МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, Усанова Алла Леонидовна

Рецензент(ы):
канд. иск., Зав. каф., Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития дизайна, включая современность, и теоретических основаниях этого процесса.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка формального анализа объектов дизайна различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Сам. работа 3 5 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 3 8 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 3 4 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 3 4 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Сам. работа 3 6 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 3 6 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.11. Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Лекции 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Сам. работа 3 4 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Первые теории дизайна. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса. Создание и практика Веркбунда. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Лекции 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Теоретические концепции советского дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Основные направления развития европейского и американского дизайна Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Дизайн США во второй половине ХХ века Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Феномен японского дизайна Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический, цифровой дизайн Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности Сам. работа 3 4 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1910

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой из этих элементов дизайна отвечает за создание визуального баланса?
a) Линии
b) Текст
c) Пропорции
d) Фактура
Ответ: с) Пропорции

2. Какой из следующих дизайн-принципов описывает принцип организации информации от важного к менее важному?
a) Исключение
b) Иерархия
c) Контраст
d) Ритм
Ответ:b) Иерархия.

3. Какие из следующих программ обычно используются для создания графического дизайна?
a) Microsoft Word
b) Adobe Photoshop
c) Google Chrome
d) Microsoft Excel
Ответ: b) Adobe Photoshop

4. Что такое "брендинг" в дизайне?
a) Процесс создания уникальных шрифтов для компании
b) Определение цветовой палитры для веб-сайта
c) Разработка и поддержание уникального образа и идентичности компании
d) Создание анимаций для рекламы
Ответ: c) Разработка и поддержание уникального образа и идентичности компании

5. Какой из следующих элементов дизайна отвечает за передачу информации и сообщений через изображения и символы?
a) Фактура
b) Типографика
c) Графический элемент
d) Контраст
Ответ: c) Графический элемент

6. Что такое "векторная графика"?
a) Графика, создаваемая с использованием пикселей
b) Графика, создаваемая с помощью математических объектов
c) Графика, создаваемая с помощью растровых изображений
d) Графика, создаваемая с помощью кистей и мазков
Ответ: b) Графика, создаваемая с помощью математических объектов

7. Какие из следующих элементов обычно учитываются при разработке логотипа?
a) Цвета и шрифты
b) Музыка и звуки
c) Объемы и размеры.
d) Текстуры и градиенты
Ответ: a) Цвета и шрифты

8. Что такое "пиктограмма"?
a) Изображение, представляющее абстрактные идеи
b) Описание изображения с помощью слов
c) Совокупность точек и линий, создающих изображение
d) Тип лица в портретной фотографии
Ответ: a) Изображение, представляющее абстрактные идеи

9. Что такое "контраст" в дизайне?
a) Соответствие цветов
b) Схожесть элементов
c) Отличие элементов друг от друга
d) Спецификация шрифтов
Ответ: c) Отличие элементов друг от друга

10. Что такое "выравнивание" в дизайне?
a) Процесс создания текстур
b) Размещение элементов на холсте так, чтобы они выглядели равномерно и упорядоченно
c) Спецификация цветов
d) Создание визуального движения на холсте
Ответ: b) Размещение элементов на холсте так, чтобы они выглядели равномерно и упорядоченно

11. Какой дизайн-принцип подразумевает создание движения и направления на холсте?
a) Баланс
b) Ритм
c) Гармония
d) Градиент
Ответ: b) Ритм

12. Какое событие в истории дизайна спровоцировало движение "экологичного дизайна" и интерес к устойчивым материалам и процессам?
a) Опубликование первой энциклопедии дизайна
b) Кризис окружающей среды и рост экологической осведомленности
c) Завершение строительства Эйфелевой башни
d) Открытие первого музея дизайна
Ответ: b) Кризис окружающей среды и рост экологической осведомленности

13. Какой стиль дизайна характеризуется использованием индустриальных материалов, чистых геометрических форм и отсутствием лишних декораций?
a) Рококо
b) Барокко
c) Минимализм
d) Готика
Ответ: c) Минимализм

14. Какой из следующих элементов дизайна обычно используется для обозначения действия или интерактивности в интерфейсе?
a) Заголовок
b) Иконка
c) Текстовое поле
d) Логотип.
Ответ: b) Иконка

15. Какое из следующих понятий обычно описывает внешний вид и взаимодействие элементов интерфейса?
a) Типография
b) Верстка
c) Визуальный дизайн
d) Программирование
Ответ: c) Визуальный дизайн


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Расположение элементов на холсте или экране для создания визуальной структуры и баланса, — это:
Ответ: композиция.

2. Что такое "Теория цвета" в дизайне?
Ответ: Теория цвета - это изучение взаимосвязей между цветами и способов их смешивания и сочетания.

3. Искусство и наука о создании и оформлении текста, включая выбор шрифтов и стилей, — это:
Ответ: Типографика.

4. Что такое брендинг в дизайне?
Ответ: Ответ: Брендинг - это процесс создания уникального образа и идентичности компании или продукта с помощью дизайна.

5. Какие основные цвета в модели RGB?
Ответ: Основные цвета в модели RGB - красный (red), зеленый (green) и синий (blue).

6. Что такое иерархия с точки зрения теории дизайна?
Ответ: Иерархия - это дизайн-принцип, который помогает организовать элементы так, чтобы пользователи могли легко определить, что является наиболее важным.

7. Что означает "контраст" в дизайне?
Ответ: Контраст - это создание разницы между элементами, чтобы привлечь внимание и сделать дизайн более читаемым и интересным.

8. Формат изображения, создаваемый с использованием математических объектов, таких как линии и кривые, что позволяет масштабировать изображение без потери качества, — это:
Ответ: Векторная графика.

9. Что такое "пиктограмма"?
Ответ: Пиктограмма - это изображение, представляющее абстрактные идеи

10. Какой цвет создается путем смешивания всех цветов в модели CMYK (циан, маджента, желтый, черный)?
Ответ: Ответ: Черный цвет создается путем смешивания всех цветов в модели CMYK.

11. Элемент дизайна, который определяет расположение текста и изображений на странице или в макете, — это:
Ответ: Верстка.

12. Что означает "аудитория" в контексте дизайна?
Ответ: Аудитория - это целевая группа или пользователи, для которых создается дизайн, и потребности и интересы которых нужно учесть при разработке.

13. Какое значение имеет выбор шрифта в дизайне?
Ответ: Выбор шрифта влияет на читаемость текста, а также на общее визуальное впечатление дизайна.

14. Приведите пример приложения для редактирования растровой графики.
Ответ может включать Photoshop, GIMP и другие редакторы растровой графики.

15. Приведите пример приложения для редактирования векторной графики.
Ответ может включать CorelDRAW, Inkscape, Illustrator, Figma и другие редакторы векторной графики.

16. Какое движение в искусстве, дизайне и архитектуре возникло в начале 20 века и подчеркивало геометрические формы и строгие линии?
Ответ: конструктивизм.

17. Что такое "минимализм" в дизайне?
Ответ: Минимализм - это стиль дизайна, характеризующийся простотой, чистотой и минимальным использованием элементов.

18. Что представляют собой "градиенты" в дизайне?
Ответ: Градиенты - это плавные переходы от одного цвета к другому и часто используются для создания объемности и глубины в дизайне.

19. Какой стиль дизайна сосредотачивается на использовании натуральных материалов и природных текстур?
Ответ: Эко-дизайн ИЛИ экологический дизайн ИЛИ органический дизайн.

20. Что такое "дизайн с использованием сеток" и как это улучшает пользовательский опыт?
Ответ: Дизайн с использованием сеток - это организация элементов с помощью сеточной структуры, что облегчает выравнивание и понимание содержимого для пользователей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнова, Л.Э. История и теория дизайна: учебное пособие СФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко: учеб. пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э2 Behance :: Best of Behance www.behance.net
Э3 Dribbble - Discover the World's Top Designers & Creative Professionals dribbble.com
Э4 Электронный курс на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1910 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическую работу с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- знакомство с крупными информационными онлайн-ресурсами по истории и теории дизайна, а также онлайн-платформами для публикации дизайн-проектов;
- выполнение самостоятельных работ.
Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы. Изучение должно быть систематическим; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.