МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Тихонова Оксана Николаевна;

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка магистрантов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает современные психолого педагогические (в том числе инклюзивные) образовательные технологии, психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет проектировать при разработке основных и дополнительных программ психолого-педагогические (в том числе инклюзивные) образовательные технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.3 Владеет навыками использования в учебной деятельностиэффективных психолого-педагогических (в том числе инклюзивные) образовательные технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.1 Знает основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ, нормативно-правовые документы, регулирующие процессы взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.2 Умеет планировать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность во взаимодействии с участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности
ОПК-7.3 Владеет эффективными методиками организации взаимодействия участников образовательных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1:
основы проектирования образовательных технологий, в том числе инклюзивных;
особенности применения психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных, для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования.
ОПК-7.1: основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ в негосударственных организациях дошкольного, начального общего, основного общего,среднего общего, профессионального, дополнительного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2:
адаптировать научно-методическое обеспечение основных и дополнительных образовательных программ, результатов психологической диагностики обучающихся и группы обучающихся для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями;
разрабатывать и применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ОПК-7.2:
планировать и организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
взаимодействовать с другими участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3:
методикой педагогического взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями в негосударственных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования.
ОПК-7.3:
методикой планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений для решения профессиональных задач в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Современные тенденции в развитии образовательных технологий Лекции 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Современные тенденции в развитии образовательных технологий Практические 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Современные тенденции в развитии образовательных технологий Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретическая характеристика современных образовательных технологий Лекции 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Теоретическая характеристика современных образовательных технологий Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Теоретическая характеристика современных образовательных технологий Практические 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Модульная технология обучения Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Технология учебного проектирования Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Личностно-ориентированная диагностика Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Технология уровневой дифференциации Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Технология адаптивного обучения Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Сам. работа 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Задачная технология обучения Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Методика построения опорного конспекта Сам. работа 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 1 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Фреймовое представление знаний Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10553.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходмые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 1. Педагоги, не поддерживающие идею технологизации педагогического процесса:
1. И.Г. Песталоцци
2. Я.А. Коменский
3. Л.Н. Толстой
4. К.А. Вентцель
5. А.С. Макаренко
Ответ: 3,4.
2. Важнейшие элементы педагогической технологии А.С. Макаренко:
1. тон и стиль обращения
2. указание
3. приказ
4. традиции
5. просьба
Ответ: 1,4.
3. Организатор трудовой колонии "Бодрая жизнь":
1. А.С. Макаренко
2. С.Т. Шацкий
3. Ф.А. Фрадкин
4. Л.Н. Толстой
Ответ: 2.
4. Педагог, в 1920-1925 гг. возглавлявший "Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского":
1. С.Т. Шацкий
2. В.Н. Сорока-Росинский
3. А.С. Макаренко
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 2.
5. Идея, с которой первоначально соотносилось понятие "педагогическая технология" в зарубежной педагогической литературе:
1. гуманизация
2. интенсификация
3. технизация
4. активизация
Ответ: 3.
6. Автор слов "Дари себя детям!":
1. Р. Штайнер
2. Л.Н. Толстой
3. Ш.А. Амонашвили
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 3.
7. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. воспроизводимость
Ответ: 4,5.
8. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века.
1. 40-х
2. 50-х
3. 70-х
4. 80-х
Ответ: 2.
9. Учѐный, внѐсший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий:
1. В.П. Беспалько
2. Д. Дьюи
3. П.И. Пидкасистый
4. Б.Т. Лихачѐв
Ответ: 1.
10. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. концептуальность
2. цикличность
3. эффективность
4. альтернативность
5. ситуативность
Ответ: 1, 3.
11. Уровни применения педагогических технологий:
1. общепедагогический
2. предметный
3. информационный
4. частный
5. теоретический
Ответ: 1, 2.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. Частные педагогические технологии:
1. стимулирование деятельности учащихся
2. организация начала урока
3. конструирование процесса обучения
4. конструирование процесса воспитания
5. проектирование содержания образования
Ответ: 1, 2.
14. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса:
1. авторитет
2. творчество
3. мастерство
4. техника
Ответ: 3.
15. Совокупность умений и навыков, необходимая для эффективного воздействия на учащихся:
1. техника
2. профессионализм
3. эрудиция
4. технология
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним...
Ответ: такт.
2. Назовите элементы концептуальной части педагогических технологий.
Ответ: целевые ориентации, название.
3. Назовите аспект, в котором педагогическая технология представляется научно разработанным решением определѐнной проблемы.
Ответ: научный.
4. Назовите элемент процессуальной части педагогических технологий.
Ответ: структура и алгоритм деятельности субъектов.
5. Назовите технологии, не относящиеся к горизонтальной иерархии педагогических технологий.
Ответ: микротехнологии, нанотехнологии.
6. Назовите главное требование к формулировке целей в педагогической технологии.
Ответ: диагностичность.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. Назовите наиболее характерный признак любой педагогической технологии.
Ответ: диагностично поставленная цель.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Назовите критерий для выделения обучающих и воспитывающих, общеобразовательных и профессиональноориентированных педагогических технологий.
Ответ: характер содержания и структуры.
11. Как называются технологии, в которых педагог является единоличным субъектом педагогического процесса, отличаются подавлением инициативы учащихся.
Ответ: авторитарные.
12. Назовите технологии личностно-ориентированного образования.
Ответ: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвилли.
13. Назовите технологии, выделяемые на основе ведущего фактора развития личности.
Ответ: биогенные, социогенные, психогенные.
14. Кто автор классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся?
Ответ: Беспалько В.П.
15. Как называются технологии, реализующие демократизм, равенство, партнѐрство в отношениях педагога и учащихся?
Ответ: сотрудничества.
16. Как называются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
Ответ: игровые.
17. Назовите параметр, который Г.К. Селевко не берѐт за основу классификации педагогических технологий.
Ответ: уровень воспроизведения.
18. Назовите элемент, не входящий в структуру описания и анализа педагогической технологии.
Ответ: профессиональный.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений.
1. Педагогические задачи, отражающие объективные потребности общества:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. общественные
Ответ:1.
2. Задание Единица педагогического процесса:
1. педагогическая ситуация
2. педагогическая задача
3. учащийся
4. педагог
Ответ:2.
3. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи:
1. стратегическая
2. тактическая
3. оперативная
4. коммуникативная
Ответ:3.
4. Задачи, не выделяемые по временному признаку:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. ситуативные
Ответ:4.
5. Задачи, включѐнные в классификацию по видам деятельности педагога:
1. воспитательные
2. дидактические
3. конвергентные
4. оперативные
Ответ:1, 2.
6. Этапы решения педагогической задачи:
1. постановка задачи на основе анализа ситуации
2. конструирование способа педагогического воздействия
3. процесс решения задачи
4. анализ результатов решения
Ответ:3, 4, 1,2.
7. Этап технологии решения педагогической задачи, на котором происходит осуществление целеполагания, диагностика поступка:
1. аналитический
2. процессуальный
3. прогностический
4. рефлексивный
Ответ:1.
8. Этап технологии решения педагогических задач, на котором происходит отбор средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:2.
9. Этап решения педагогических задач, на котором происходит осуществление систематического отслеживания действий, корректировка способов действий:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:3.
10. Последовательность этапов конструирования процесса решения педагогических задач:
1. осознание педагогической задачи
2. постановка диагноза
3. прогнозирование
4. проектирование
5. планирование
Ответ:2, 1, 3, 5, 4.
11. Оценка общего состояния педагогического процесса или его компонента на основе всестороннего, целостного обследования:
1. диагноз
2. анализ
3. проект
4. прогноз
Ответ:1.
12. Процесс получения опережающей информации об объекте на основе научно обоснованных положений:
1. диагноз
2. прогноз
3. целеполагание
4. анализ
Ответ:2.
13. Последовательность этапов разработки плана работы классного руководителя:
1. составление характеристики классного коллектива
2. знакомство руководителя с общешкольным планом воспитательной работы
3. формулирование конкретных задач воспитательной работы с классом на год
4. обсуждение плана с коллегами, родителями и учащимися
5. обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений
Ответ: 3, 4, 1, 5, 2.
14. Последовательность этапов планирования урока:
2. определение целей урока
3. разработка дидактического аппарата
1. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
Ответ:3, 1, 2.
15. Методы педагогического прогнозирования:
1. моделирование
2. наблюдение
3. мысленный эксперимент
4. изучение продуктов деятельности учащихся
5. анкетирование
Ответ:1, 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий начинать проектирование с построения моделей деятельности учащихся.
Ответ: центрации проектирования на ведущем элементе.
2. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий непрерывной коррекции проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.
Ответ: рефлексивности.
3. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, обусловленный закономерностью индивидуального усвоения учениками социального опыта.
Ответ: адаптации процесса к личности учащихся.
4. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий учитывать все факторы, влияющие на процесс.
Ответ: многофакторности.
5. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами педагогического проектирования -
Ответ: закономерности.
6. Виды внешней (практической) деятельности...
Ответ: манипулирование предметами, сборка и разборка.
7. Основа технологии организации развивающих видов деятельности детей...
Ответ: требование
8. Деятельность, направленная на объединение групп людей для достижения общей цели -
Ответ: организаторская.
9. Деятельность учителя, функциями которой являются: функция групповой интеграции, внешнекоммуникативная функция.
Ответ: организаторская.
10. Назвите принципы коллективных способов обучения.
Ответ: наличие сменных пар учащихся, взаимоуправление
11. Назовите типы группового обучения:
Ответ: обучение в парах, маленькая команда
12. Назовите уровень применения педагогики сотрудничества.
Ответ: общепедагогический.
13. Назовите принципы педагогической поддержки ребѐнка, сформулированные Ш.А. Амонашвили.
Ответ: любить ребѐнка, очеловечить среду, в которой живѐт ребѐнок
14. Технология, целевой ориентацией которой является "облагораживание души и сердца ребѐнка":
Ответ: гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
15. Назовите учѐного, назвавшего отметки "костылями хромой педагогики".
Ответ: Ш.А. Амонашвили.
16. Функция игры, характеризующаяся внесением позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребѐнка -
Ответ: коррекционная.
17. Назовите вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением.
Ответ: игра.
18. Назовите последовательность этапов игры:
Ответ: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
19. Функция игровых технологий, связанная с преодолением трудностей ребѐнка в поведении, общении, учении -
Ответ: терапевтическая.
20. Параметр для классификации педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые и т.д.-
Ответ: игровая методика.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс в MOODLE "Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности педагога" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.