МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильРегиональные аспекты международного сотрудничества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_РАМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Усольцев Сергей Анатольевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления об эволюции теории международных отношений и специфике международных исследований.
Выявление этапов развития международных исследований;
Определение основных методологических подходов и методов исследований;
Обозначение тенденций развития исследований международных отношений и мировой политики;
Характеристика новейших направлений методологических поисков;
Определение особенностей национальных школ ТМО (американской, английской, французской и российской).
Освоение содержания основных понятий курса («международные отношения», «мировая политика», «международный конфликт», «международная интеграция», «модернизм», «постмодернизм», «неолиберализм», «постреализм» и т.д.);
Формирование представления о направлениях методологических поисков в процессе развития ТМО, а также об особенностях национальных школ ТМО.
На основе освоения и критичекого анализа теоретического материала студент должен самостоятельно, аргументировано и со ссылками на релевантные зарубежные и отечественные источники, сформулировать основные тезисы теоретико-методологического раздела магистерской диссертации и обосновать выбор методов научного анализа и специальных методик прикладного анализа международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- уровень развития. содержание и состояние современной теории международных отношений и ключевых проблем, обсуждаемых представителями различных парадигм
- методолгию творческого использования теоретических постулатов и концептов современных школ теории международных отношений примнительно к международно-политическим и гуманитарным (правозащитным)проблемам мировой политики
- понятийный апппарат, основные профессиональные термины, понятия и категории из сферы международных отношений на русском и иностранных языках
- основные общенаучные методы и методику прикладного анализа современных международных процессов. мировой практики защиты прав человека и других направлений мировой политики
3.2.Уметь:
3.2.1.- профессионально анализировать релевантную информацию, представленную в современной отечественной и зарубежной специальной литературе по проблемам международных отношений и внешней политики государств, различных видов оригинальных источников на русском и иностранных языках
- самостоятедьно осваиваивать современные методики обработки и презентации информации, включая новейшие компьютерные технологии моделирования международных процессов, обработки и анализа международной информации на уровне продвинутого пользователя
-
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки владения методами научного поиска специальной теоретической и методолоической информации из концептуальных разработок и экспертных оценок отечественных и зарубежных авторов-специалистов в области международных отношений
- навыки саморазвития в профессиональной области, постановки творчеких оригинальных задач в сфере информационной и экспертно-аналитической, научно-исследовательской деятельности выпускника магистратуры по направлению Международные отношения
- на основе теоретического осмысления практики международных отношений обладать готовностью к действию в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа
1.1. Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теория международных отношений в позитивистской научной парадигме
2.1. Реализм и неореализм Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Либерализм и неолиберализм Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Глобализация и мировая политика в современных отечественных и зарубежных концепциях ТМО Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.4. Системный анализ в международных исследованиях Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
2.5. Нормативно-теоретические принципы прикладного анализа МО Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях
3.1. Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Идентичность как категория анализа международных отношений Практические 1 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 1 45 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=444

Оценка сформированности компетенции УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действия.
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите два верных определения международной системы
а. это совокупность политических акторов, взаимодействие которых является достаточно регулярным для того, чтобы поведение каждого было необходимым фактором в расчетах всех других
б. это совокупность политических единиц, которые поддерживают между собой регулярные отношения и которые по причине присущего таким отношениям «плюрализма суверенитетов» могут быть втянуты в общую войну
в. это единый сложный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии
Ответ: аб

2. Какое из утверждений является неверным?
а. важнейшим из понятий системного подхода является структура
б. системы бывают открытого и закрытого типа
в. система не обладает способностью к саморегуляции
Ответ: в

3. Выберите три утверждения, отражающие взгляды идеологов Просвещения на международные отношения.
а. все народы имеют право на самоопределение
б. необходимо избегать союза с более сильным государством
в. недопустимо навязывать другим народам свои законы и обычаи
г. вечный мир пока невозможен из-за пороков правителей и их советников
Ответ: авг

4. Какая из характеристик либеральной школы теории международных отношений является неверной?
а. важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества
б. современный мир является капиталистической мир-экономикой, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии
в. по мере возникновения все большей взаимозависимости, государства менее склонны воевать друг с другом
Ответ: б

5. Выберите три характеристики постпозитивистской парадигмы в ТМО.
А. рациональное осмысление международных процессов
Б. интерес к субъекту исследования
В. отрицание доминирования одного научного метода
Г. сомнение в ценности эмпирических исследований
Ответ: БВГ

6. Кто автор термина «международные отношения»?
А. Г. Гроций
Б. Г. Моргентау
В. И. Бентам
Г. И. Кант
Ответ: В

7. Какая система международных отношений основана на принципе формального равенства суверенитетов?
А. Венская система
Б. Биполярная система
В. Вестфальская система
Г. Многополярная система
Отет: В

8. Современная теория международных отношений была сформулирована в период
А. После Первой мировой войны
Б. После Семилетней войны
В. После Второй мировой войны
Г. В период Наполеоновских войн
Ответ: А

9. Участниками первых «Великих дебатов» по теории международных отношений были
А. Либералы и консерваторы
Б. Реалисты и либералы-интернационалисты
В. И. Кант и И. Вллернстайн
Г. Г. Моргентау и З. Бжезинский
Ответ: Б

10. Верно ли утверждение, что международные отношения и мировая политика – полностью совпадающие явления?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

11. Какой из перечисленных процессов изменил состав акторов международных отношений на современном этапе?
А. Распад биполярной системы
Б. Окончание «холодной войны»
В. Глобализация
Г. Виртуализация политики
Ответ: В

12. Верно ли утверждение, что на современном этапе на смену «геополитики площадей» пришла «геополитика потоков»?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

13. Какие из перечисленных ресурсов не относятся к инструментам «жесткой силы»?
А. Военно-стратегические
Б. Политико-идеологические
В. Электронные
Г. Экономические
Ответ: Б

14. Верно ли утверждение, что государства используют неправительственные организации в своих целях?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

15. Какое пространство включено в сферу международных отношений на рубеже ХХ - XXI в.?
А. Космическое
Б. Информационное
В. Сухопутное
Г. Морское
Д. Воздушное
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сформулируйте разницу между объектами исследования естественных и гуманитарных наук.
Ответ: Объектом исследования естественных наук является природа, гуманитарных наук – общество.
2. К какому разделу гуманитарных дисциплин относится теория международных отношений?
Ответ: Теория международных отношений является самостоятельным разделом политической теории.
3. Сформулируйте определение понятия «система» в рамках универсальной теории систем.
Ответ: Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
4. Дайте определение системному подходу в универсальной формулировке.
Ответ: Системный подход – метод исследования структуры системы, который рассматривает ее как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом.
5. Что такое структуры системы?
Ответ: Структура системы - устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения.
6. Сформулируйте определение системы международных отношений.
Ответ: Система международных отношений – совокупность международных акторов - государств и международных организаций, которые постоянно взаимодействуют между собой и внешней средой и образуют устойчивую целостность.
7. Что такое параметры системы?
Ответ: Параметры – это величина, с помощью которой описываются свойства системы.
8. Какой характер носит международная система в связи с отсутствием в ней единого центра верховной власти (регулирования)?
Ответ: Анархичный
9. Сформулируйте основную идею концепции международной системы.
Ответ: Основная идея концепции международной системы - это идея об основополагающей роли структуры в познании ее законов.
10. Почему международные отношения носят преимущественно политический характер?
Ответ: Политический характер международных отношений связан с тем, что их основными акторами являются государства.
11. Почему международные системы являются социальными?
Ответ: Международные системы являются социальными, потому что их основными элементами (участниками) являются социальные объединения, общности, индивидумы.
12. Сформулируйте связь между целью системного анализа международных отношений и их конфликтным характером.
Ответ: Целью системного анализа международных отношений является прогнозирование, чтобы уменьшить конфликтность в международной системе.
13. В чем заключатся особенности международных систем по сравнению с другими социальными системами?
Ответ: Международные системы – это социальные системы особого типа, которые отличаются слабой степенью интеграции элементов в единую целостность, высокой степенью автономности элементов.
14. Как масштабы международной системы и число участников обуславливают универсальный характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Действие универсальных международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом. Закономерности МО охватывают всех участников МО и все сферы общественных отношений.
15. Как историческая протяженность международных отношений обуславливает универсальных характер закономерностей международных отношений?
Ответ: Закономерности МО наблюдаются в исторической перспективе, в наблюдаемый период и в будущем.
16. Определите природу международных отношений в рамках реалисткой школы теории международных отношений.
Ответ: Реалисты рассматривают международные отношения как силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимущества имеют наиболее могущественные державы.
17. Сформулируйте основу международных действий (внешней политики)государства.
Ответ: Основой внешнеполитических действий государства являются национальные интересы.
18. Сформулируйте основной принцип Вестфальской политической модели.
Ответ: Основным принципом Вестфаля является формальное равенство суверенитетов государств.
19. Какого актора международных отношений характеризуют следующие атрибуты: наличие территории, наличие населения, проживающего на данной территории, легитимное управление населением, официальное признание другими акторами?
Ответ: Суверенное государство-нация.
20. Перечислите основные группы источников для исследования международных отношений и внешней политики.
Ответ: Официальные документы и материалы (1), данные периодической печати(2), мемуары и дневники (3), современные электронные ресурсы (4).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в виде зачета может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Доступ к итоговому тесту открывается после просмотра всех лекций и выполнения всех практических заданий. Зачет получают те студенты, которые набрали при выполнении итогового теста 20 и более баллов. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.

Вопросы к экзамену
1. Формирование ТМО как самостоятельной науки.
2. Характеристика основных подходов: реалистского, либерального и марксистского.
3. Особенности развития ТМО после Второй мировой войны.
4. Характер и содержание «больших споров» в международно-политической науке.
5. Особенности английской, французской, немецкой и американской национальных школ исследований международных отношений.
6. Доминирование социологического подхода в Европе.
7. Развитие ТМО в США. Конструктивизм.
8. Формирование реалистской и либеральной парадигм и их особенности в международно-политических исследованиях российских авторов. Содержание понятия «мировая политика».
9. Традиционалистские методы исследований.
10. Модернизм в ТМО.
11. Формирование системного подхода.
12. Характеристика основных модернистских (научных) методов и методик: Теории игр, теории рационального выбора, контент-анализа, ивент-анализа. Возможности компьютерного моделирования в исследовании международных отношений..
13. Постмодернизм в ТМО.
14. Проблема выбора метода.
15. Теория демократического мира.
16. Теория мягкой и жёсткой силы.
17. Теория интеграции.
18. Европейская интеграция и проблема мультикультурализма.
19. Теория международного (мирового) порядка.
20. Проблема лидерства и гегемонии в современном мире.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов. Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.
«Не зачтено»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баженов А.М. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ Russiancouncil.ru
Э2 Российская ассоцмация международних исследований www.risa.ru
Э3 Журнал "Международнии процессы" www.intertrends.ru
Э4 Журнал "Полис". "Политические исследования" www.politstudies.ru
Э5 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международних отношений имени Е.М Примакова РАН www.imemo.ru
Э6 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э7 Журнал Foreign Affairsi www.foreignaffairs.com
Э8 Учебная дисциплина "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Anylogic Personal Learning Edition
3D Canvas
Blender
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в области теории международных отношений. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического ) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.
Освоение дисциплины "Теория и методология исследований международных отношений" в рамках программы магистерской подготовки предполагает наличие базовых знаний политической телрии и теории международных отношений. опираясь на сформированные ранее представления о "классических" школах ТМО (реализм-неореализм, либерализм-неолиберализм), студенты должны продолжить освоение материала из оригинальных источников (работ современных отечественных и зарубежных исследователей-международников). Кроме общенаучных и теоретических целей курс предполагает самостоятельный выбор метологических предпочтений и формирование теоретической отновы (раздела Введения)магистерской диссертации и обсуждение его проекта в результате освоения дисциплины.