МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_02_Психолого-педагогические образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ассистент, Чижова Е.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., Доцент, Кузьмина А.С.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина имеет своей целью:
- формирование у слушателей целостного образа сферы своей будущей профессиональной деятельности;
- адекватных представлений об особенностях профессии психолога и требованиях к субъекту профессиональной деятельности, определяемых спецификой психологического
знания, а также изучение базовых основ психологии как области научного знания.
Основными задачами дисциплины являются:
- изучение структуры современных профессий, особенностей профессиональной деятельности в целом и в области психологии, в частности;
- знакомство с ключевыми особенностями психологической науки и ее местом в системе современного человекознания, формами представленности психологических знаний в общественном сознании;
- знакомство с профессиограммой (трудограммой и психограммой) психолога, основными направлениями и формами его деятельности, этапами профессионализации и критериями профессионализма, системой профессионально-важных качеств специалиста психолога;
- анализ факторов, определяющих эффективную профессиональную деятельность психолога, критерии оценки результатов его труда и профессиональной деятельности;
Дисциплина имеет своей целью:
- формирование у слушателей целостного образа сферы своей будущей
профессиональной деятельности;
- адекватных представлений об особенностях профессии психолога и требованиях к
субъекту профессиональной деятельности, определяемых спецификой психологического
знания, а также изучение базовых основ психологии как области научного знания.
Основными задачами дисциплины являются:
- изучение структуры современных профессий, особенностей профессиональной
деятельности в целом и в области психологии, в частности;
- знакомство с ключевыми особенностями психологической науки и ее местом в системе современного человекознания, формами представленности психологических знаний в общественном сознании;
- знакомство с профессиограммой (трудограммой и психограммой) психолога, основными направлениями и формами его деятельности, этапами профессионализации и критериями профессионализма, системой профессионально-важных качеств специалиста психолога;
- анализ факторов, определяющих эффективную профессиональную деятельность психолога, критерии оценки результатов его труда и профессиональной деятельности;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает характеристики и особенности применения психолого педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет выбирать и применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.
1.1. Тема 1. Профессия в жизни современного человека Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Тема 2. Психологические знания и их типы Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Тема 3. История психологических знаний Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Тема 4. Современная психология Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.5. Тема 5. Типы профессиональной деятельности психологов Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.6. Тема 6. Психологическая работа в сфере здравоохранения Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.7. Тема 7. Психологическая работа в образовании Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.8. Тема 8. Психология в сфере социальных отношений Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.9. Тема 9. Психология труда и организационная психология Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.10. Тема 10. Психологическая работа в юридической сфере Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.11. Тема 11. Психологическая работа в спорте Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.12. Тема 11. Консультативная психология Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.13. Тема 12. Личность психолога. Этика профессиональной деятельности психолога. Типы проблем, с которыми обращаются к психологу клиенты Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.14. Тема 13. Профессия в жизни современного человека Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.15. Тема 14. Психологические знания и их типы Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.16. Тема 15. История психологических знаний Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.17. Тема 16. Современная психология Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.18. Тема 17. Типы профессиональной деятельности психологов Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.19. Тема 18. Психологическая работа в сфере здравоохранения Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.20. Тема 19. Психологическая работа в образовании Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.21. Тема 20. Психология в сфере социальных отношений Лабораторные 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.22. Тема 21. Психология труда и организационная психология Лабораторные 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.23. Тема 22. Психологическая работа в юридической сфере Лабораторные 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.24. Тема 23. Психологическая работа в спорте Лабораторные 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.25. Тема 24. Консультативная психология Лабораторные 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2
1.26. Тема 25. Личность психолога. Этика профессиональной деятельности психолога. Типы проблем, с которыми обращаются к психологу клиенты Лабораторные 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухов, Алексей Сергеевич Введение в профессию: психолог образования: учеб. и практикум М. : Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Донцов Д.А, Сенкевич Л.В., Луковцева З.В., Огарь И.В. Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/494254
Л1.3 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2020 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Я. Гальперин Введение в психологию: учеб. пособие М.: КДУ, 2007
Л2.2 Шмелева И.А. Введение в профессию психология: учебное пособие Питер, 2007
Л2.3 Климов Е. А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов М. : Изд-во МГУ, 2004
Л2.4 В. А. Иванников Введение в психологию: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/99F6F6E9-A1B6-4169-B9B9-6AED18E114B0
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. А. Ананьев Практикум по психологии здоровья: [методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике] СПб.: Речь, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС издательства «Юрайт»
Э4 ЭБС АлтГУ ЭБС АлтГУ
Э5 Введение в профессию portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
328Л лаборатория экс-периментальной медицин-ской психологии Рабочее место преподавателя; столы для работы преподавателей; Система для сбора и анализа данных биоэлектрической активности головного мозга(ЭЭГ) eego sport 32;сстема для проведения экспериментов по исследованию процессов зрительного восприятия человека RED250mobile Eye Tracker

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену (см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.