МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - повышение грамотности специалистов в области охраны оружающей среды и рационального природопользования; формирование знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации; выработка навыков использования методов и принципов оценки воздействия на окружающую среду и проведение государственной и общественной экологической экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен участвовать в проведении экологической экспертизы территорий и акваторий, а также технологических производств с использованием биологических методов оценки экологической и биологической безопасности;
ОПК-4.1 Знает теоретические основы, методы и нормативную документацию в области экологической экспертизы, особенности обследования и оценки экологического состояния территорий и акваторий
ОПК-4.2 Знает методы тестирования эффективности и биобезопасности продуктов технологических производств
ОПК-4.3 Умеет применять профессиональные знания и навыки для разработки и предложения инновационных средств и методов экологической экспертизы с использованием биологических методов
ОПК-4.4 Владеет опытом планирования экологической экспертизы на основе анализа имеющихся фактических данных производств с использованием биологических методов оценки экологической и биологической безопасности
ОПК-5Способен участвовать в создании и реализации новых технологий в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
ОПК-5.1 Знает теоретические основы создания и реализации новых технологий с использования различных биологических объектов; методы контроля экологической безопасности с использованием живых объектов
ОПК-5.2 Умеет применять теоретические знания для создания новых технологий с использованием живых объектов
ОПК-5.3 Умеет оценивать экологическую безопасность технологий с использованием живых объектов
ОПК-5.4 Владеет навыками контроля экологической безопасности новых технологий с использованием живых объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы проведения экологического мониторинга и оценки состояния окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды и оценки экологической безопасности с применением природоохранных биотехнологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие экологической экспертизы
1.1. Основные определения и понятия. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Специальные природоохранные органы Российской Федерации Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды Сам. работа 3 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Государственная экологическая экспертиза
2.1. Геоэкологическое обоснование хозяйственной деятельности. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации: виды, формы и содержание. Генеральные планы городов, районов и иных поселений. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Геоэкологические проблемы инженерного обеспечения городов и их частей: водоснабжение, водоотведение, твердые отходы и их утилизация, выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водоемы и т.д. Понятие о ПДВ и ПДС, временных нормах этих величин, методах расчетов и порядке их утверждения. Сам. работа 3 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Общественная экологическая экспертиза
3.1. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных нормативов и опыта ОВОС. Инструктивная и нормативная базы ОВОС. Особенности отраслевых ОВОС. Оценка влияния хозяйства на природу (воздействия–изменения–последствия). Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методика оценки интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Интегральные показатели техногенных воздействий на ландшафт. экологической обстановки. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Геоэкологическое обоснование лицензий на природопользование. Методы частного (отраслевого) и комплексного физико-географического прогноза воздействия на природу. Примеры лицензирования и экологического обоснования добычи полезных ископаемых, минеральных и питьевых вод. Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Финансирование экологической экспертизы
4.1. Содержание ТЭО и проектов мероприятий по охране, защите, реабилитации и мелиорации природной среды и ландшафтов. Опыт составления ТЭО и проектов экомониторинга городов, промышленных зон и комбинатов. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Проектирование заповедников, национальных парков, заказников, лесопарков, рекреационных объектов. Геоэкологические обоснование санитарных и водоохранных зон, природных и техногенных условий. Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Ответственность за нарушение законодательства в области экологической экспертизы
5.1. Цель и задачи, объекты и субъекты, принципы и критерии. Виды экологических экспертиз, их задачи и функции. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Процедура государственной экологической экспертизы. Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Общественная экологическая экспертиза. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Проектирование и экспертиза. Геоэкологические принципы проектирования и экспертизы, их взаимосвязь. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 3 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1.Экологическая экспертиза — это …
а) естественная наука
б) прикладная наука
в) юридическая наука
г) практическая деятельность
2. Функции экологической экспертизы (ЭЭ) заключаются в …
а) ЭЭ - правовое средство реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду
б) ЭЭ служит источником экологической информации
в) ЭЭ является механизмом предупредительного экологического контроля
г) ЭЭ служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований хозяйственной и иной деятельности
3. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» был принят в …
а) 1972 г.
б) 2007 г.
в) 1985 г.
г) 1995 г.
д) до сегодняшнего дня не вступил в силу
4. Правовые основы экологической экспертизы заложены в …
а) Закон Алтайского края «Об экологической экспертизе»
б) Конституции РФ
в) ФЗ «О континентальном шельфе»
г) ФЗ «Об экологической экспертизе»
д) ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»
5. К принципам экологической экспертизы относятся:
а) принцип презумпции невиновности
б) принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
в) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий
г) принцип лимитирующего фактора
д) принцип относительной заменимости и абсолютной незаменимости экологических факторов
6. По закону предусмотрены следующие виды экологической экспертизы:
а) ведомственная
б) государственная
в) научная
г) коммерческая
д) общественная
7. Полномочия в области экологической экспертизы имеют:
а) Президент РФ
б) Правительство РФ
в) Федеральное собрание
г) органы судебной власти
д) органы местного самоуправления
е) экспертная комиссия
ж) субъекты РФ
8. Государственная экологическая экспертиза проводится на следующих уровнях:
а) федеральном уровне
б) международном уровне
в) уровне субъектов РФ
г) муниципальном уровне
9. Ныне действующие органы государственной экологической экспертизы федерального уровня:
а) Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
б) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ)
в) Министерство промышленности, науки и технологии Российской Федерации (Минпромнаука РФ)
г) Министерство по атомной энергии Российской Федерации (Минатом РФ)
д) Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
е) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (Росприроднадзор по АК и РА)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Охарактеризуйте историю появления и становления экологической экспертизы в России.
2. Опишите цели и функции экологической экспертизы.
3. Раскройте содержание правовых основ экологической экспертизы.
4. Какие виды экологической экспертизы вы знаете?
5. Какие объекты экологической экспертизы вам известны?
6. Кто является субъектом экологической экспертизы?
7. Перечислите и объясните принципы экологической экспертизы.
8. Какие органы государственной экологической экспертизы вы знаете?
9. Приведите примеры объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
10. Приведите примеры объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.
11. Опишите порядок проведения государственной экологической экспертизы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. История появления экологической экспертизы.
2. Экологическая экспертиза: понятие, цель, задачи и функции.
3. Правовые основы экологической экспертизы в России.
4. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе».
5. Принципы экологической экспертизы.
6. Виды экологической экспертизы.
7. Полномочия органов власти в области экологической экспертизы.
8. Объекты экологической экспертизы федерального уровня.
9. Объекты экологической экспертизы уровня субъектов.
10. Порядок проведения экологической экспертизы.
11. Права и обязанности руководителя государственной экологической экспертизы.
12. Права и обязанности экспертов государственной экологической экспертизы.
13. Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы.
14. Заключение государственной экологической экспертизы.
15. Общественная экологическая экспертиза.
16. Финансирование экологической экспертизы.
17. Ответственность за нарушение законодательства по экологической экспертизе.
18. Роль экологической экспертизы в устойчивом развитии государства.
19. Соотношение ОВОС и экологической экспертизы.
20. Российский опыт экологической экспертизы.
21. Схема согласования предпроектной и проектной документации.
22. Инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания при проектировании.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отто Ольга Витальевна Экология: Учебное пособие Барнаул: издательство АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.А. Мандра, Н.И. Корнилов, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут Экологическая экспертиза предприятий: Учебная литература для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
Э2 Природа России: национальный портал www.priroda.ru
Э3 Минприроды России www.mnr.gov.ru
Э4 Всероссийский экологический портал ecoportal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.