МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исследований медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиакоммуникации_ЦКиМП-2023
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 190
самостоятельная работа 314
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7
диф. зачеты: 4
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 17,5 16,5 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 0 0 0 0 0 0 0 0 10 10
Лабораторные 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 180 180
Сам. работа 62 62 72 72 36 36 72 72 72 72 314 314
Итого 108 108 108 108 72 72 108 108 108 108 504 504

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Милюкова А.Г.;Старший преподаватель, Жеребненко А.В.;к.филол.н., Доцент, Валюлина Е.В.;к.филол.н., Доцент, Комиссарова Л.М.;д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.;д.филол.н., Профессор, Халина Н.В.;к.социол.н., доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай" , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исследований медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать систему знаний о методологии и методике научного исследования в области медиакоммуникаций;
сформировать умения разрабатывать программу и инструментарий эмпирического исследования;
сформировать навыки представления результатов исследований в форме курсовой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-1.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-1.3 Владеет навыками поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-2Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-2.1 Знает маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-2.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
ПК-3Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современ ные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиа проектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроектаи (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
темы и основные подходы к исследованиям в сферах связей с общественностью и смежных социальных коммуникаций;
представление об основах учебно-исследовательского процесса;
виды исследований в сфере коммуникативных технологий связей с общественностью и рекламы, методологические основы курсовой работы, ее содержательные и формальные характеристики.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять способы самоорганизации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
использовать полученные знания и аналитические методики в практической деятельности специалиста по СоиР;
собирать материал, литературу по теме курсовой работы;
составлять рефераты и курсовые работы по заданной теме; апробировать результаты научно-исследовательской работы в форме доклада на научной конференции, мультимедийной презентации, публикации материалов выступления в печати
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самоорганизации и самообразования в целях подготовки различных форм учебно-исследовательской работы студентов,
технологиями проведения исследований в сфере коммуникативных технологий, связей с общественностью и рекламы,
навыками написания доклада, отчета, аналитической справки, составления презентации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научного исследования
1.1. Методология научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные этапы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Методы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Сбор, анализ и интерпретация эмпирических данных исследования Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Оформление результатов эмпирического исследования Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Публичная защита курсовой работы Лабораторные 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Подготова теоретической и практической части исследовыания в рамках выбранной темы. Сам. работа 3 42 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Актуальные проблемы исследования
2.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Актуальные проблемы исследования
3.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 4 72 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Актуальные проблемы исследования
4.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 5 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Актуальные проблемы исследования
5.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 6 72 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Актуальные проблемы исследования
6.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 7 72 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:
ст. преподаватель Жеребненко А.В., профессор Халина Н.В.: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5716

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке?
1. Общенаучные методы
2. Частнонаучные методы
3. Научные методы
4. Исследовательские методы
Ответ: 2

Вопрос 2. Какую операцию предполагает синтез как общенаучный метод?
1. разложение исследуемого целого на
части, признаки, качества, отношения
2. рассуждение от частного к
общему
3. объединение фактов в одно целое
4. рассуждение от общего к
частному
Ответ: 3

Вопрос 3. Что предполагает наблюдение как метод научного исследования?
1. описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта
2. действие, при котором кто-либо внимательно следит за чем-либо или кем-либо
3. то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания, изучения, исследования чего-либо; результат, вывод
Ответ: 1

Вопрос 4. Что предполагает анкетный опрос как метод научного исследования?
1. форма опроса, предполагающая заполнение респондентами статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера
2. метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования
3. сбор информации работодателем для трудоустройства соискателя
Ответ: 1

Вопрос 5. Что такое фокус-группа?
1. обсуждение спорного вопроса, проблемы
2. интервью, в котором участвует исследователь и респондент (испытуемый)
3. качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи
Ответ: 3

Вопрос 6. Что такое умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям?
1. дедукция
2. индукция
3. синтез
4. анализ
Ответ: 2

Вопрос 7. Как называется способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении?
1. Выборочное исследование
2. Сплошное исследование
3. Кабинетное исследование
4. Полевое исследование
Ответ: 1

Вопрос 8. Как называются все те индивиды, которые являются потребителями определенного СМИ?
1. Потенциальная аудитория
2. реальная аудитория
3. Расчетная аудитория
Ответ: 2

Вопрос 9. Как называется множество тех людей, сведения о которых необходимо получить в ходе маркетингового исследования?
1. реальная аудитория
2. репрезентативная выборка
3. генеральная совокупность
Ответ: 3

Вопрос 10. Какие исследования позволяют получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях небольшой группы лиц?
1. количественные
2. качественные
3. полевые
4. кабинетные
Ответ: 2

Вопрос 11. Как называется маркетинговое исследование, которое предполагает обработку уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения?
1. аналитическое
2. пилотажное
3. полевое
4. кабинетное
Ответ: 4

Вопрос 12. Что такое пилотажное исследование?
1. исследование, результатом которого становится установление функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента — поиск управленческих решений
2. исследование, в результате которого дается описание структуры и динамики явления без выявления причин исследуемых явлений
3. проба анкеты, опробование различных форм опросников до начала сбора основной информации на небольшой (до 30 человек) группе респондентов
Ответ: 3

Вопрос 13. К какому виду контент-анализа относится мониторинг СМИ?
1. оперативный
2. аналитический
3. периодический
4. полевой
Ответ: 1

Вопрос 14. Какая информация относится к первичным данным?
1. информация, собранная впервые с какой-либо конкретной целью
2. информация, полученная из СМИ
3. предварительная информация, полученная в ходе исследований
4. данные, предоставленные фирмой
Ответ: 1

Вопрос 15. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов:
1. опрос
2. аналитический
3. наблюдение
4. проекционный
Ответ: 4

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке?
Ответ: Частнонаучные методы

Вопрос 2. Какую операцию предполагает синтез как общенаучный метод?
Ответ: объединение фактов в одно целое

Вопрос 3. Что предполагает наблюдение как метод научного исследования?
Ответ: описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта

Вопрос 4. Что предполагает анкетный опрос как метод научного исследования?
Ответ: форма опроса, предполагающая заполнение респондентами статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера

Вопрос 5. Что такое фокус-группа?
Ответ: качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи

Вопрос 6. Что такое умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям?
Ответ: индукция

Вопрос 7. Как называется способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении?
Ответ: Выборочное исследование

Вопрос 8. Как называются все те индивиды, которые являются потребителями определенного СМИ?
Ответ: реальная аудитория

Вопрос 9. Как называется множество тех людей, сведения о которых необходимо получить в ходе маркетингового исследования?
Ответ: генеральная совокупность

Вопрос 10. Какие исследования позволяют получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях небольшой группы лиц?
Ответ: качественные

Вопрос 11. Как называется маркетинговое исследование, которое предполагает обработку уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения?
Ответ: кабинетное

Вопрос 12. Что такое пилотажное исследование?
Ответ: проба анкеты, опробование различных форм опросников до начала сбора основной информации на небольшой (до 30 человек) группе респондентов

Вопрос 13. К какому виду контент-анализа относится мониторинг СМИ?
Ответ: оперативный

Вопрос 14. Какая информация относится к первичным данным?
Ответ: информация, собранная впервые с какой-либо конкретной целью

Вопрос 15. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов:
Ответ: проекционный

Вопрос 16. Как называются приемы познавательной деятельности, используемые во всех областях науки?
Ответ: Общенаучные методы

Вопрос 17. Что такое умозаключение из общих утверждений или предпосылок, причем вывод всегда строго следует из предпосылок?
Ответ: дедукция

Вопрос 18. Метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого – это?
Ответ: синтез

Вопрос 19. Исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе – это?
Ответ: анализ

Вопрос 20. Изучение объекта путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познании – это?
Ответ: моделирование


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии для продвижения продукции СМИ с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что является целью медиаисследования?
а. Создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений
б. Совершенствовать общее представление о медиа, как явлении и процессе
в. Получить информацию о конкурентах
Ответ: а
Вопрос 2. Объективность как принцип исследования – это:
а. учет возможных погрешностей при измерении того или иного явления
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: а
Вопрос 3. Данные исследований компании Mediascop – это
а. результаты синдикативных исследований
б. первичная информации
в. заказное корпоративное исследование
Ответ: а
Вопрос 4. Вид исследования, в котором изучаются медиапредпочтения аудитории – это:
а. дискриптивное
б. каузальное
Ответ: а
Вопрос 5. Принцип достоверность при проведении исследования – это:
а. соизмеримость полученных результатов с затратами на проведение исследования
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: б
Вопрос 6. Выберите более емкое понятие:
а. исследование аудитории
б. исследование телесмотрения
в. медиаисследования
Ответ: в.
Вопрос 7. Взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый программным обеспечением, с помощью которого компания собирает и интерпретирует информацию для принятия управленческих решений:
а. система собственных маркетинговых исследований
б. Маркетинговая база данных
в. Маркетинговая информационная система
Ответ: в.
Вопрос 8. Существует ли единый типовой образец МИС?
а. да
б. нет
Ответ: б
Вопрос 9. Что относится к вторичной информации?
а. результаты исследований, опубликованные в открытых источниках
б. план медиаисследования
в. инструментарий медиаисследования
Ответ: а
Вопрос 10. Что относится к качественным методам исследования?
а. составление рейтингов СМИ
б. фокус-группа
в. опрос
Ответ: б.
Вопрос 11. Ключевая характеристика дескриптивного исследования:
а. проверка причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
б. описание тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации
в. Использование только вторичной маркетинговой информации
Ответ: б
Вопрос 12. Гипотеза исследования – это:
а. определение действий по смягчению проявления проблем
б. вероятностное суждение о возможных путях решения поставленных проблем
в. аналитическое обоснование выявленных проблем
Ответ: б
Вопрос 13. В чем цель каузального исследования?
а. в сборе предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблемы
б. в поиске первичной информации
в. обосновании гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей
Ответ: в
Вопрос 14. Источники внешней вторичной информации:
а. данные АВС-анализа, SWOT – анализа, информация сети торговых корреспондентов
б. официальные отчеты фирм, специальные издания, Интернет, данные государственной статистики
в. информация компании: отчеты, результаты исследований
Ответ: б
Вопрос 15. В чем отличие первичной информации от вторичной?
а. собрана ранее, для других целей
б. служит для проверки причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
в. собрана впервые – для конкретного исследования
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какую роль играют медиаисследования в компании?
Ответ: Медиаисследования позволяют сформировать портрет целевой аудитории, помогают выстраивать эффективное медиапланирование, обеспечивают руководство компании своевременной и достоверной информацией при принятии управленических решений.
Вопрос 2. Составьте определение медиаисследований.
Ответ: Медиаисследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространения и использование информации для повышения эффективности идентификации возможностей компании и решения существующих проблем.
Вопрос 3. Опишите основные этапы медиаисследования.
Ответ: Определение проблемы исследования, разработка подхода к решению проблемы, формулировка плана исследования, проведение полевых работ, подготовка и анализ данных, составление отчета.
Вопрос 4. Дайте характеристику исследованию, направленному на определение проблемы.
Ответ: Это исследование, которое предпринимается, что бы помочь идентифицировать неочевидные проблемы, либо существующие, либо такие, которые могут возникнуть в будущем.
Вопрос 5. Приведите примеры медиаисследований, направленных на решение проблемы.
Ответ: Исследования по сегментации аудитории, исследование медиапродукта, исследование каналов продвижения медиапродукта.
Вопрос 6. Приведите пример медиаисследований, направленных на определение проблемы.
Ответ: исследование потенциала медиарынка, исследование доли аудитории, исследование медиапредпочтений аудитории.
Вопрос 7. Дайте определение системе поддержки принятия решений.
Ответ: Это информационная система, которая позволяет ЛПР взаимодействовать непосредственно с базами данных и моделями анализа. Компоненты системы включают аппаратное обеспечение и коммуникационную сеть, базу ПО.
Вопрос 8. Перечислите преимущества СППР перед маркетинговой информационной системой.
Ответ: помогает при решении неструктурированных проблем, ипользует математические и статистические модели, имеет дружественный интерфейс, гибкие настройки.
Вопрос 9. Дайте определение внешним субъектам исследовании и приведите пример.
Ответ: Это независимые компании, самостоятельно проводящие медиаисследования и привлекаемые для их проведение. Например, НАФИ, Mediascop.
Вопрос 10. Перечислите этапы плана исследования.
Ответ: Анализ вторичной информации, качественные исследования, сбор количественных данных, измерение и шкалирование, разработка инструментария, определение размера выборки, план анализа данных.
Вопрос 11. Перечислите возможные элементы исследовательского отчета.
Ответ: В отчете должны быть письменно изложены результаты и инетрпретация данных, полученных в ходе исследования. Так же по запросу предоставляется отчет о ходе исследования и вся собранная для анализа информация.
Вопрос 12. Что значит «медиаметрия четерех экранов»?
Ответ: Это синхронное отслеживание телесмотрения на мобильных экранах, экранах ПК и ТВ.
Вопрос 13. Перечислите элементы системы показателей медиаизмерений телевизионной аудитории.
Ответ: рейтинг, накопленный рейтинг, средний рейтинг, доля аудитории, среднесуточная доля телеканала, охват, объем телесмотрения.
Вопрос 14. Опишите автоматизированный способ медиаизмерения телесмотрения.
Ответ: Это пиплметрия. Электронный регистратор (пиплметр) подключается к каждому телевизору в домохозяйстве, члены которого стали респондентами в исследовании. Регистратор записывает все переключения по каналам каждого из членов домохозяйства старше 4-х лет.
Вопрос 15. В чем главная особенность телевизионных измерений?
Ответ: Главная особенность состоит в том, что отобранные респонденты опрашиваются постоянно в течение длительного периода времени, это так называемые панельные исследования. Телевизионная панель представляет собой модель реального населения на анализируемой территории.
Вопрос 16. Какие факторы влияют на объемы медиаизмерений?
Ответ: В первую очередь – объем рекламного рынка. Медиаизмерения - это валюта продажа рекламы и рекламодатели заинтересованы в проведении подобных исследований. Второй фактор – развитие медиаинфраструктры региона, проникновение интернета. Третий фактор – стандарты медиаизмерений.
Вопрос 17. Опишите автоматизированные методы медианализа наружной рекламы.
Ответ: Медиаизмерения наружной рекламы основываются на данных мобильных операторов. Это базы данных мониторинга наружной рекламы (ODASTAT) и рейтинги (ODAPLAN).
Вопрос 18.Что такое технология Mobile People Meter?
Ответ: Это ПО, устанавливаемое на смартфоны респондентов, которое в фоновом режиме регистрирует акустические данные. То есть записывает окружение респондента, сравнивает с эталонным и описывает телесмотрение. Технология позволяет учитывать дополнительные параметры респондентов: род занятий, семейное положение, доход.
Вопрос 19. Какие вы знаете компании, продающие результаты исследований?
Ответ: Медиаскоп, РБК, ВЦИОМ.
Вопрос 20. На что направлены качественные исследования медиа?
Ответ: На изучение эффекта воздействия СМК, общественное мнение, анализ содержания контента, тестирование рекламных сообщений.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите, верно ли следующее утверждение:
«Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального или повторение уже полученного продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием неограниченных ресурсов»
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

Вопрос 2. Среди следующих вариантов выберите те, которые являются целью:
а. Провести фотосессию
б. Приобрести новое ПО для работы с видеофайлами
в. Провести проектную фотосессию с домашними животными до 1 декабря 2023 года
г. До 25 декабря 2023 года приобрести профессиональный видеоредактор Adobe Premiere Pro, версия 2023 года.
Ответ: в, г.

Вопрос 3. Укажите неверные утверждения относительно этапов проектной деятельности:
а. Проектная деятельность начинается с этапа проблематизации
б. После завершения этапа проблематизации в проекте начинается этап планирования
в. Последний этап проектной деятельности – сдача проекта
г. Проектная деятельность начинается с целеполагания
Ответ: в, г.

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. В каких случаях речь идет о проектной деятельности?
а. Мы задаемся целью увеличить число подписчиков телеграм-канала «А» до определенной даты, например, до начала лета, планируем шаги и контролируем их выполнение
б. Мы периодически что-то выкладываем в канал «Дзен», проводим редизайн, вводим новые рубрики, пробуем новые форматы контента
в. Мы задаемся целью вывести новый продукт на рынок Алтайского края в течение месяца, разрабатываем креативную идею, стратегию, план и следуем им
Ответ: а, в.

Вопрос 6. Укажите верный порядок этапов проектной деятельности:
а. Целеполагание -> Проблематизация -> Планирование -> Реализация -> Сдача
б. Целеполагание -> Планирование -> Проблематизация -> Реализация -> Сдача
в. Проблематизация -> Целеполагание -> Планирование -> Реализация -> Оценка эффективности
г. Планирование -> Проблематизация -> Целеполагание -> Реализация -> Оценка эффективности
Ответ: в.

Вопрос 7. «В ходе [пропуск 1] проекта важно определять [пропуск 2] для оценивания получаемых промежуточных результатов»
а. 1 – реализации; 2 – контрольные точки
б. 1 – целеполагания; 2 – контрольные точки
в. 1 – реализации; 2 – паузы в проекте
г. 1 – проблематизации; 2 – паузы в проекте
Ответ: а.

Вопрос 8. Выберите, какое определение команды проекта является наиболее корректным
а. Команда проекта – это закрепленная на постоянной основе рабочая группа, выполняющая работы по проекту и поддержанию его результатов после завершения и ответственная непосредственно перед Заказчиком за их выполнение.
б. Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Ответ: б.

Вопрос 9. Как связаны между собой проблема и цель проекта? (один ответ)
а. Это практически одно и то же
б. Иногда цель вообще никак не связана с проблемой проекта
в. Целью проекта всегда является решение проблем проекта
Ответ: в.

Вопрос 10. Отвечает ли следующая цель проекта критериям SMART?
Увеличить посещаемость сайта с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.
а. Да
б. Нет
Ответ: б.

Вопрос 11. Отвечает ли следующая цель критериям SMART?
Увеличить количество продаж магазина «Н» на платформе маркетплейса «Валдберис» до 31 декабря 2023 года.
а. Да
б. Нет
Ответ: а.

Вопрос 12. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
а. Ограниченная
б. Однозначно воспринимаемая всеми участниками
в. Измеримая
г. Достижимая в заданных условиях
Ответ: б,в,г.

Вопрос 13. Что определяет матрица ответственности?
а. Степень ответственности участников за выполнение работ проекта
б. Роли, на которые нужно назначить самых ответственных сотрудников
в. Наиболее важные работы проекта
г. Работы, к выполнению которых нужно отнестись наиболее ответственно
Ответ: а.

Вопрос 14. Для чего используется методика RACI?
а. Для оценки эффективности команды проекта
б. Для составления матрицы ответственности
в. Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина
г. Для формирования состава команды проекта
Ответ: б.

Вопрос 15. К какому спектру деятельности руководителя проекта относится концептуальная разработка творческого проекта?
а) финансово-экономическому;
б) юридически-правовому;
в) проектно-технологическому;
г) организационно-управленческому;
д) маркетинговому.
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом – это
Ответ: проектная деятельность

Вопрос 2. Для чего используется методика RACI?
Ответ: Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина

Вопрос 3. Команда проекта состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей. С точки зрения управления командой какое число участников является оптимальным
Ответ: 3-7

Вопрос 4. Укажите, что должно быть на месте пропусков в следующем утверждении:
«Успешность [пропуск 1] складывается из успеха [пропуск 2] и успеха [3]»
а. 1 – управления проектом; 2 – планирования; 3 – руководителя проекта
б. 1 – проекта; 2 – управления проектом; 3 – продукта
в. 1 – руководителя проекта; 2 – планирования проекта; 3 – процессов, которые он выстроил
Ответ: а.

Вопрос 5. Какая методика используется для определения персональной ответственности и степени участия за выполнение отдельных этапов и задач проекта?
Ответ: матрица ответсвенности

Вопрос 6. Каким критериям отвечает хорошо сформулированная цель проекта?
Ответ: Однозначно воспринимаемая всеми участниками, конкретная, измеримая, достижимая.

Вопрос 7. Что определяет матрица ответственности?
Ответ: Степень ответственности участников за выполнение работ проекта.

Вопрос 8. Дайте определение команды проекта.
Ответ: Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.

Вопрос 9. В чем заключается основное отличие проектной деятельности от операционной?
Ответ: в уникальности проектной деятельности.

Вопрос 10. Какое количество ролей должно выполняться в проектной команде, согласно предложениям Белбина, независимо от ее численного состава?
Ответ: 9 ролей.

Вопрос 11. Какой критерий позволяют оценить эффективность проекта?
Ответ: достижение цели проекта.

Вопрос 12. Какие критерии являютя эффективными в оценке эффективности управления проектом?
Ответ: выполнение бюджета, выполнение календарного плана, достижение цели.

Вопрос 13. Что такое прoтотипирование?
Ответ: Быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта.

Вопрос 14. Успешность проекта может быть определена следующим образом: Успех управления проектом + Успех "?" Какое слово должно быть указано вместо знака вопроса?
Ответ: продукт

Вопрос 15. Назовите метод, к которому относится следующее описание: «Этот метод базируется на том, что группа людей имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек, а при устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей»
Ответ: мозговой штурм.

Вопрос 16. Что такое медиапроект?
Ответ: временная структура, предназначенная для создания медиапродуктов, выполнения работ и оказания услуг в медиасфере, а также для создания новых и реорганизации существующих медиаорганизаций.


Вопрос 17. Что такое медиапродукт?
Ответ: завершенный результат деятельности (творчества) участника медиакоммуникационного процесса, распространяемый в медиасреде и на медианосителе для конкретной аудитории.

Вопрос 18. Что является результатом медиапроекта?
Ответ: медиапродукт.

Вопрос 19. Назовите основные признаки проекта.
Ответ: Любой проект имеет три главных признака: цель, сроки и ресурсы

Вопрос 20. Перечислите основные особенности медиапроектов.
Ответ: медиапроекты могут быть ориентированы сразу на два рынка: на рынок товаров и на рынок услуг (производство товара — контента и продажа услуг — времени/ места для рекламы); при разработке медиапроекта необходимо находить баланс между экономической целесообразностью и социальной миссией; результат медиапроекта — медиапродукт потребляется в свободное время, то есть в часы досуга; медиапродукт должен быть в какой-то степени развлекательным, ввиду воздействия экономики потребления; медиапроект планируется и реализуется в условиях: особого динамизма (высокой скорости обновления и распространения медиапродукта); высокой степени неопределенности внешней среды; медиаконвергентности (слияние технологий, прежде различных и разобщенных медиа, рынков).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиапроекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

Вопрос 1. К агрегаторам контекстной рекламы следует отнести следующие сервисы:
а. еLama
б. Яндекс.Директ
в. AdWords
Ответ: а
Вопрос 2. К сервисам рассылки рекламных сообщений по базе данных электронных адресов следует отнести ресурсы
а. Subscribe.Ru
б. YouTube
в. Gmail
Ответ: а
Вопрос 3. Какая стратегия является оптимальной в случае он-лайн продажи низкомарижнального товара?
а. Стимулировать скорейший персональный контакт посетителей с продавцом
б. Средства сайта должны максимально быстро выводить посетителя на чат с экспертом или продавцом
в. Целесообразно чтобы покупатель обратился к продавцу только на финальной стадии
Ответ: в
Вопрос 4. Что определяется на этапе планирования при создании контента?
а. тематика контента
б. контроль графика выхода контента
в. целевая аудитория
Ответ: а, в
Вопрос 5. Что может помочь вам при планировании стратегии контента?
а. информация о целевой аудитории
б. денежные средства
в. связи
г. заинтересованность команды
д. система публикации контента
е. ориентация на тренды
Ответ: а,г,д,е.

Вопрос 6. Метрика Unfollows (количество отписок) помогает оценить
а) полезен ли контент в сообществе, верно ли выбрана коммуникативная стратегия, правильно ли настроен таргетинг в рекламе.
б) число просмотров по всем постам сообщества за определенный период.
в) количество людей, которые хотя бы раз контактировали с публикацией сообщества.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Что из перечисленного ниже можно отнести к целевому действию:
а) позвонить
б) поставить реакцию
в) купить
г) все перечисленное
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Верно ли утверждение: «Инвайтинг – это эффективный способ продвижения во Вконтакте»?
а) Да
б) Нет
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Какое из определений является верным?
а. Понятие «трансмедиа» не просто техническое объединение различных видов контента в едином цифровом представлении с использованием соответствующего программного обеспечения, оно характеризует явление, которое материализуется в виде конкретного интегрированного медийного продукта, в котором одни способы коммуникации логически продолжают другие.
б. Понятие «трансмедиа» – это способ рассказать историю, используя много различных медиаканалов, где основной целью является побуждение пользователя к переходу с одной платформы к другой, для чего необходимо использование потенциала всех примененных медиа в полном объеме для оптимального восприятия медиапродукта.
в. Понятие «трансмедиа» обозначает процесс создания открытых нарративных систем, состоящих из бесконечного ряда относительно самостоятельных фрагментов, объединенных одной «Вселенной» или персонажем. Эти относительно самостоятельные фрагменты создаются и распространяются с помощью нескольких информационно-коммуникационных технологий (медиа), а также и средств, не относящихся к ИКТ.
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
а. Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории.
б. Присутствие в сюжете нетипичного представителя для целевой аудитории.
в. Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.
г. Сюжетная линия должна развиваться сдержано.
ОТВЕТ: а,в

Вопрос 11. Тип потребителя трансмедийных продуктов «transmedia consumers» - это
а. Потребители, обладающие соответствующими компетенциями, обрабатывают изложения из разных медиа и языков, реконструируют более обширные площади вымышленного мира.
б. Одиночные потребители медиа. Зритель может вовлечься в повествовательный мир либо с помощью ТВ эпизодов каждую неделю, либо просматривая предыдущие сезоны на DVD.
в. Потребители, которые интерпретируют одиночные элементы вымышленного мира, не принимая во внимание общую географию мира. Однако любой из этих текстовых блоков можно считать открытой дверью во вселенную. Единый текст, например, роман или видеоигра, независим и может быть воспринят в отрыве от остального текста.
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Tone of Voice - это?
а. стиль общения бренда с клиентами, пользователями, целевой аудиторией
б. вид контента, который предлагают пользователю бесплатно
в. реклама, которая направлена на аудиторию с определенными чертами характера
Ответ: а

Вопрос 13. Визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом – это?
а. изображение
б. чек-лист
в. инфографика
Ответ: в.

Вопрос 14. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь – это?
а. фейк
б. фактчекинг
в. клип
Ответ: а

Вопрос 15. Что такое геймификация?
а. процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок.
б. система взаимодействия игрока с игровыми объектами через доступный набор игровых механик.
в. это использование игровых элементов в неигровых контекстах.
ОТВЕТ: в.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Опишите, что такое сплит-тестирование.
Ответ: Сплит-тестирование – это один из инструментов интернет-маркетинга, который позволяет сравнить контрольный образец с множеством вариаций, что бы выбрать лучший. Синоним сплинт-тестирования – А/Б-тестирование.
Вопрос 2. Перечислите достоинства интернета как пространства для продвижения.
Ответ: Это быстрый отклик со стороны потенциальных клиентов, возможность отслеживания взаимодействия клиентов с рекламными материалами, контроль за тратами на рекламную кампанию, высокий уровень таргетинга.
Вопрос 3. Перечислите, что включает в себя digital-стратегия.
Ответ: Это дорожная карта для продвижения бизнеса в интернете. Она включает в себя постановку целей, описание тактических шагов, анализ конкурентов, анализ ЦА, бюджетирование, оценку результатов.
Вопрос 4. Что помогает оценить метрика Unfollows (количество отписок) помогает оценить?
ОТВЕТ: полезен ли контент в сообществе, верно ли выбрана коммуникативная стратегия, правильно ли настроен таргетинг в рекламе.

Вопрос 5. Приведите примеры CTA.
ОТВЕТ: позвонить, заполнить заявку, поставить лайк, купить, перейти по ссылке и т.д.

Вопрос 6. Мультимедиа – это
Ответ: не просто техническое объединение различных видов контента в едином цифровом представлении с использованием соответствующего программного обеспечения, оно характеризует явление, которое материализуется в виде конкретного интегрированного медийного продукта, в котором одни способы коммуникации логически продолжают другие.

Вопрос 7. Дайте определение феномену медиаконвергенции.
Ответ: Медиаконвергенция – процесс слияния, происходящий в СМИ на нескольких уровнях при использовании мультимедийных инструментов и способов перехода от традиционных СМИ к новым медиа.

Вопрос 8. Перечислите основные концепты производства трансмедийного продукта Дж. Лонга.
Ответ: 1) Хорошее трансмедийное расширение должно вносить индивидуальный и полезный вклад во франшизу в целом. Иначе говоря, не должно быть «пустых» бессмысленных дополнений к первоначальному содержанию, как и повторения ранее известного. 2) Расширения трансмедийной истории должны становиться каноном. Хронология представленных в расширении событий и их эффекты должны будут учитываться при дальнейшем развитии истории, причём на правах оригинала. Неканоничные дополнения (со стороны фанатов, например) должны приветствоваться, но не вставляться в общую нить повествования. 3) Трансмедийная история зачастую является историей мира. Автор подразумевает, что фрагменты повествования должны привязываться друг к другу через персонажей, события, места. 4) Расширения трансмедийной истории должны сохранять особенности мира. Между хронологически последовательными фрагментами не должно быть необъяснённых внезапных изменений в поведении и характерах героев, тоне повествования. 5) Важно учитывать стадию принятия решения о разветвлении истории по принципу трансмедийности. Возможны случаи, когда история самодостаточна и не имеет потенциала для развития. От этого зависят трудозатраты на процесс. 6) Важно определить тип истории (открытая или закрытая): если она замкнута, то придётся её раскрыть различными способами, обойдя завершённость. 7) Важно употребить герменевтические коды, отрицательный потенциал и миграционные сигналы (сумму точек входа и выхода) для укрепления интертекстуальных связей между расширениями. Имеется ввиду, что дополнения должны наследовать условности формы первоисточника. 8) Важно обращаться к нерешённым вопросам из других расширений. Аудитория хочет получать ответы на неразрешённые вопросы, и при анализе имеющегося текста на предмет герменевтических кодов обнаруживаются множества возможностей для расширений. 9) Важно закладывать новые вопросы (точки выхода) для дальнейших расширений. Необходимо, чтобы ответы на прежние вопросы сопровождались новыми вопросами. 10) Важно искать способы графически систематизировать взаимосвязи в повествовании. Авторам трансмедийного контента следует внимательно вести записи и строить графики особенно, если над проектом работает несколько команд в рамках единой франшизы. Без этого могут происходить непоправимые ошибки в логике повествования.

Вопрос 9. Дайте определение блогингу.
Ответ: совокупность действий субъекта в рамках ведения им электронного дневника (блога), совершаемых с той или иной периодичностью и предпринимаемых для выражения собственного мнения по поводу тех или иных тем, событий и субъектов, а также привлечения к нему (этому мнению) внимания других участников блогосферы.

Вопрос 10. Что такое инфографика?
Ответ: визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом

Вопрос 11. Что такое инфлюенс-маркетинг?
Ответ: это продвижение товаров или услуг через лидеров мнений.

Вопрос 12. Что такое геймификация?
ОТВЕТ: это использование игровых элементов в неигровых контекстах.

Вопрос 13. Назовите основные типы игроков.
ОТВЕТ: исследователи (ищут новое), достигатели — achievers (хотят получать вызовы и преодолевать их), социализаторы (хотят общаться), убийцы (их мало, но они хотят побеждать и доминировать; самые активные игроки).

Вопрос 14. Назовите шесть основных этапов создания игры (6D).
ОТВЕТ: define (определение цели), delineate (определение ключевого поведения), describe (описание аудитории), devise (изобретение петли активности), don't и fun (удовольствие и интерес), deploy (инструменты).

Вопрос 15. Назовите признаки геймифицированного продукта, которые помогают отличить геймификацию от чистой игры.
ОТВЕТ: наличие рутинного процесса, который и ложится в основу геймификации; прогрессия, включающая в себя цель и простроенный маршрут достижения этой цели; встроенная система наблюдения за прохождением маршрута, которая отражается в игровых элементах и механиках (механизм отслеживания, полосы прогресса и др.) и позволяет запускать систему стимулирования (бейджи, списки лидеров и др.)

Вопрос 16. Что такое «генеративная модель искусственного интеллекта»
Ответ: Система, позволяющая на основании запроса и параметров генерировать новое содержание.

Вопрос 17. Что такое «промпт»?
Ответ: текстовый запрос для генеративной модели

Вопрос 18. Что такое дата-арт?
Ответ: Цифровое искусство, совмещающее художественный поиск с автоматизацией повторяющихся действий.

Вопрос 19. Что такое контент-маркетинг?
ОТВЕТ: Совокупность маркетинговых приемов, базирующихся на создании и (или) распространении важной и полезной для потребителей информации.
Вопрос 20. Что такое контент-стратегия?
ОТВЕТ: планирование деятельности по созданию, распространению эффективного и полезного контента, а также организацию управления материалами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: курсовая работа
Процедура проведения: см. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по направлению 42.03.05 «Медиакоммуникации» для студентов ФГБОУ ВО «АлтГУ», обучающихся по направлению 42.03.05 «Медиакоммуникации»
Курсовая работа выполняется в письменной форме и оценивается по шкале «отлично» - «неудовлетворительно».
Примерный перечень тем для курсовых работ
1. Роль и место блогосферы в распространении массовой информации (на примере блогов 2019-2020 г.).
2. Основы российского законодательства в области медиа. Примеры его применения и нарушения в 2018-2020 гг.
3. Стратегия создания собственного новостного онлайн-СМИ.
4. Цифровые стратегии развития современных информационных агентств (по выбору студента).
5. Виртуальная мода как медиафеномен
6. Confirmation bias в эпоху мобильного медиапотребления
7. Social media as enablers of media witnessing
8. Репрезентация активности определённых групп людей в социальных сетях.
9. Анализ поведения пользователей в социальных сетях.
10. Исследование взаимодействия бренда (блогер, корпоративный аккаунт и т.д.) с аудиторией.
11. Исследования влияния различий медиасистем на стратегии преодоления пандемии Covid-19. Корни и происхождение понятия "фейковые новости" в научном мире.
12. Стратегии осуществления власти при помощи распространения фейковых новостей в условиях пандемии Covid-19.
13. Модели распространения фейковых новостей в условиях пандемии Covid-19.
14. Проблемы плагиата в развлекательных индустриях.
15. Влияние медиапиратства на продюсерский бизнес в России.
16. Проблемы использования фотобанков (видеобанков, музыкальных библиотек – по выбору студента) в деятельности продюсера.
17. Проблемы медийного саморегулирования в России и т.п.
18. Бренд-медиа в современной цифровой среде: преимущества и недостатки
19. Маркетинговые коммуникации современных бренд-медиа
20. Управление медиапроектами в цифровой среде
21. Особенности маркетинговых коммуникаций в новых медиа.
22. Особенности восприятия бренд-медиа современной аудиторией
23. Сравнительный анализ инструментов продвижения для малого и среднего бизнеса на примере ключевых социальных сетей: ВКонтакте, Facebook, Instagram, TikTok
24. Особенности продвижения крупных брендов через платформу TikTok.
25. Восприятие новостей молодежью (17-20 лет).
26. Новые медиа и политическая повестка.
27. Специфика DIY-видео на платформе Youtube.
28. Особенности региональных, локальных и гиперлокальных (новых) медиа.

Примерный перечень тем для курсовых работ ст .преподавателя А.В. Жеребненко
1. Особенности создания трансмедийного продукта
2. Трансмедийные практики в медиапроектировании
3. Трансмедийное продвижение бренда
4. Проектирование трансмедийных расширений
5. Особенности трансмедийного продвижения EdTech-проектов
6. Технологии создания трансмедийных событий (Transmedia event)
7. Трансмедиа брендинг
8. Социальные медиа как инструмент формирования имиджа
9. Influence-маркетинг в социальных медиа
10. Продвижение бренда в социальных медиа
11. SMM как инструмент развития бренда
12. Стратегии продвижения в социальных сетях
13. Контент-стратегия коммерческих проектов
14. Технологии контент-маркетинга в социальных медиа
15. Современные приемы видеопроизводства
16. Подкаст как инструмент продвижения
17. Технологии геймификации в неигровых медиапроектах
18. Геймификация как инструмент повышения вовлеченности медиапотребителей
19. Геймификация в социальных медиа
20. Адвергейминг как эффективная технология продвижения продукта


Критерии оценивания
Отлично (повышенный уровень): Курсовая работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, содержательный анализ практического характеризуется логичным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями.
Хорошо (базовый уровень): Курсовая работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ практического материала;
характеризуется в целом последовательным изложением материала; выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер .
Удовлетворительно (пороговый уровень): Курсовая работа носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу и базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором; в работе просматривается непоследовательность изложения материала, представлены недостаточно обоснованные утверждения.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): Курсовая работа не носит исследовательского характера, не содержит практического разбора; не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях вуза; не имеет выводов либо они носят декларативный характер.

Показатели оценивания:
1. обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;
2. уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;
3. четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;
4. эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;
5. владение научным стилем изложения;
6. обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;
7. соответствие формы представления курсовой всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;
8. орфографическая и пунктуационная грамотность;
9. качество устного доклада, свободное владение материалом курсовой;
10. глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Марочкина, С.С. Введение в специальность: реклама: учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114757
Л1.2 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
Л1.3 Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/463D79D1-24A2-40AE-8D02-BC0595D90A1D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гундарин, Михаил Вячеславович. Основы интегрированных коммуникаций: связи с общественностью : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э6 курс Актуальные проблемы исследований, ст. преп. Жеребненко А.В. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается курсовой работой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
лабораторное занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Лабораторное занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На лабораторном занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.