МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиааналитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 30 30 73 73 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.социол.наук, доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК "Алтай", Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Медиааналитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - ознакомить студентов с анализом процесса кодировки и интерпретации рекламного сообщения, способов передачи того или иного содержания, а также исследованием сообщения через категории, ценности, потребности, к которым отсылает эта реклама, анализом и статистикой рекламы и аудитории. Медианалитика как дисциплина наиболее востребована в качестве исследования медиаполя компаний, брендов, продуктов, ведомств, НКО и персоналий. Основные цели таких проектов — формирование, оценка или корректировка стратегии продвижения и коммуникационной политики, оценка имиджевых угроз.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития
ОПК-2.2 Соблюдает принцип объективности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов
ОПК-4Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
ОПК-4.1 Знает методы изучения аудитории СМИ для выявления запросов и потребностей отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании журналистских текстов и (или) продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы медианалитики;
содержание основных этапов медиааналитического исследования;
параметры, метрики и показателей эффективности (KPI), используемые для оценки коммуникаций;

3.2.Уметь:
3.2.1.применять понятийный аппарат медианалитики при исследовании коммуникационных программ и мероприятий;
оценивать качество сложившегося вокруг компании или бренда информационного поля;
использовать информационные технологии для разработки отчетности перед руководством / рапорта о проделанном анализе медиа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования информационных технологий для анализа потребностей и тенденций рынка (по данным СМИ и социальных медиа);
навыками определения ключевых СМИ, лояльных и нелояльных журналистов, а также основных экспертов и спикеров;
навыками формирования комплексной информационной политики любой компании или публичной персоны.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Медиааналитика как прикладная дисциплина
1.1. Основные задачи и возможности медиаанализа Лекции 7 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Основные задачи и возможности медиаанализа Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.3. Основные задачи и возможности медиаанализа Сам. работа 7 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.4. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Лекции 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.5. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Практические 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.6. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Сам. работа 7 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.7. Этапы и результаты медиааналитического исследования Лекции 7 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.8. Этапы и результаты медиааналитического исследования Практические 7 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2
1.9. Этапы и результаты медиааналитического исследования Сам. работа 7 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. 2. Оценка коммуникаций: параметры, метрики, выбор показателей эффективности (KPI)
2.1. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Лекции 7 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Практические 7 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2
2.3. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Сам. работа 7 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.4. Метрики, служащие анализу СМИ Лекции 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.5. Метрики, служащие анализу СМИ Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.6. Метрики, служащие анализу СМИ Сам. работа 8 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.7. Интегральные метрики оценки СМИ Лекции 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.8. Интегральные метрики оценки СМИ Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.9. Интегральные метрики оценки СМИ Сам. работа 8 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.10. Метрики для анализа социальных медиа Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.11. Метрики для анализа социальных медиа Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.12. Метрики для анализа социальных медиа Сам. работа 8 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.13. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Лекции 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.14. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Практические 8 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.15. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Сам. работа 8 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.16. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Лекции 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.17. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Практические 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.18. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Сам. работа 8 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.19. Исследование целевых аудиторий — общие рекомендации Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.20. Исследование целевых аудиторий — общие рекомендации Сам. работа 8 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.21. Оценка удовлетворенности клиентов PR-агентств: общие рекомендации Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.22. Оценка удовлетворенности клиентов PR-агентств: общие рекомендации Сам. работа 8 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.23. Зачет 7 0 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.24. Зачет с оценкой 8 27 Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10847
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. опросная техника, позволяющая установить количество людей, знающих об объектах исследования (компаниях, персонах, марках и т.п.) с подсказкой, когда опрашиваемый выбирает известное из предложенного списка. см. осведомленность, спонтанная известность
а. знание с подсказкой
б. вопрос с подсказкой
в. опрос с подсказкой
г. ответы-подсказки
Ответ: а
Вопрос 2. B.A.S.I.C.– это модель планирования исследования, с помощью которой можно определить, на каком этапе коммуникативного проекта находится исследуемый объект. Что является ее элементами?
а. знание, интерес, информированность, действие, адвокация.
б. незнание, поиск информации, знание, поддержание актуальности, адвокация
в. формирование осведомленности, наличие продвинутых знаний, поддержание актуальности, стимул к действию, отстаивание позиции.
г. незнание, осведомленность, адвокация, поддержание актуальности, стимул к действию
Ответ: в
Вопрос 3. Показатель воздействия вложений в PR-компанию – это…
а. PR ROI
б. CTR
в. SMM
г. KPI
Ответ: a
Вопрос 4. SM-конверсия - это
а. метрика, которая показывает количество полученных комментариев по сравнению с общим количеством постов
б. метрика, которая показывает количество полученных репостов по сравнению с общим количеством постов
в. метрика, которая показывает количество полученных лайков по сравнению с общим количеством постов
г. метрика, которая показывает количество полученных отзывов по сравнению с общим количеством постов.
Ответ:
Вопрос 5. На чем основывается Social Media Favourability Index - метрика, применяемая для анализа позиционирования объекта в блогосфере?
а. на оценке частоты высказываний авторов об объекте исследования
б. на оценке тональности высказываний пользователей об объекте исследования
в. на оценке лояльности пользователей относительно объекта исследования
г. на оценке UGС-контента
Ответ: б
Вопрос 6. Title Popularity Ranking (TPR) - профессиональная методика ранжирования печатных изданий. Она основывается на анализе популярности медиа среди кого?
а. журналистов
б. стейкхолдеров
в. читателей
г. рекламодателей
Ответ: а,в,г.
Вопрос 6. На основе чего рассчитывается Title Popularity Ranking (TPR)?
а. охвата целевой аудтории, стоимости полосы рекламного пространства, цитируемости изданий в других СМИ, цитируемости изданий в социальных медиа.
б. аудиторного охвата, стоимости полосы рекламного пространства, цитируемости изданий в других СМИ, цитируемости изданий в социальных медиа.
в. аудиторного охвата, стоимости одного выхода, цитируемости изданий в других СМИ, цитируемости изданий в социальных медиа.
г. аудиторного охвата, CTR, цитируемости изданий в других СМИ, цитируемости изданий в социальных медиа.
Ответ: б
Вопрос 7. Виральный контент – это ….
а. контент соответствующий запросу пользователя
б. полезный для пользователя контент
в. неполезный контент
г. быстрораспротраняющийся контент
Ответ: г
Вопрос 8. По каким признакам происходит агрегирование в медиааналитике?
а. по признаками тематической, целевой или эмоциональной направленности
б. по признаками виральности, охвата или эмоциональной направленности
в. по признаками релевантности, тональности или эмоциональной направленности
г. по признаками тематической, аудиторного охвата или эмоциональной направленности
Ответ: б
Вопрос 9. Анализ внешней среды в медианалитике – это изучение…
а. целевой аудитории, стейкхолдеров
б. профессиональные, отраслевые или правительственные издания
в. медиапредпочтений
г. структуры медиарынка
Ответ: б
Вопрос 10. Анализ фреймов – это..
а. исследовательская стратегия, ориентированная на выявление, фиксацию и изучение смысловых различий в медиатекстах.
б. направление исследований сообщений СМИ и Новых Медиа, позволяющее выявить, описать и изучить устойчивые смысловые структуры
в. воссоздание образа, содержания и внутренней структуры объекта (системы, процесса, явления)
г. процедура, направленная на получение некоторого упрощенного описания
Ответ: б
Вопрос 11. Аналитическая реконструкция – это..
а. воссоздание образа, содержания и внутренней структуры объекта
б. исследовательская стратегия, ориентированная на выявление, фиксацию и изучение смысловых различий в медиатекстах.
в. строго определенная последовательность (или описание последовательности) выполнения операций над некими сущностями, приводящих к заданному результату.
г. совокупность принципов методологического, организационного и технологического обеспечения мыслительной деятельности,
Ответ: а
Вопрос 12. Направление изучения медиатекстов, получившее широкое распространение в рамках социолингвистической парадигмы исследований контента СМИ – это..
а. дискурс-анализ
б. дискурс новых медиа
в. диссипация
г. бифуркация
Ответ: а
Вопрос 13. Процедура поиска и сравнения различных форм речевой практики в Новых медиа, построенной по стандартам традиционных, национально определяемых правил общения, не позволяющих пользователям выйти за пределы системы регулятивной организации речи –это..
а. дискурс-анализ
б. жанровый анализ
в. извлечение знаний
г. инноватика
Ответ: б
Вопрос 14. Стратегия интерпретации сообщений Новых медиа, которая подразумевает, что текст взаимодействует с другими текстами и это отражается в его содержании и форме.
а. интертекстуальный анализ
б. интеркодирование
в. извлечение знаний
г. дискурс-анализ
Ответ: б
Вопрос 15. Заработанный охват – это…
а. рекламирование или информационное освещение, осуществляемые в силу событийной ценности или актуальности информации и/или влиятельности редакционной статьи.
б. инфоповод, вызывающий бурную реакцию аудитории
в. виральный контент
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Перечислите возможные задачи медиааналитики.
Ответ: Оценка степени заинтересованности СМИ и социальных медиа в деятельности компании, качества сложившегося вокруг компании или бренда информационного поля, сравнительный анализ качества медиаполя целевой компании с конкурентами, оценка медийной активности представителей компании, оценка эффективности разовых PR-мероприятий, оценка эффективности PR-деятельности в СМИ и соцмедиа на регулярной основе (по ключевым показателям эффективности). Это касается как эффективности пресс-службы в целом, так и ее различных подразделений или отдельных сотрудников, оценка репутации и имиджа компании или бренда по данным СМИ и социальных медиа.
Вопрос 2. Назовите системы автоматизированного медиаанализа.
Ответ: Медиалогия, BrandAnalitics, Scan Интерфакс, крибрум, ПрессИндекс, IQBuzz, Интегрум, DataLocator? Angry-analutics.
Вопрос 3. Что означают PR-последствия?
Ответ: Это изменение в осведомленности, знаниях, отношениях, поведении и мнениях, являющееся результатом реализации долгосрочного плана PR-действий или PR-кампании; – результат, последствие или влияние набора или целой программы PR-действий или продуктов; может быть краткосрочным и долгосрочным; зависимая переменная в исследовании.
Вопрос 4. Как работает механизм определения тональности в системах медиаанализа?
Ответ: тональность высказывания определяется тремя компонентами: субъектом тональности (кто высказал оценку), объектом тональности (о ком или о чём высказана оценка) и собственно тональной оценкой (как оценили). Существует два основных метода решения этой задачи автоматического определения тональности:
• Статистический метод. Для него нужны заранее размеченные по тональности коллекции (корпуса) текстов, на которых происходит обучение модели, с помощью которой и происходит определение тональности текста или фразы.
• Метод, основанный на словарях и правилах. Для этого заранее составляются словари позитивных и негативных слов и выражений. Этот метод может использовать как списки шаблонов, так и правила соединения тональной лексики внутри предложения, основанные на грамматическом и синтаксическом разборе.
Вопрос 5. Что предусматривает концепция больших данных, предложенная Клиффордом Линчем?
Ответ: Данная концепция предполагает одновременное использование данных не только большого объема, но также разного формата, происходящих из многих источников, которые могут находиться на удалении друг от друга.
Вопрос 6. Опишите, что базовые составляющие новые медиа, отличия от традиционных и приведите три примера.
Ответ: Новые СМИ имеют три базовые составляющие: цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Ряд исследователей не признает за данными ресурсами право называться СМИ. Свой отказ признавать социальные медиа средствами массовой информации в традиционном смысле он аргументирует тем, что все традиционные СМИ имеют своей целью донесение до общественности социально важной информации. «Новые медиа», в свою очередь, являются лишь платформой для коммуникации между людьми. Из этого следует, что традиционные СМИ на первое место ставят информацию, то есть содержание, а в рамках социальных медиа главенствует общение, в то время как содержание сообщений отходит на второй план.
Вопрос 7. Опишите элементы информационного пространства.
Ответ: Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, методов и средств доступа к ним, методов, технологий и средств преобразования, обработки и представления информации в виде, наиболее соответствующем потребностям пользователей.
Вопрос 8. Расшифруйте смысл концепции SMART b формулируйте цель PR-на tt основе концепции.
Ответ: SMART — это метод постановки целей. Он позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для ее достижения. Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
• S — Specific — конкретной;
• M — Measurable — измеримой;
• A — Achievable — достижимой;
• R — Relevant — значимой;
• T —Time bound — ограниченной во времени.
Пример цели – увеличит на 10% количество UGС-контента положительной направленности.
Вопрос 9. Что занчит key point PR-кампании?
Ответ: Ключевая точка (Key Point) - фиксируемый измеримый результат проводимой кампании.
Вопрос 10. Коммуникационный аудит – это ситуационный анализ, предполагающий полное и системное изучение эффективности PR-отношений организации с основными внешними и внутренними аудиториями. Какие способы и методы используются для его проведения?
Ответ: Определение характера этих аудиторий, выявление коммуникационных программ и их коммуникационных продуктов, применимых к каждой аудитории, определение эффективности этих программ и их продуктов и выявление недочетов в общей коммуникационной программе. Использует общепринятые методы и техники медиаисследвоаний: анализ вторичной информации, мониторинг, контент-анализ.
Вопрос 11. Опишите, как понимаете суть контент-анализа.
Ответ: Это исследовательская методика (и инструмент оценки), которая позволяет планомерно отслеживать сообщения (письменные, устные, транслируемые) и переводить их в количественную форму посредством систематизации сообщений по категориям с помощью чётких единиц анализа; – процесс разделения содержания сообщений на определенные компоненты или категории для того, чтобы сформировать суждение, которое можно оценить.
Вопрос 12. В чем суть коэффициента приближения к идеалу в PR?
Ответ: Это комплексная модель оценки соответствия выходов PR-кампаний определенным целям и поставленным задачам. Характеризуется гибкой системой коэффициентов, определяемых на основе измерения значимых для конкретного исследования параметров, а также масштабируемостью результатов на различные аспекты PR-активности. Показатель PRt может быть рассчитан как для одной публикации, так и для массива сообщений.
Вопрос 13. В чем заключается смысл методики краудсорсинга? Какие преимущества использования для компании и для аудитории?
Ответ: Ресурсосберегающая методика работы компании, предусматривающая привлечение широкой аудитории для решения креативных, исследовательских и иных задач. Концепция предполагает, что желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией проистекает исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве. Другим мотивирующим фактором может быть потенциальная возможность трудоустройства для авторов наиболее успешных решений.
Вопрос 14. Расшифруйте термин «медиа» в узком и широком смысле.
Ответ: Это средства распространения информации. Как правило, употребляется в узком значении, идентичном термину «масс-медиа» или «СМИ». В широком понимании медиа, помимо СМИ, включают все инструменты и каналы, используемые обществом для коммуникации: социальные медиа, книги, аудио, видео и др.
Вопрос 15. Что значит медиаохват? Приведите примеры для разных каналов коммуникации.
Ответ: Это рассчитываемый показатель, эквивалентный максимально возможному количеству потенциальных контактов для одного или совокупности сообщений/публикаций с аудиторией. Применительно к традиционным СМИ рассчитывается по тиражу изданий, причем в случае выхода двух статей в одном и том же номере наиболее распространенным вариантом расчета является - не удваивать MO. Для электронных СМИ, как правило, учитывается среднее число посетителей сайта за неделю. Данные о количестве посещений сайта приводятся в рейтингах Mail.ru, Rambler, LiveInternet и т.д. В случае отсутствия данных о количестве уникальных посетителей за неделю, оценочный расчет показателя производится на основе количества уникальных посещений за день. В редких случаях данные по посещаемости приводятся в исследованиях профильных компаний. MO для эфирных СМИ рассчитывается исходя из средней аудитории теле- и радиотрансляции, что соответствует охвату телеканала/радиоволны. Данные об охвате аудитории приводятся в исследованиях профильных компаний. В случае с анализом медиаохвата в блогосфере считается суммарное число подписчиков каждого блогера, которые разместили у себя информацию об изучаемом событии.
Вопрос 16. Чему равен показатель медиаприсутсвия?
Ответ: Это индикатор информационного присутствия в СМИ. Абсолютный показатель, эквивалентный количеству сообщений с упоминанием объекта в общем массиве публикаций, принятом за базу.
Вопрос 17. Что такое медиашлейф и как его оценить?
Ответ: Это совокупность публикаций, затрагивающих определенную тему, вышедших после первого материала, посвященного этой теме. Оценивается в количестве и во времени.
Вопрос 18. Что такой нормативный прогноз?
Ответ: Это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения заданного состояния медиаполя, процессов, субъектов. Задачи нормативного прогнозирования – выявить факторы, на которые субъект информационного поля может оказывать влияние с целью реализации наиболее благоприятных альтернатив или избежать наименее благоприятных исходов.
Вопрос 19. Что такое общественность и есть ли у нее отличия от целевой аудитории?
Ответ: Это группа людей, которые способны оказать влияние на организацию или испытывают на себе последствия организационных решений; группа людей, из которых для PR-кампании или программы выбирается объект с целью формирования мнений в отношении компании, продукта, определенного вопроса или лица.
Вопрос 20. Что можно определить с помощью показателя осведомленности?
Ответ: с помощью которого можно определить количество людей, которые слышали о бренде, клиенте, явлении и т.д. Осведомленность может быть спонтанной, когда индивид порождает знания без посторонней помощи (top-ofmind) или не спонтанной. см. «знание с подсказкой», спонтанная известность.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Из чего складывается индекс благосклонности медиа?
а. это соотношение лояльных и нелояльных представителей СМИ
б. это соотношение позитивных упоминаний негативных упоминаний.
в. это соотношение лояльных и нелояльных представителей ЦА
г. это соотношение лояльных и нелояльных стейкхолдеров
Ответ: б
Вопрос 2. Индекс медиапристутствия – это…
а. относительный показатель, характеризующий динамику позиционирования объекта исследования в СМИ во временной ретроспективе.
б. Относительный показатель, отражающий долю сообщений с упоминанием объекта в общем массиве публикаций, принятом за базу.
в. показатель в социальных медиа, измеряющий количество комментариев и постов посетителей сайта.
г. показатель, отражающий деятельность лидеров мнения, выступающих в роли посредников. см. лидер мнений
Ответ: а
Вопрос 3. Индекс общения – это…
а. показатель, отражающий деятельность лидеров мнения, выступающих в роли посредников. см. лидер мнений
б. показатель в социальных медиа, измеряющий количество комментариев и постов посетителей сайта.
в. фиксируемый измеримый результат проводимой кампании.
г. роцесс определения критериев/параметров для анализа базы публикаций и простановки значений этих параметров для каждой из совокупности публикаций.
Ответ: б
Вопрос 4. Индекс соответствия целевой аудитории – это…
а. относительный показатель, отражающий «профильность» выбранного носителя рекламной кампании по отношению к заданной целевой аудитории.
б. относительный показатель, отражающий какую долю занимают упоминания компании в потоке публикаций целевой аудитории.
в. показаетль значимости объекта рекламирования для целевой аудитории.
г. качественная характеристика, которая отражает настроение аудитории.
Вопрос 5. Метод качественно-количественного изучения содержания сообщений с целью получения достоверной информации о социальной реальности – это…
а. концепт-анализ
б. контент-анализ
в. дискурс-анализ
г. интертекстуальный анализ
Ответ: б
Вопрос 6. Метод исследований текстов сообщений, где имена, понятия, образы выделяют в качестве одного из основных объектов исследований – это..
а. концепт-анализ
б. контент-анализ
в. дискурс-анализ
г. интертекстуальный анализ
Ответ: а
Вопрос 7. Совокупность правил, принципов и практических методов по формированию модели восприятия объекта (явления, события) через СМИ - это
а. информационная политика
б. коммуникационная политика
в. редакционная политика
Ответ: а
Вопрос 8. Информация, которая должна быть донесена до целевой аудитории, либо степень изменения в знаниях, которая должна быть достигнута по завершению PR-кампании -
а. цель коммуникационной политики
б. информационная цель
в. цель PR-компании
г. цель информационной политики
Ответ: б
Вопрос 9. Исследование, целью которого является глубокий анализ конкретных случаев и вопросов – это…
а. контент-анализ
б. качественное исследование
в. количественное исследование
г. кластерный анализ
Ответ: б
Вопрос 10. Относительный показатель, характеризующий качество коммуникации, сложившееся информационное поле вокруг субъекта коммуникации –это…
а. медиаполе
б. индекс участия
в. качество медиаполя
г. индекс цитирования
Ответ: в
Вопрос 11. Мониторинговый продукт, включающий подборку статей из СМИ по установленным формальным критериям (упоминаемость ключевых слов и др.) -
а. контент-анализ
б. пресс-клиппинг
в. кластерный анализ
г. дискурс-анализ
Ответ:б
Вопрос 12. Данные об эффективности PR-кампании, оцененной по заранее заданным критериям, таким как продажи, количество запросов, кликов, комментариев, посетителей - и т.п. – это…
а. Key Point
б. KPI
в. Key Message
г. Cross-post
Ответ: б
Вопрос 13. Основные идеи и понятия, лежащие в основе PR-кампании, которые должны получить одобрение и поддержку со стороны третьих лиц.
а. Key Point
б. KPI
в. Key Message
г. Cross-post
Вопрос 14. Определение чего позволяет определить, какую информацию целевая аудитория должна знать или в какой степени должны претерпеть изменения представления о бренде/услуге по завершении PR-кампании или программы?
а. коммуникационной задачи
б. коммуникацонной цели
в. коммуникационной стратегии
г. коммуникационной тактики
Ответ: а
Вопрос 15. Ситуационный анализ, предполагающий полное и системное изучение эффективности PR-отношений организации с основными внешними и внутренними аудиториями - это
а. SWOT-анализ
б. коммуникационный аудит
в. seo-аудит
г. контент-анализ
Ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В чем суть оценочного исследования?
Ответ: форма исследования, при помощи которой относительная результативность PR-кампании или программы определяется посредством измерения ее последствий, в том числе когнитивных изменений (уровней узнаваемости, знания и/или понимания), аффективных изменений (отношения, мнений) и/или коннотативных изменений (моделей поведения) целевой аудитории или общественной группы. При измерении производится сравнение с заранее определенным набором целей, которые изначально задают желаемый уровень или степень предполагаемых изменений.
Вопрос 2. В чем особенность панельных исследований, и какие компании в России их проводят?
Ответ: Это наблюдение за одними и теми же лицами и объектами с неоднократным измерением результатов; – тип исследования, в котором группа лиц специально подбирается исследовательской компанией исходя из присущих им демографических характеристик с целью проведения по заказу клиентов неоднократных опросов, связанных с широким набором тем, за определенный период времени.
Вопрос 3. Опишите термин «поведенсческая цель» и приведите пример для PR-компании.
Ответ: Это цель, которая определяет ожидаемый конечный результат PR-кампании или программы с точки зрения особенностей поведения. Показатель, поддающийся измерению, поскольку представляет собой желаемое поведение целевой аудитории (например, PR-последствия)
Вопрос 4. Что значит позиционирование в PR?
Ответ: Это показатель, объединяющий ряд характеристик публикации, которые оказывают определенное влияние на имидж бренда или компании: отбор фактов, вариант подачи информации, стилистика текста. Оценивается по шкале «враждебное – фактологическое благоприятное». «Благоприятность» и «враждебность» определяются субъективно в зависимости от того, вызывает контекст, в котором упоминается объект, позитивные либо негативные эмоции в отношении объекта.
Вопрос 5. В чем особенность поискового исследования?
Ответ: Это форма исследования, нацеленная на установление базовых отношений, мнений и моделей поведения конкретной исследуемой совокупности или выборки либо фактов о ней. Обычно носит индуктивный характер и предполагает проведение многочисленных измерений совокупности, выборки или данных.
Вопрос 6. Что значит «показатель оптимального контента»?
Ответ: Это композитный показатель, вычисляемый путем соотношения числа желательных и нежелательных сообщений. Нужно определить характеристики «идеального сообщения» о компании или бренде в соцмедиа (например, позитивный эмоциональный тон, наличие ссылки на сайт компании, прямая цитата представителя компании и т.д.). Затем нужно определить характеристики противоположной публикации, наиболее нежелательной. После этого каждый пост и комментарий с упоминанием компании оценивается в соответствии с установленными характеристиками по шкале от +1 до -1.
Вопрос 7. В чем особенность порядковых данных?
Ответ: Это данные, представляющие собой категории, отличающиеся друг от друга по названию и подлежащие ранжированию; взаимно исчерпывающие и взаимоисключающие, упорядоченные данные; категорийные данные (например, доход как категория: до 30 тыс., от 30 до 50 тыс. и т.п.)
Вопрос 8. Прогнозирование как вид исследования имеет свои особенности. Опишите их.
Ответ: Предметом такого исследования выступают перспективы развития явления. Прогнозирование не сводится к созданию определенной картины будущего, а предполагает учет вариантности развития явлений и оценку перспектив создания модели в соответствии с ожидаемым или желаемым.
Вопрос 9. Какие данные может включать в себя профиль пользователя?
Ответ: Может включать в себя как личные данные (биографические сведения, интересы, образование и т.д.), так и статистическую информацию (дата регистрации, число постов и комментариев и т.д.).
Вопрос 10. Как используется регрессия в PR-деятельности?
Ответ: Регрессия – это зависимость среднего значения одной величины от другой величины (парная регрессия) или от нескольких величин (множественная регрессия). Применяется как статистический метод предсказания PR-последствий на основе одной переменной PR-последствий (зависимой) и одного или нескольких прогностических параметров (независимых).
Вопрос 11. На основе каких показателей рассчитывается рейтинг лояльности журналистов?
Ответ: Рейтинг лояльности журналистов определенному бренду/компании учитывает сфокусированность на бренде, эмоциональный тон, жанр публикаций, спикерскую активность.
Вопрос 12. На основе каких показателей рассчитывается уровень лояльности СМИ?
Ответ: Рейтинг лояльности СМИ определенному бренду/компании учитывает количество и благоприятность высказываний о компании (бренде), а также уровень СМИ.
Вопрос 13. Что такое репрезентативность и какое она имеет значение для медиааналитики?
Ответ: Это степень соответствия количественных характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, характеристикам, свойственным всей генеральной совокупности.
Вопрос 14. Опишите, как понимаете, что такое репутационный драйвер.
Ответ: Это одно из ключевых направлений коммерческой или социальной деятельности компании. Репутационный драйвер определяет соответствующие тематические категории, позволяющие кластеризовать публикации и произвести оценку медиаактивности субъекта коммуникации по ключевым для него направлениям деятельности.
Вопрос 14. В чем суть метода семантического дифференциала?
Ответ: Это методика шкалирования, замеряющая отношение респондента при оценке объекта с использованием биполярных прилагательных или фраз, между которыми расположен нечётный диапазон интервалов. Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Вопрос 15. В чем суть ситуационного анализа?
Ответ: Это метод политического, экономического или коммуникативного анализа, базирующийся на системном подходе, позволяющем рассматривать сочетания условий и обстоятельств относительно завершенного процесса. Позволяет обоснованно определить пространственные, временные и информационные границы ситуации; выявить ключевых субъектов и охарактеризовать их с точки зрения их действий, ресурсов, типовых стратегий.
Вопрос 16. Что относится к СМИ?
Ответ: газеты, деловые и популярные журналы и другие печатные СМИ, а также радио, телевидение и интернет, пресс-релизы компаний, ленты новостных агентств, государственные информационные бюллетени, брошюры, веб-страницы и форумы.
Вопрос 17. В чем суть техники спонтанной известности? Составьте пример (1-2 вопроса).
Ответ: Опросная техника, фиксирующая уровень знания объекта среди целевой аудитории, при условии отсутствия подсказок, описаний и т.д.
Вопрос 18. Что значит среднее качество медиаполя и как рассчитывается?
Ответ: Это cреднее качество одной публикации по массиву. Может рассчитываться по отдельным инфоповодам, источникам, группам источников, видам, типам СМИ и т.д.
Вопрос 19. Что такое цель в контексте PR?
Ответ: Это PR-последствия, поддающиеся измерению; четкое и ясное утверждение о намерениях, которое соответствуют коммуникативной стратегии компании и у которого есть целевая аудитория и предполагаемый эффект (желаемый уровень изменений, а также определенные сроки, в которые эти изменения должны произойти). Существует в трех видах: информационная (познания), мотивационная (отношения/взгляды) и поведенческая (действия) цель.
Вопрос 20. Что такое «экспертная выборка»? На основе чего она формируется?
Ответ: тип детерменированной выборки, при которой отбор происходит на основании особых знаний, социального положения или черт характера испытуемых, а также других значимых для исследования факторов.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет/зачет с оценкой.
Обучающиеся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. З. Зельдови Менеджмент в медиаиндустрии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент: , 2020 www.biblio-online.ru
Л1.4 Н. Б. Кириллова Медиакультура и основы медиаменеджмента: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л1.5 Карасев А.П. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э4 Курс "Медиааналитика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет/экзамен. Подготовка к аттестации ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.