями анализирует ситуацию и намечает программу действий, ориентируясь на универсальные способы воспитания, называется:
Правильный ответ: педагогической.

Вопрос 3. Модель помощи семье, когда причины трудностей лежат в области общения или личностных особенностях членов семьи, называется:
Правильный ответ: психологической.

Вопрос 4. Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт, – это:
Правильный ответ: агрессия.

Вопрос 5. Наблюдение за естественным развитием ребенка с целью предупреждения различных психологических трудностей и проблем – это:
Правильный ответ: психологическое сопровождение.

Вопрос 6. Выход из конфликтной ситуации с помощью третьей стороны, не вовлеченной в конфликт, – это:
Правильный ответ: посредничество.

Вопрос 7. Направление деятельности психолога, предполагающее проведение системы мероприятий с целью своевременного предупреждения психологических проблем, – это:
Правильный ответ: психопрофилактика.

Вопрос 8. Направление деятельности психолога, предполагающее систему мероприятий по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях, – это:
Правильный ответ: психологическое просвещение.

Вопрос 9. Направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии, –это: Правильный ответ: психокоррекция.

Вопрос 10. Метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений, называется:
Правильный ответ: сказкотерапией.

Вопрос 11. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игровых действий и сюжетов называется:
Правильный ответ: игротерапией.

Вопрос 12. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства называется:
Правильный ответ: арттерапией.

Вопрос 13. Невербальное средство, позволяющее клиенту чувствовать внимание психолога к его личности и проблеме, – это:
Правильный ответ: пассивное слушание

Вопрос 14. Необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения возрастных, социальных и культурных ролей – это:
Правильный ответ: психологическое здоровье.

Вопрос 15. Диагностический метод оценки результатов детских продуктивных видов деятельности – это:
Правильный ответ: анализ продуктов детского творчества.

Вопрос 16. Диагностический метод получения информации на основе вербальной коммуникации психолога с испытуемым – это:
Правильный ответ: беседа.

Вопрос 17. Несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию, – это:
Правильный ответ: дисгармония развития.

Вопрос 18. Низший уровень психологического здоровья, к которому относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения внутренних конфликтов ассимилятивные или аккомодативные средства, называется:
Правильный ответ: дезадаптивным.

Вопрос 19. Нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, – это:
Правильный ответ: клиент.

Вопрос 20. Прием активного слушания, суть которого – возвращение смысла высказывания клиента при помощи использования других слов, – это:
Правильный ответ: переформулирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
Л3.2 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.