МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Анищенко Н.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 20192023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма т гостепреимства.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.3. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 14 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
2.1. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
2.2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Развитие туризма и гостепреимства в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
3.1. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
3.2. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Сам. работа 2 12 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.
4.1. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
4.2. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 8 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов.
5.1. Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
5.2. Развитие туризма и гостиничной индустрии с начала 20 века до 50-х годов. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны.
6.1. Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
6.2. Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
6.3. Развитие туризма и гостиничной индустрии после второй мировой войны. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние.
7.1. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
7.2. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
7.3. Развитие туризма и гостиничной индустрии в 70 – 90 годы. Современное состояние. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
8.1. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.
9.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ.
10.1. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов
11.1. Развитие туризма под руководством профсоюзов Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
11.2. Развитие туризма под руководством профсоюзов Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
11.3. Развитие туризма под руководством профсоюзов Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Современное состояние туризма и гостиничной индустрии в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
12.1. Современное состояние туризма и гостиничной индустрии в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО.
13.1. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету по дисциплине «История гостеприимства»
1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма
2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения
3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени
4. Основные законодательные акты о туризме
5. Периодизация туризма в Западной Европе
6. Факторы развития туризма
7. Роль туризма в экономике различных государств
8. Обзор законодательной базы по туризму
9. Характеристика этапов в истории развития туризма
10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма
11. Три фазы развития концепции свободного времени
12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций
13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,)
14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая.
15. Первые путешествия и открытия Древней Индии
16. Путешествия в эпоху античности
17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.)
18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.)
19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки
20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма
21. Развитие картографии
22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция»
23. Первые путешественники нашей эры
24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье
25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв.
26. Европа в классическое средневековье
27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв.
28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов
29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение
30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей
31. Путешествия Христофора Колумба и их значение
32. Путешествия Васко да Гама
33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана
34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом
35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро
36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.
37. История развития туризма в России
38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг)
39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров)
40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна
41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии
42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков.
43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти
44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова
45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг.
46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг.
47. Организационные формы туризма
48. Исследователи и путешественники Алтая
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России.
2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.
3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний
4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма.
5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий.
6. История путешествий в России до начала 19 века.
7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.
8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века.
9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках.
10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л2.2 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 Курс вMoodle "История гостеприимства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.