МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиапланирование в рекламной и PR-деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.социол.н, доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Медиапланирование в рекламной и PR-деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является освоение принципов и алгоритмов медиапланирования как одной из составляющих процесса планирования медиакампаний, рассмотрение отдельных средств массовых коммуникаций, специфики их функций и воздействия на аудиторию, их характеристики в качестве средств рекламы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.маркетинговые технологии и технологии брендменеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования
продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы
сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства
продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых
стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и показатели медиапланирования
1.1. Основные понятия медиапланирования Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Основные понятия медиапланирования Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные понятия медиапланирования Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Этапы медиапланирования Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Этапы медиапланирования Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Этапы медиапланирования Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Расчет основных показателей медиаплана Лекции 3 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Расчет основных показателей медиаплана Практические 3 4 ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Расчет основных показателей медиаплана Сам. работа 3 10 ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Основные методы создания оптимального медиаплана Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Основные методы создания оптимального медиаплана Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Основные методы создания оптимального медиаплана Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Стратегия и тактика медиапланирования Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Стратегия и тактика медиапланирования Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Стратегия и тактика медиапланирования Сам. работа 3 16 ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Особенности выбора конкретных носителей продвижения Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Особенности выбора конкретных носителей продвижения Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Особенности выбора конкретных носителей продвижения Сам. работа 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5019
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отношение доли представителей целевой группы в аудитории СМИ к доле представителей целевой группы в генеральной совокупности населения в целом – это…
а. «область доминирующего влияния»
б. индекс соответствия целевой аудитории.
в. средняя аудитория одного номера газеты или журнала.
г. аудитория средства массовой информации.
Ответ: б
Вопрос 2. Способность носителя доводить информацию до целевой группы потребителей при минимальном охвате нецелевой аудитории – это
а. аудитория СМИ
б. избирательность аудитории рекламоносителя.
в. средняя аудитория
г. . «область доминирующего влияния»
Ответ: б
Вопрос 3. Для расчета этого индекса необходимы данные по объемам продаж бренда и населения в конкретном регионе. Что это за индекс?
а. доля рынка
б. доля целевой аудитории
в. индекс бренда
г. индекс лояльности
Ответ: в
Вопрос 4. Падение количества откликов на рекламу после нескольких показов объявления одному посетителю – это..
а. банерная слепота
б. «сгорание баннера»
в. покупатель уже купил товар
Ответ: б
Вопрос 5. Что измеряется как численно, в тысячах человек, так и в процентном соотношении с общей численностью целевой аудитории?
а. охват
б. покрытие
в. целевая аудитории канала
г. рейтинг СМИ
Ответ: а,б.
Вопрос 6. Суммарный рейтинг вычисляется:
а. в тысячах человек, так и в процентном соотношении с общей численностью целевой аудитории.
б. цена (стоимость) за тысячу контактов с аудиторией.
в. суммированием рейтингов трансляций (экспонирований), полученных во время размещения рекламы в течение всей рекламной кампании.
Ответ: в
Вопрос 7. Что не включает показатель HUT?
а. количество людей, использующих ТВ дома
б. количество людей, использующих ТВ дома в определенный момент времени
в. количество людей, использующих ТВ вне дома в определенный момент времени
г. количество людей, использующих ТВ вне дома
Ответ: в
Вопрос 8. Как рассчитывается насыщенность СМИ рекламой?
а. среднее количество рекламных объявлений, которое видит аудитория в течение определенного времени.
б. общее количество рекламных объявлений, которое видит аудитория в течение определенного времени.
в. охват аудитории в течение определенного времени.
г. покрытие аудитории в течение определенного времени
Ответ: а
Вопрос 9. Интервал, в течение которого реклама забывается – это..
а. media clutter
б. memory lag
в. lead time
г. net-coverage
Ответ: б
Вопрос 10. Распределение активных периодов рекламной кампании на протяжении всего планируемого периода – это..
а. охват
б. характер охвата
в. эффективный уровень охвата
г. покрытие целевой аудитории
Ответ: б
Вопрос 11. Цель медиапланирования:
а. создать благоприятный имидж компании
б. добиться максимального эффекта от затрат на коммуникационную компанию
в. проинформировать как можно больше людей
Ответ: б
Вопрос 12. Медиапланер:
а. оценивает эффективность СМИ
б. определяет маркетинговую политику
в. создает информационное сообщение
Ответ: а
Вопрос 13. Медиапланирование начинается:
а. с определения ЦА
б. с выбора медиасредств
в. с формирования схемы размещения
Ответ: а
Вопрос 14. Коммуникативной является следующая цель:
а. рост продаж
б. увеличение знания о событии
в. увеличение потребления продукта
Ответ: а
Вопрос 15. К основным характеристикам аудитории относятся
а. демографические
б. эстетические
в. физиогномические
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Перечислите возможные задачи медиааналитики.
Ответ: Оценка степени заинтересованности СМИ и социальных медиа в деятельности компании, качества сложившегося вокруг компании или бренда информационного поля, сравнительный анализ качества медиаполя целевой компании с конкурентами, оценка медийной активности представителей компании, оценка эффективности разовых PR-мероприятий, оценка эффективности PR-деятельности в СМИ и соцмедиа на регулярной основе (по ключевым показателям эффективности). Это касается как эффективности пресс-службы в целом, так и ее различных подразделений или отдельных сотрудников, оценка репутации и имиджа компании или бренда по данным СМИ и социальных медиа.
Вопрос 2. Назовите системы автоматизированного медиаанализа.
Ответ: Медиалогия, BrandAnalitics, Scan Интерфакс, крибрум, ПрессИндекс, IQBuzz, Интегрум, DataLocator? Angry-analutics.
Вопрос 3. Что означают PR-последствия?
Ответ: Это изменение в осведомленности, знаниях, отношениях, поведении и мнениях, являющееся результатом реализации долгосрочного плана PR-действий или PR-кампании; – результат, последствие или влияние набора или целой программы PR-действий или продуктов; может быть краткосрочным и долгосрочным; зависимая переменная в исследовании.
Вопрос 4. Как работает механизм определения тональности в системах медиаанализа?
Ответ: тональность высказывания определяется тремя компонентами: субъектом тональности (кто высказал оценку), объектом тональности (о ком или о чём высказана оценка) и собственно тональной оценкой (как оценили). Существует два основных метода решения этой задачи автоматического определения тональности:
• Статистический метод. Для него нужны заранее размеченные по тональности коллекции (корпуса) текстов, на которых происходит обучение модели, с помощью которой и происходит определение тональности текста или фразы.
• Метод, основанный на словарях и правилах. Для этого заранее составляются словари позитивных и негативных слов и выражений. Этот метод может использовать как списки шаблонов, так и правила соединения тональной лексики внутри предложения, основанные на грамматическом и синтаксическом разборе.
Вопрос 5. Что предусматривает концепция больших данных, предложенная Клиффордом Линчем?
Ответ: Данная концепция предполагает одновременное использование данных не только большого объема, но также разного формата, происходящих из многих источников, которые могут находиться на удалении друг от друга.
Вопрос 6. Опишите, что базовые составляющие новые медиа, отличия от традиционных и приведите три примера.
Ответ: Новые СМИ имеют три базовые составляющие: цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Ряд исследователей не признает за данными ресурсами право называться СМИ. Свой отказ признавать социальные медиа средствами массовой информации в традиционном смысле он аргументирует тем, что все традиционные СМИ имеют своей целью донесение до общественности социально важной информации. «Новые медиа», в свою очередь, являются лишь платформой для коммуникации между людьми. Из этого следует, что традиционные СМИ на первое место ставят информацию, то есть содержание, а в рамках социальных медиа главенствует общение, в то время как содержание сообщений отходит на второй план.
Вопрос 7. Опишите элементы информационного пространства.
Ответ: Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, методов и средств доступа к ним, методов, технологий и средств преобразования, обработки и представления информации в виде, наиболее соответствующем потребностям пользователей.
Вопрос 8. Расшифруйте смысл концепции SMART b формулируйте цель PR-на tt основе концепции.
Ответ: SMART — это метод постановки целей. Он позволяет сформулировать реалистичную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для ее достижения. Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
• S — Specific — конкретной;
• M — Measurable — измеримой;
• A — Achievable — достижимой;
• R — Relevant — значимой;
• T —Time bound — ограниченной во времени.
Пример цели – увеличит на 10% количество UGС-контента положительной направленности.
Вопрос 9. Что занчит key point PR-кампании?
Ответ: Ключевая точка (Key Point) - фиксируемый измеримый результат проводимой кампании.
Вопрос 10. Коммуникационный аудит – это ситуационный анализ, предполагающий полное и системное изучение эффективности PR-отношений организации с основными внешними и внутренними аудиториями. Какие способы и методы используются для его проведения?
Ответ: Определение характера этих аудиторий, выявление коммуникационных программ и их коммуникационных продуктов, применимых к каждой аудитории, определение эффективности этих программ и их продуктов и выявление недочетов в общей коммуникационной программе. Использует общепринятые методы и техники медиаисследвоаний: анализ вторичной информации, мониторинг, контент-анализ.
Вопрос 11. Опишите, как понимаете суть контент-анализа.
Ответ: Это исследовательская методика (и инструмент оценки), которая позволяет планомерно отслеживать сообщения (письменные, устные, транслируемые) и переводить их в количественную форму посредством систематизации сообщений по категориям с помощью чётких единиц анализа; – процесс разделения содержания сообщений на определенные компоненты или категории для того, чтобы сформировать суждение, которое можно оценить.
Вопрос 12. В чем суть коэффициента приближения к идеалу в PR?
Ответ: Это комплексная модель оценки соответствия выходов PR-кампаний определенным целям и поставленным задачам. Характеризуется гибкой системой коэффициентов, определяемых на основе измерения значимых для конкретного исследования параметров, а также масштабируемостью результатов на различные аспекты PR-активности. Показатель PRt может быть рассчитан как для одной публикации, так и для массива сообщений.
Вопрос 13. В чем заключается смысл методики краудсорсинга? Какие преимущества использования для компании и для аудитории?
Ответ: Ресурсосберегающая методика работы компании, предусматривающая привлечение широкой аудитории для решения креативных, исследовательских и иных задач. Концепция предполагает, что желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией проистекает исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве. Другим мотивирующим фактором может быть потенциальная возможность трудоустройства для авторов наиболее успешных решений.
Вопрос 14. Расшифруйте термин «медиа» в узком и широком смысле.
Ответ: Это средства распространения информации. Как правило, употребляется в узком значении, идентичном термину «масс-медиа» или «СМИ». В широком понимании медиа, помимо СМИ, включают все инструменты и каналы, используемые обществом для коммуникации: социальные медиа, книги, аудио, видео и др.
Вопрос 15. Что значит медиаохват? Приведите примеры для разных каналов коммуникации.
Ответ: Это рассчитываемый показатель, эквивалентный максимально возможному количеству потенциальных контактов для одного или совокупности сообщений/публикаций с аудиторией. Применительно к традиционным СМИ рассчитывается по тиражу изданий, причем в случае выхода двух статей в одном и том же номере наиболее распространенным вариантом расчета является - не удваивать MO. Для электронных СМИ, как правило, учитывается среднее число посетителей сайта за неделю. Данные о количестве посещений сайта приводятся в рейтингах Mail.ru, Rambler, LiveInternet и т.д. В случае отсутствия данных о количестве уникальных посетителей за неделю, оценочный расчет показателя производится на основе количества уникальных посещений за день. В редких случаях данные по посещаемости приводятся в исследованиях профильных компаний. MO для эфирных СМИ рассчитывается исходя из средней аудитории теле- и радиотрансляции, что соответствует охвату телеканала/радиоволны. Данные об охвате аудитории приводятся в исследованиях профильных компаний. В случае с анализом медиаохвата в блогосфере считается суммарное число подписчиков каждого блогера, которые разместили у себя информацию об изучаемом событии.
Вопрос 16. Чему равен показатель медиаприсутсвия?
Ответ: Это индикатор информационного присутствия в СМИ. Абсолютный показатель, эквивалентный количеству сообщений с упоминанием объекта в общем массиве публикаций, принятом за базу.
Вопрос 17. Что такое медиашлейф и как его оценить?
Ответ: Это совокупность публикаций, затрагивающих определенную тему, вышедших после первого материала, посвященного этой теме. Оценивается в количестве и во времени.
Вопрос 18. Что такой нормативный прогноз?
Ответ: Это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения заданного состояния медиаполя, процессов, субъектов. Задачи нормативного прогнозирования – выявить факторы, на которые субъект информационного поля может оказывать влияние с целью реализации наиболее благоприятных альтернатив или избежать наименее благоприятных исходов.
Вопрос 19. Что такое общественность и есть ли у нее отличия от целевой аудитории?
Ответ: Это группа людей, которые способны оказать влияние на организацию или испытывают на себе последствия организационных решений; группа людей, из которых для PR-кампании или программы выбирается объект с целью формирования мнений в отношении компании, продукта, определенного вопроса или лица.
Вопрос 20. Что можно определить с помощью показателя осведомленности?
Ответ: с помощью которого можно определить количество людей, которые слышали о бренде, клиенте, явлении и т.д. Осведомленность может быть спонтанной, когда индивид порождает знания без посторонней помощи (top-ofmind) или не спонтанной. см. «знание с подсказкой», спонтанная известность.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Лучшим потенциалом охвата обладает:
а. телевидение
б. газеты
в. радио
г. интернет
Ответ: а
Вопрос 2. Самое дорогое медиасредство – это:
а. телевидение
б. газеты
в. журналы
г. интернет
Ответ: а
Вопрос 3. Прайм-тайм – это:
а. вечернее время
б. время, когда потребителями информации являются самые платежеспособные люди.
в. время, когда потребителями информации являются представители ЦА.
г.время, когда у медиасредства наибольшая аудитория.
Ответ: г
Вопрос 4. Лучшей таргетированностью обладают
а. радио
б. журналы
в. телевидение
г. интернет
Ответ: г
Вопрос 5. К условиям репрезентативности выборки не относится:
а. соответствие структуре генеральной совокупности
б. размер не менее 700 человек
в. случайность отбора респондентов
Ответ: б
Вопрос 6. Размер стандартной уличной конструкции наружной рекламы составляет
а. 3х6 м
б. 2х4 м
в. 3х4
г. 2х3
Ответ: а
Вопрос 7. Наибольшая аудитория у телевидения:
а. в июне
б. в январе
в. в декабре
г. в мае
Ответ: б
Вопрос 8. Выборка исследования – это
а. все население, которое изучается
б. группа, отражающая свойства генеральной совокупности
в. принцип соответствия в медиаисследованиях
г. группа, отражающая свойства генеральной совокупности, среди которой проводится исследование
Ответ: г
Вопрос 9. Аппаратные методы изучения применяются при исследованиях:
а. газет
б. журналов
в. телевидения
г. телевидения и радио
Ответ: г
Вопрос 10. Пиплметр – это:
а. человек, занимеющийся медиаисследованиями
б. прибор для сбора данных о теелсмотрении
в. исследовательский дневник для изучения телевидения
Ответ: б
Вопрос 11. Прайм-тайм на радио – это:
а. 7.30-9.30, 17.00-19.00
б. 7.30-9.30, 10.00-12.00, 17.00-19.00
в. 17.00-19.00
Ответ: а
Вопрос 12. В «зимний» телевизионный сезон соотношение размера аудиторий:
а. в выходные больше
б. в будни больше
в. в будни и выходные не отличается
Ответ: а
Вопрос 13. Рейтинг по целевой аудитории – это:
а. размер аудитории медианосителя
б. отношение числа смотревших программу представителей целевой аудитории к размеру всей целевой аудитории
в. отношение числа ответивших положительно на вопрос о потреблении медианосителя к числе ответивших отрицательно
Ответ: б
Вопрос 14. Скорее всего будет использован медианоситель в случае:
а. если индекс соответствия больше 100
б. если индекс соответствия меньше 100
в. если индекс соответствия равен 100
Ответ: а
Вопрос 15. Размер аудитории на радио обычно определяется:
а. поминутно
б. по 15-миинутным интервалам
в. посуточно
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В чем суть оценочного исследования?
Ответ: форма исследования, при помощи которой относительная результативность PR-кампании или программы определяется посредством измерения ее последствий, в том числе когнитивных изменений (уровней узнаваемости, знания и/или понимания), аффективных изменений (отношения, мнений) и/или коннотативных изменений (моделей поведения) целевой аудитории или общественной группы. При измерении производится сравнение с заранее определенным набором целей, которые изначально задают желаемый уровень или степень предполагаемых изменений.
Вопрос 2. В чем особенность панельных исследований, и какие компании в России их проводят?
Ответ: Это наблюдение за одними и теми же лицами и объектами с неоднократным измерением результатов; – тип исследования, в котором группа лиц специально подбирается исследовательской компанией исходя из присущих им демографических характеристик с целью проведения по заказу клиентов неоднократных опросов, связанных с широким набором тем, за определенный период времени.
Вопрос 3. Опишите термин «поведенсческая цель» и приведите пример для PR-компании.
Ответ: Это цель, которая определяет ожидаемый конечный результат PR-кампании или программы с точки зрения особенностей поведения. Показатель, поддающийся измерению, поскольку представляет собой желаемое поведение целевой аудитории (например, PR-последствия)
Вопрос 4. Что значит позиционирование в PR?
Ответ: Это показатель, объединяющий ряд характеристик публикации, которые оказывают определенное влияние на имидж бренда или компании: отбор фактов, вариант подачи информации, стилистика текста. Оценивается по шкале «враждебное – фактологическое благоприятное». «Благоприятность» и «враждебность» определяются субъективно в зависимости от того, вызывает контекст, в котором упоминается объект, позитивные либо негативные эмоции в отношении объекта.
Вопрос 5. В чем особенность поискового исследования?
Ответ: Это форма исследования, нацеленная на установление базовых отношений, мнений и моделей поведения конкретной исследуемой совокупности или выборки либо фактов о ней. Обычно носит индуктивный характер и предполагает проведение многочисленных измерений совокупности, выборки или данных.
Вопрос 6. Что значит «показатель оптимального контента»?
Ответ: Это композитный показатель, вычисляемый путем соотношения числа желательных и нежелательных сообщений. Нужно определить характеристики «идеального сообщения» о компании или бренде в соцмедиа (например, позитивный эмоциональный тон, наличие ссылки на сайт компании, прямая цитата представителя компании и т.д.). Затем нужно определить характеристики противоположной публикации, наиболее нежелательной. После этого каждый пост и комментарий с упоминанием компании оценивается в соответствии с установленными характеристиками по шкале от +1 до -1.
Вопрос 7. В чем особенность порядковых данных?
Ответ: Это данные, представляющие собой категории, отличающиеся друг от друга по названию и подлежащие ранжированию; взаимно исчерпывающие и взаимоисключающие, упорядоченные данные; категорийные данные (например, доход как категория: до 30 тыс., от 30 до 50 тыс. и т.п.)
Вопрос 8. Прогнозирование как вид исследования имеет свои особенности. Опишите их.
Ответ: Предметом такого исследования выступают перспективы развития явления. Прогнозирование не сводится к созданию определенной картины будущего, а предполагает учет вариантности развития явлений и оценку перспектив создания модели в соответствии с ожидаемым или желаемым.
Вопрос 9. Какие данные может включать в себя профиль пользователя?
Ответ: Может включать в себя как личные данные (биографические сведения, интересы, образование и т.д.), так и статистическую информацию (дата регистрации, число постов и комментариев и т.д.).
Вопрос 10. Как используется регрессия в PR-деятельности?
Ответ: Регрессия – это зависимость среднего значения одной величины от другой величины (парная регрессия) или от нескольких величин (множественная регрессия). Применяется как статистический метод предсказания PR-последствий на основе одной переменной PR-последствий (зависимой) и одного или нескольких прогностических параметров (независимых).
Вопрос 11. На основе каких показателей рассчитывается рейтинг лояльности журналистов?
Ответ: Рейтинг лояльности журналистов определенному бренду/компании учитывает сфокусированность на бренде, эмоциональный тон, жанр публикаций, спикерскую активность.
Вопрос 12. На основе каких показателей рассчитывается уровень лояльности СМИ?
Ответ: Рейтинг лояльности СМИ определенному бренду/компании учитывает количество и благоприятность высказываний о компании (бренде), а также уровень СМИ.
Вопрос 13. Что такое репрезентативность и какое она имеет значение для медиааналитики?
Ответ: Это степень соответствия количественных характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, характеристикам, свойственным всей генеральной совокупности.
Вопрос 14. Опишите, как понимаете, что такое репутационный драйвер.
Ответ: Это одно из ключевых направлений коммерческой или социальной деятельности компании. Репутационный драйвер определяет соответствующие тематические категории, позволяющие кластеризовать публикации и произвести оценку медиаактивности субъекта коммуникации по ключевым для него направлениям деятельности.
Вопрос 14. В чем суть метода семантического дифференциала?
Ответ: Это методика шкалирования, замеряющая отношение респондента при оценке объекта с использованием биполярных прилагательных или фраз, между которыми расположен нечётный диапазон интервалов. Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Вопрос 15. В чем суть ситуационного анализа?
Ответ: Это метод политического, экономического или коммуникативного анализа, базирующийся на системном подходе, позволяющем рассматривать сочетания условий и обстоятельств относительно завершенного процесса. Позволяет обоснованно определить пространственные, временные и информационные границы ситуации; выявить ключевых субъектов и охарактеризовать их с точки зрения их действий, ресурсов, типовых стратегий.
Вопрос 16. Что относится к СМИ?
Ответ: газеты, деловые и популярные журналы и другие печатные СМИ, а также радио, телевидение и интернет, пресс-релизы компаний, ленты новостных агентств, государственные информационные бюллетени, брошюры, веб-страницы и форумы.
Вопрос 17. В чем суть техники спонтанной известности? Составьте пример (1-2 вопроса).
Ответ: Опросная техника, фиксирующая уровень знания объекта среди целевой аудитории, при условии отсутствия подсказок, описаний и т.д.
Вопрос 18. Что значит среднее качество медиаполя и как рассчитывается?
Ответ: Это cреднее качество одной публикации по массиву. Может рассчитываться по отдельным инфоповодам, источникам, группам источников, видам, типам СМИ и т.д.
Вопрос 19. Что такое цель в контексте PR?
Ответ: Это PR-последствия, поддающиеся измерению; четкое и ясное утверждение о намерениях, которое соответствуют коммуникативной стратегии компании и у которого есть целевая аудитория и предполагаемый эффект (желаемый уровень изменений, а также определенные сроки, в которые эти изменения должны произойти). Существует в трех видах: информационная (познания), мотивационная (отношения/взгляды) и поведенческая (действия) цель.
Вопрос 20. Что такое «экспертная выборка»? На основе чего она формируется?
Ответ: тип детерменированной выборки, при которой отбор происходит на основании особых знаний, социального положения или черт характера испытуемых, а также других значимых для исследования факторов.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой.
Обучающиеся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков В.А. Реклама: разработка и технологии производства: Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Федотова, Л. Н.  Реклама: теория и практика: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489371
Л1.3 Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.4 Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью :: учебник для бакалавров Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/6FCD51FD-AEC4-442D-8049-8938B8168126.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венедиктова Т.Д. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для вузов: Высшее образование Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511855
Л2.2 Чумиков, А. Н. Связи с общественностью и медиакоммуникации : учебное пособие для вузов : Высшее образование Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 Курс "Медиапланирование в РиСО" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Самостоятельная работа. Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:
- учебных и учебно-методических пособий;
- тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;
- перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;
- информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др.
Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Зачет с оценкой. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.