МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы национальной экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р. экон. наук, проф., Шваков Е.Е.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., /Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Основы национальной экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Национальная экономика» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ национальной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-11.3
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему национальных счетов и применять ее при анализе экономики России; иметь представление о международной статистике и статистических программах международных экономических организаций, систему показателей, характеризующих в том числе место России в мировой экономике
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики по направлениям и проблемам российской экономики; анализировать динамику основных показателей МЭО и внешнеэкономической деятельности в России, рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и анализа статистических данных о состоянии российской экономики на основе публикаций национальных и международных экономических организаций; навыками поиска, анализа интерпретации статистической информации при характеристике проблем развития российской экономики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы анализа национальной экономики
1.1. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Практические 2 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Структура национальной экономики Лекции 2 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Структура национальной экономики Практические 2 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Структура национальной экономики Сам. работа 2 3 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики Лекции 2 2 УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.8. Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики Практические 2 2 УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.9. Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики Сам. работа 2 3 УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.10. Типы национальных хозяйственных систем Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Типы национальных хозяйственных систем Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Типы национальных хозяйственных систем Сам. работа 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономический потенциал национальной (российской) экономики
2.1. Система потенциалов национальной экономики Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Система потенциалов национальной экономики Практические 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Система потенциалов национальной экономики Сам. работа 2 3 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Природно-ресурсный потенциал Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Природно-ресурсный потенциал Практические 2 1 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Природно-ресурсный потенциал Сам. работа 2 3 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Трудовой потенциал Лекции 2 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Трудовой потенциал Практические 2 1 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Трудовой потенциал Сам. работа 2 3 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Инвестиционный потенциал Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Инвестиционный потенциал Практические 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Инвестиционный потенциал Сам. работа 2 3 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Инновационный потенциал Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Инновационный потенциал Практические 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Инновационный потенциал Сам. работа 2 5 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Рекреационный потенциал Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Рекреационный потенциал Практические 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Рекреационный потенциал Сам. работа 2 5 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Микроэкономические проблемы национальной экономики
3.1. Социально-экономическое развитие национальной экономики Лекции 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Социально-экономическое развитие национальной экономики Практические 2 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Социально-экономическое развитие национальной экономики Сам. работа 2 5 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Экономический рост: факторы, измерение, модели Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Экономический рост: факторы, измерение, модели Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Экономический рост: факторы, измерение, модели Сам. работа 2 5 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Роль государства в регулировании национальной экономики Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.8. Роль государства в регулировании национальной экономики Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Роль государства в регулировании национальной экономики Сам. работа 2 5 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Формирование стратегических программ развития экономики (микро, мезо-, макро- уровень)
4.1. Прогнозирование развития национальной экономики Лекции 2 2 УК-10.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Прогнозирование развития национальной экономики Практические 2 2 УК-10.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Прогнозирование развития национальной экономики Сам. работа 2 3 УК-10.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
4.4. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
4.5. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
4.6. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
4.7. Проблемы экономической безопасности национальных экономических систем Лекции 2 2 УК-11.1, УК-11.2
4.8. Проблемы экономической безопасности национальных экономических систем Практические 2 2 УК-11.1, УК-11.2
4.9. Проблемы экономической безопасности национальных экономических систем Сам. работа 2 2 УК-11.1, УК-11.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Модель национальной экономики изучается для:
А) отражения идеального функционирования экономики;
В) точного отражения процессов, протекающих в экономике;
С) выявления принципиальных экономических связей; *
D) анализа влияния эндогенных переменных на экзогенные.

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все хозяйственные системы – это:
А) производство;
В) спрос;
С) редкость;*
D) инвестиции.

К числу экономических факторов функционирования национальной экономики НЕ относится;
А) международное разделение труда;
В) доминирование на международном рынке;
С) вхождение в военно-политические союзы;*
D) структура национального общественного производства.

Существование государственной собственности в национальной экономике обусловлено:
А) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей;*
Б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;
С) стремлением увеличить государственные доходы;
D) все ответы верны.

Согласно теории стадий роста У. Ростоу, высшей стадией является стадия:
А) «третьей волны»;
В) информационного общества;
С) медиатизированного капиталазма;
D) поиска качества жизни.*

Для совокупности предприятий, составляющих отрасль, характерно(а):
А) размещение в ограниченном регионе;
В) общность состава продукции;*
С) единообразие цены продукции;
D) одинаковый уровень производственной мощности предприятий.

Отраслевая структура экономики предусматривает в качестве основного признака отличия отраслей:
А) цель деятельности;*
В) количество работников;
С) участие во внешнеэкономической деятельности;
D) энергоемкость.

В регионах, занятых добычей и экспортом топливно-энергетических и сырьевых ресурсов и металлов, отмечается:
А) меньший спад производства;
В) более низкий уровень безработицы;
С) более высокий уровень доходов населения;
D) поступление валютных ресурсов.
Е) все ответы верные*

Основными факторами территориальной структуры национальной экономики являются:
А) распределение потребительского спроса по территории страны;
В) распределение источников природных ресурсов, сырья, топлива, энергии по регионам;
С) распределение трудовых ресурсов по территории страны;
D) необходимость обеспечения комплексного социально-экономического развития регионов и территорий РФ.
Е) все ответы верные*

Какая структура отражает деление составных частей совокупного общественного продукта в зависимости от их функционирования?
A) отраслевая
B) воспроизводственная*
C) территориальная
D) все ответы верные
E) нет правильного ответа

Какая структура отражает деление составных частей совокупного общественного продукта по видам деятельности?
A) отраслевая*
B) воспроизводственная
C) территориальная
D) все ответы верные
E) нет правильного ответа

Основным элементом территориальной структуры является
A) округ
B) республика
C) регион (район)*
D) все ответы верные
E) нет правильного ответа

Примером внутриотраслевого разделения труда является
A) разделение труда между промышленностью и сельским хозяйством
B) разделение труда между кораблестроением и автомобилестроением
C) разделение труда между животноводством и растениеводством*
D) разделение труда на машиностроительном предприятии

Валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от валового национального продукта (ВНП) тем, что:
А) ВНП отличается от ВВП на величину сальдо между доходами, полученными резидентами данной страны за рубежом, и доходами, полученными иностранными резидентами на территории данной страны;*
В) ВНП включает в себя только конечные товары и услуги, произведенные и реализованные национальными резидентами, расположенными на территории данной страны;
С) это сумма всех произведенных товаров и услуг в отличие от ВНП, представляющего собой сумму всех реализованных товаров и услуг;
D) ВНП отличается от ВВП на величину сальдо между доходами, полученными юридическими и физическими лицами данной страны за рубежом.

Реальный ВНП – это:
А) номинальный ВНП, скорректированный на уровень инфляции;*
В) чистый национальный продукт плюс национальный доход;
С) национальный доход за вычетом годичных инвестиций;
D) все ответы неверны.

В понятие «национальное богатство страны» включается(ются):
А) все собираемые за год в стране налоги;
В) вновь созданная за год стоимость материальных благ;
С) природные богатства страны;
D) совокупность созданных трудом общества и накопленных за весь период существования данной страны материальных ценностей.*

Показатели выпуска продукции на душу населения характеризуют следующие параметры в развитии общества:
А) материальное благосостояние общества;*
В) свидетельствует о том, что при росте продукции на душу населения неуклонно быстрыми темпами увеличивается население данной страны;
С) наличие развитых рыночных отношений;
D) может свидетельствовать о наличии социальной справедливости.

Какие факторы влияют на размер и структуру экономического потенциала
A) объем и доступность ресурсов в национальной экономике
B) эффективное распределение ресурсов между отраслями
C) достигнутый страной уровень технического прогресса
D) все ответы верные*
E) нет правильного ответа

Наиболее универсальным показателем совокупного экономического потенциала в настоящее время считается
A) ЧНП
B) ВВП*
C) НД
D) СОП
E) все ответы верные

Источники инвестиций:
A) Накопления предприятий и организаций
B) Средства федерального и местных бюджетов
C) Прямые иностранные инвестиции
D) Портфельные иностранные инвестиции.
E) Верно все перечисленное.*

Получение дополнительной прибыли на вложенные средства не обязательно для инвестиций
A) государственных*
B) реальных
C) частных
D) финансовых
E) верно для всего перечисленного
F) нет правильного ответа

К прямым инвестициям можно отнести:
A) среднесрочный кредит
B) долгосрочный кредит
C) вложение капитала в торговое предприятие*
D) беспроцентный кредит

Какой из налогов непосредственно влияет на перераспределение доходов населения:
А) налог на добавленную стоимость;
В) налог на прибыль;
С) подоходный налог;*
D) акциз.

В какой из отраслей экономики чаще всего представлен государственный сектор:
A) в розничной торговле;
B) в инфраструктуре;*
C) в общественном питании;
D) в сельском хозяйстве;
E) в производстве одежды и обуви.

Увеличение ставки налога на прибыль:
А) уменьшает совокупный инвестиционный спрос;*
В) уменьшает правительственные закупки;
С) уменьшает безработицу;
D) всегда влечет за собой увеличение поступлений в казну.

При выравнивании доходов в обществе коэффициент Джини стремится к:
А) 2;
В) 3;
С) 0;*
D) 1.

В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
А) взимает прямые налоги;
В) взимает косвенные налоги;
С) взимает таможенную пошлину;
D) является собственником хотя бы одного фактора производства.*

Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:
А) может передать долг другому государству;
В) не может увеличить количество денег в обращении;
С) всегда платит свои долги;
D) может рефинансировать долг.*

К источникам покрытия бюджетного дефицита не относится:
А) казначейские обязательства;
Б) денежная эмиссия;
С) коммерческий кредит;*
D) государственный заем.

ВВП отличается от ВНП на:
A) стоимость импорта.
B) стоимость основного капитала.
C) сумму стоимостей товаров и услуг, произведенных резидентами.*
D) сумму налогов.

Комплексный экономический прогноз
А) отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования*
В) исходит из анализа предыстории развития объекта и на этой основе экстраполирует сложившиеся тенденции в будущее
С) исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени его приближения к намеченным целям

Валовой внутренний продукт (ВВП) в отличие от валового национального продукта (ВНП)
представляет собой:
A) совокупность материальных благ и услуг, произведенных в стране в течение определенного времени, обычно года;
B) стоимостная оценка совокупности благ и услуг, произведенных в стране в течение определенного времени, обычно года;*
C) сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории страны как отечественными, так и иностранными производителями.

Ожидаемые результаты реализации Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы):
А) повышение уровня жизни населения и сокращение бедности
В) повышение конкурентоспособности российской экономики
С) снижение макроэкономических рисков до уровня стран с инвестиционным рейтингом
D) формирование модели долгосрочного развития, фазирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда
Е) все ответы верные*

Хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов – это ___________ экономика (ответ: национальная).

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма – это экономическая _________ (ответ: система)

Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов доминирует общий интерес над личным, то такая модель экономики получила название ______________ экономика (ответ: командная)

Свободная конкуренция с господством частной собственности на ресурсы и использованием системы рынков - это описание экономической система под названием ____________ экономика (ответ: рыночная)

Общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в своей стране или за рубежом при функционировании национальных предприятий этой страны это валовой __________ продукт (ответ: национальный).

Совокупная рыночная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данного государства – это валовой __________ продукт (ответ: внутренний).

Обобщающая количественно-качественная характеристика всех видов ресурсов, которыми обладает страна – это _________ экономический потенциал (ответ: совокупный)

Совокупность созданных трудом общества и накопленных за продолжительный период его существования материальных ценностей в стране – это ее национальное _________ (ответ: богатство)




УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Основной задачей хозяйственной системы является:
А) определение технических условий производства;
В) ликвидация инфляции и безработицы;
С) установление справедливого общественного устройства;
D) координация действия отдельных экономических субъектов.*

Укажите основной механизм, посредством которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения дела:
А) статистическая оценка рисков;
В) арбитражирование;
С) убытки и прибыли;*
D) правительственные постановления.

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

К числу политических факторов функционирования национальной экономики НЕ относится:
А) объявление эмбарго на поставку товаров;
В) предоставление режима наибольшего благоприятствования в
торговле;
С) международное разделения труда;*
D) принятие в торгово - политический союз.

Влияние географической среды на развитие цивилизации, согласно концепции Мечникова, проявляется в:
А) более высоком уровне производительных сил в плодородных районах;
В) возникновении форм трудовой кооперации людей в зависимости от вызова среды;*
С) отсталости территорий, не располагающих минеральными ресурсами;
D) предопределенности характера отдельных народов в зависимости от климатических условий их проживания.

Инициатором экономических реформ в Китае является:
А) Дуань Цзян Фан;
В) Дэн Сяопин;*
С) Пэн Дэхуай;
D) Ли Лисань.

Первым шагом политики « открытости внешнему миру» в Китае было создание:
А) компактных районов экономико-технического развития с привлечением иностранного капитала;
В) экспортно-импортного банка;
С) «открытых городов» в приморской зоне;*
D) свободных экономических зон.

Американская модель капитализма характеризуется
А) высоким уровнем безработицы;
В) индивидуальными социальными гарантиями;
С) гарантированным минимумом оплаты труда;
D) большой текучестью рабочей силы.*

Евроконтинентальная модель капитализма характеризуется:
А) наличием «рычагов корпоративного контроля»;
В) большой долей финансовых посредников во владении крупными пакетами акций;
С) ориентацией на скорую финансовую выгоду;
D) высоким уровнем безработицы.*

Развитая система отношений социального партнерства впервые начала складываться в:
А) Голландии;
В) Австрии;
С) ФРГ;
D) Швеции.*

Либеральная социальная политика предполагает:
А) переложение поддержки социальной сферы на предприятия;
В) отказ от государственного пенсионного обеспечения;
С) индивидуальные социальные гарантии;
D) переход к адресной социальной поддержке.*

Дирижистский подход к экономической политике предполагает:
А) приоритет возможности заработать над индивидуальными социальными гарантиями;
В) жесткую борьбу за сокращение бюджетного дефицита;
С)последовательное сокращение импортных товаров;
D) широкое применение налоговых и иных льгот.*

Роль государства в странах с переходной экономикой:
А) возрастает;*
В) снижается;
С) остается неизменной;
D) все ответы неверны

УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Какой из названных видов деятельности государства является более общим по отношению к другим?
А) финансирование социальных программ;
В) государственная социальная политика;*
С) политика доходов;
D) социальное обеспечение.

Социально-рыночная экономика – это рыночная экономика, которая в целях обеспечения благосостояния населения и социальной защиты:
А) развивается по своим объективным законам;
В) имеет государственный сектор;
С) регулируется государством;*
D) преодолевает последствия экстремальной ситуации;

Какими показателями измеряются возможности участия населения в трудовой деятельности:
А) численностью населения;
В) самодеятельным населением;
С) занятым населением;
D) экономически активным населением.*

К безработным в соответствии с законом «О занятости населения РФ» относятся:
А) экономически активное население;
В) самодеятельное население;
С) самостоятельно ищущие работу;
D) самостоятельно ищущие работу лица, не зарегистрированные в службе занятости;
Е) трудоспособные граждане, не имеющие средств к существованию, зарегистрированные на бирже труда.*

Количественно-качественная оценка наличия и использования трудовых ресурсов – это ____________потенциал (ответ: трудовой).

Безработица, обусловленная изменениями в структуре потребительского спроса и технологическими изменениями в сфере производства – это ____________безработица (ответ: структурная)

УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Задачи государственного регулирования экономики:
A) обеспечение высоких темпов роста производства;
B) укрепление национальной валюты;
C) содействие успешному выполнению среднесрочных общехозяйственных государственных программ;
D) корректировка рыночного механизма там и в той мере, где экономическими средствами корректировать его невозможно;
E) сглаживание диспропорций в отраслевой и территориальной структуре экономики страны.
D) все ответы верны*

Задачи территориального регулирования экономики:
A) обеспечение эффективной территориальной специализации, которая ведет к повышению эффективности экономики страны;
B) организация регионального хозяйственного комплекса как единого целого;
C) повышение уровня жизни населения, проживающего в регионе;
D) все ответы верные*

Инструменты государственного регулирования регионального развития:
A) генеральная схема развития и размещения производства;
B) схемы районной планировки;
C) схемы размещения производства отраслей народного хозяйства;
D) комплексные программы развития экономики региона;
E) все ответы верные.*

Основные направления антимонопольной политики государства в переходной экономике:
А) эффективный контроль за экономической концентрацией на рынке;
В) ограничение монополистической деятельности;
С) пресечение возникновения доминирующего положения на рынке отдельных субъектов;
D) все ответы верны.*

Государственная политика по увеличению предложения достигается путем:
А) сокращение потребительского импорта;
В) сужением рынка товаров и услуг.
С) повышением товарности народного хозяйства;*
D) национализацией частных предпринимателей.

Кейнсианская теория равновесного состояния макроэкономики достигается путем установления соотношения
A) потребление – инвестиции
B) сбережения – инвестиции
C) потребление – сбережения – инвестиции*
D) все ответы верные
E) нет правильного ответа

Кто является автором подхода при анализе инвестиционных процессов, согласно которого движущей силой экономического развития является колебание объема инвестиций. При ответе укажите только фамилию - _________________. (ответ: Кейнс)

Страна, в которой в 50-х гг. ХХ в. была предложена модель индикативного планирования – это ____________ (ответ: Франция)

Разработка конкретного плана развития страны в соответствии с программой экономического развития и бюджетными возможностями – это _______________ планирование. (ответ: индикативное)

УК-11: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности

К числу структурных элементов экономической безопасности России НЕ относится:
А) технологический
В) продовольственный
С) информационный
D) духовно-нравственный*

Тождественны ли понятия "национальная безопасность" и "экономическая безопасность"?
А) понятие "экономическая безопасность" шире понятия "национальная безопасность"
В) понятие "национальная безопасность" шире понятия "экономическая безопасность"*
С) эти понятия тождественны

В Законе РФ "О безопасности" сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности. К их числу НЕ относится:
А) определение жизненно важных интересов государства
В) выявление внутренних и внешних угроз
С) разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства
D) полное огосударствление экономики*

Направлением совершенствования управления экономической безопасностью НЕ является:
А) обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических процессов
В) всемерная поддержка малого бизнеса
С) инновационная деятельность различных типов предприятий
D) сохранение структуры экономики, унаследованной от командно-административной системы*

Тест обязательный к прохождению размещен на платформе Цифровой университет АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7211



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Предмет и метод курса национальной экономики. Концептуальные подходы и их особенности.
2. Национальная экономика как хозяйственная система страны.
3. Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.
4. Особенности методологии и методов анализа национальной экономики.
5. Экономическая мысль ХIХ - ХХ веков о природе, характере и типах национальных экономических систем.
6. Российская экономическая теория о факторах, определяющих развитие и характер национальных экономических систем.
7. Типология и сравнительных анализ национальных экономических систем.
8. Факторы, определяющие развитие и особенности российской национальной экономики, ее специфические черты.
9. Основные проблемы российской экономики.
10. Эффективность национальной экономической системы: предпосылки, критерии и параметры оценки.
11. Понятие экономического потенциала национальной экономики, его составляющие.
12. Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы. Основные понятия и показатели. Методы расчета.
13. Демографические проблемы и развитие национальной экономики.
14. Важнейшие макроэкономические показатели развития национальной хозяйственной системы.
15. Основные макроэкономические пропорции. Их назначение и использование.
16. Значение национального счетоводства в национальной экономической системе.
17. Место и роль индивидуального воспроизводства в развитии национальной экономической системы.
18. Особенности монополизации российской национальной экономики.
19. Проблемы демонополизации экономики. Антимонопольное регулирование: регулирование естественных, ресурсных, первоначальных монополий.
20. Роль государства в регулировании микроэкономических процессов национальной экономики.
21. Домашнее хозяйство в системе национальной экономики: назначение, функции, связи.
22. Минимальный потребительский бюджет в системе мер государственной социальной политики в стране.
23. Проблемы состояния и функционирования домохозяйств в национальных экономических системах.
24. Прикладные аспекты межотраслевой модели. Значение метода «затраты – выпуск» для расчета прогнозов экономического развития.
25. Региональная структура национальной экономики.
26. Макроэкономический, межотраслевой, региональный и местный уровни формирования и функционирования национальной экономики.
27. Теории и модели регионального развития. Теория «центральных мест» (В.Кристаллер, А.Леш), теория несбалансированного роста Ф.Перру, Теория «центр – периферия Дж.Фридмена, теория кластеров М.Портера.
28. Сложившаяся структура российской экономики и основные направления государственной структурной политики.
29. Региональная национальная политика: цели и задачи.
30. Экономический рост в национальной экономике.
31. Роль интеллектуального капитала в развитии национальной экономики.
32. Инвестиционная составляющая экономического роста. Национальный (российский) инвестиционный рынок.
33. Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макро- и микроуровне, их характеристика.
34. Понятие и классификация иностранных инвестиций. Перспективные направления инвестирования на территории России иностранными инвесторами.
35. Научно-техническая политика государства в национальной экономике.
36. Методы государственного регулирования национальной экономики.
37. Цикличность развития национальной экономики.
38. Механизмы рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы.
39. Программно-целевой метод в национальной экономике.
40. Сущность, основные задачи и методологические основы прогнозирования и планирования.
41. Методология прогнозирования. Принципы и функции прогнозирования.
42. Основные виды социально-экономических прогнозов.
43. Современное содержание территориального плана-прогноза, его структура.
44. Назначение, особенности и структура индикативного плана развития национальной экономики.
45. Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования. Характеристика системы прогнозов.
46. Прогнозирование социального развития и повышения уровня жизни населения. Комплекс показателей, используемых при разработке прогнозов.
47. Опыт разработки прогнозов в России и зарубежных странах.
48. Стратегическое планирование в системе регулирования реального сектора национальной экономики.
49. Разработка стратегических программ развития хозяйствующих субъектов.
50. Федеральные и региональные программы решения важнейших социально-экономических проблем и задач развития национальной экономики.
51. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.
52. Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему.
53. Свободные экономические зоны в национальной экономике.
54. Внешнеэкономические связи национальной экономики.
55. Проблемы экономической интеграции стран СНГ.
56. Содержание и структура экономической безопасности. Элементы экономической безопасности.
57. Механизм обеспечения экономической безопасности (макро-, мезо- и микроуровень).
58. Проблемы экономической безопасности России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и метод курса национальной экономики. Концептуальные подходы и их особенности.
2. Национальная экономика как хозяйственная система страны.
3. Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.
4. Типология и сравнительных анализ национальных экономических систем.
5. Факторы, определяющие развитие и особенности российской национальной экономики, ее специфические черты.
6. Основные проблемы российской экономики.
7. Понятие экономического потенциала национальной экономики, его составляющие.
8. Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы. Основные понятия и показатели. Методы расчета.
9. Важнейшие макроэкономические показатели развития национальной хозяйственной системы.
10. Основные макроэкономические пропорции. Их назначение и использование.
11. Значение национального счетоводства в национальной экономической системе.
12. Место и роль индивидуального воспроизводства в развитии национальной экономической системы.
13. Роль государства в регулировании микроэкономических процессов национальной экономики.
14. Региональная структура национальной экономики.
15. Макроэкономический, межотраслевой, региональный и местный уровни формирования и функционирования национальной экономики.
16. Сложившаяся структура российской экономики и основные направления государственной структурной политики.
17. Региональная национальная политика: цели и задачи.
18. Экономический рост в национальной экономике.
19. Инвестиционная составляющая экономического роста. Национальный (российский) инвестиционный рынок.
20. Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макро- и микроуровне, их характеристика.
21. Научно-техническая политика государства в национальной экономике.
22. Методы государственного регулирования национальной экономики.
23. Цикличность развития национальной экономики.
24. Механизмы рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы.
25. Программно-целевой метод в национальной экономике.
26. Сущность, основные задачи и методологические основы прогнозирования и планирования.
27. Методология прогнозирования. Принципы и функции прогнозирования.
28. Основные виды социально-экономических прогнозов.
29. Назначение, особенности и структура индикативного плана развития национальной экономики.
30. Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования. Характеристика системы прогнозов.
31. Прогнозирование социального развития и повышения уровня жизни населения. Комплекс показателей, используемых при разработке прогнозов.
32. Стратегическое планирование в системе регулирования реального сектора национальной экономики.
33. Разработка стратегических программ развития хозяйствующих субъектов.
34. Федеральные и региональные программы решения важнейших социально-экономических проблем и задач развития национальной экономики.
35. Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему.
36. Свободные экономические зоны в национальной экономике.
37. Внешнеэкономические связи национальной экономики.
38. Содержание и структура экономической безопасности. Элементы экономической безопасности.
39. Механизм обеспечения экономической безопасности (макро-, мезо- и микроуровень).
40. Проблемы экономической безопасности России.


Критерии оценивания:

Отлично: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

Хорошо: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.

Удовлетворительно: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова, Н. М. Национальная экономика в 2 т : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/E4A40C6E-6DB0-4200-94CA-332C41A1044F.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. В. Сидоровича. Национальная экономика : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F64
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека do.gendocs.ru
Э2 Экономический портал: institutiones.com
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: ecsocman.hse.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Образовательные ресурсы интернета – Экономика: www.alleng.ru
Э6 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э7 Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.ru
Э8 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э9 Административно-управленческий портал: www.aup.ru
Э10 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э11 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов по месту работы студента. К каждой теме курсовой работы рекомендуется примерный перечень узловых вопросов, список необходимой литературы.
Излагая вопросы темы, следует строго придерживаться плана. Работа не должна представлять пересказ отдельных глав учебника или учебного пособия. Необходимо изложить собственные соображения по существу излагаемых вопросов, внести свои предложения. Общие положения должны быть подкреплены и пояснены конкретными примерами. Излагаемый материал при необходимости следует проиллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и т.д.
Необходимо изучить литературу, рекомендуемую для выполнения курсовой работы. Чтобы полнее раскрыть тему, студенту следует выявить дополнительные источники и материалы. При написании курсовой работы необходимо ознакомиться с публикациями по теме, опубликованными в журналах.
Курсовая работа выполняется и оформляется в соответствии с "Методическими рекомендациями по выполнению и защите курсовых работ".
Выполненная курсовая работа представляется на рецензирование в срок, установленный графиком учебного процесса, с последующей ее устной защитой (собеседование).
Курсовая работа является самостоятельным творчеством студента, позволяющим судить о знаниях в области риторики.
Студент, со своей стороны, при выполнении курсовой работы должен показать умение работать с различной литературой, давать анализ соответствующих источников, аргументировать сделанные в работы выводы и, главное – раскрыть выбранную тему.
По общему правилу написание курсовых работ начинается с выбора темы, по которой она будет написана. Желательно, чтобы тема была актуальной. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы и самостоятельное составление плана работа.
Прежде всего, необходимо изучить вопросы темы по хрестоматийным источникам (учебники, учебные пособия и пр.), где материал излагается в наиболее доступной форме, а затем переходить к более глубокому усвоению вопросов выбранной темы, используя рекомендованную и иную литературу.
В процессе исследования литературных источников рекомендуется составлять конспект, делая выписки с учетом темы и методических указаний. После изучения литературы по риторике студент должен продумать план курсовой работы и содержание ответов на поставленные вопросы.
Вместе с общими вопросами настоящих методических указаний студент должен четко соблюдать ряд требований, предъявляемых к курсовым работам, имеющим определенную специфику. Это, в частности, требования к структуре курсовых работ, ее источникам, оформлению, критериям ее оценки, ссылкам на нормативные акты, литературные источники, последовательность расположения нормативных актов и др. Структуру курсовых работ составляют:
 план работы;
 краткое введение, обосновывающее актуальность исследуемой проблемы;
 основной текст (главы, параграфы);
 заключение, краткие выводы по исследуемой проблеме;
 список использованной литературы, материалов практики и др.
При оформлении курсовой работы студент должен пользоваться установленным образцом. Ориентировочный объем курсовой работы может варьироваться, в зависимости от тематики, и составлять от 20 до 25 страниц машинописного текста. Не рекомендуется выполнять работы на школьных тетрадях.
Курсовая работа должна быть обязательно пронумерована и подписана на последней странице после списка литературы и сдана в деканат либо научному руководителю.
На оценку курсовой работы влияют, по общему правилу, следующие критерии:
 степень раскрытия темы;
 объем использованной научной литературы, нормативных актов, практики;
 стиль изложения и творческий подход к написанию работы;
 правильность и развернутая аргументация выводов;
 аккуратность оформления работы и др.
При несоблюдении вышеперечисленных требований, предъявляемых к курсовой работе, она не принимается или оценивается неудовлетворительно и возвращается для устранения недостатков, либо доработки с указанием в развернутой рецензии упущений и ошибок.
Студенту необходимо иметь в виду, что причинами неудовлетворительной оценки работы могут быть, например, следующие недочеты:
 работа выполнена только на базе учебника или учебного пособия и представляет собой их дословное изложение (конспект);
 работа выполнена путем механического списывания из учебника (учебных пособий), статей;
 работа написана неграмотно и неряшливо оформлена, независимо от содержания, не использованы рекомендованные законодательные и другие акты.
При оформлении работы списки использованной литературы делятся на две части: основную (источники, на которые имеется ссылка в курсовой работе) и дополнительную (все иные источники, изучаемые в связи с подготовкой к написанию курсовой работы). Вся литература должна располагаться в алфавитном порядке. С полным библиографическим описанием.