Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Профиль | Управление гостиничным комплексом |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_z43_03_03_ГД-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма т гостепреимства. | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Сам. работа | 2 | 14 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | ||||||
2.1. | Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Развитие туризма и гостепреимства в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | ||||||
3.1. | Развитие туризма и гостиничной индустрии в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
3.2. | Развитие туризма и гостиничной индустрии в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | Сам. работа | 2 | 12 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | ||||||
4.1. | Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
4.2. | Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов. | ||||||
5.1. | Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
5.2. | Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 6. Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. | ||||||
6.1. | Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
6.2. | Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
6.3. | Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 7. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. | ||||||
7.1. | Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
7.2. | Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
7.3. | Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития. | ||||||
8.1. | История развития туризма в России. Основные этапы развития. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | ||||||
9.1. | Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | ||||||
10.1. | Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов | ||||||
11.1. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
11.2. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Практические | 2 | 1 | Л2.2, Л2.1 | |
11.3. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 12. Современное состояние туризма и гостиничной индустрии в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | ||||||
12.1. | Современное состояние туризма и гостиничной индустрии в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | ||||||
13.1. | Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету по дисциплине «История гостеприимства» 1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма 2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения 3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени 4. Основные законодательные акты о туризме 5. Периодизация туризма в Западной Европе 6. Факторы развития туризма 7. Роль туризма в экономике различных государств 8. Обзор законодательной базы по туризму 9. Характеристика этапов в истории развития туризма 10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма 11. Три фазы развития концепции свободного времени 12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций 13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,) 14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая. 15. Первые путешествия и открытия Древней Индии 16. Путешествия в эпоху античности 17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.) 18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.) 19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки 20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма 21. Развитие картографии 22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция» 23. Первые путешественники нашей эры 24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье 25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. 26. Европа в классическое средневековье 27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. 28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов 29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение 30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей 31. Путешествия Христофора Колумба и их значение 32. Путешествия Васко да Гама 33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана 34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом 35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро 36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв. 37. История развития туризма в России 38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг) 39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров) 40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна 41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии 42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков. 43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти 44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова 45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг. 46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг. 47. Организационные формы туризма 48. Исследователи и путешественники Алтая |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика курсовых проектов (работ) 1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России. 2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма. 3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний 4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма. 5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий. 6. История путешествий в России до начала 19 века. 7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России. 8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века. 9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках. 10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС история туризма Гостинка 2019.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколова М.В. | История туризма: учеб. пособие для вузов | Академия, 2006 | |
Л2.2 | Биржаков, М. Б. | Введение в туризм: учеб. для вузов | Невский фонд, 2006 г. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана. | |||
Э2 | 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана. | |||
Э3 | 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана. | |||
Э4 | 4. Поисковая система: http://www.google.com/ | |||
Э5 | 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/ | |||
Э6 | 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru | |||
Э7 | Курс вMoodle "История гостеприимства" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
401М | кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |