МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и техника медиаисследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 16 16 30 30
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 66 66 64 64 130 130
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.социол.н, доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Методика и техника медиаисследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление студентам исчерпывающих знаний по основам теории и методологии проведения социологических и маркетинговых исследований и производства и на их основе новых знаний о рынках и субъектах рыночной деятельности; обучение студентов применению методов сбора вторичных и первичных данных, оформлению и обобщению собранных данных, их анализу и формулированию на этой основе новых знаний о складывающихся на рынках ситуациях; обучение студентов методам разработки и обоснования управленческих решений на основе результатов исследований и анализа ситуаций;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития
ОПК-2.2 Способен учитывать основные тенденции развития общественных и государственных институтов при создании текстов рекламы и связей с общественностью и/или коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание современных информационно-коммуникативных технологий, необходимых при планировании и организации исследований в рекламе и связях с общественностью; концептуальные основы организации исследовательской деятельности в области рекламы и связей с общественностью; сущность, специфику, основные направления социологических и маркетинговых исследований;
методологические и методические основы исследований в рекламе и связях с общественностью;
методы сбора и анализа эмпирических данных, формы их представления в отчетных документах;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять информационно-коммуникативные технологии, необходимые при организации и проведении исследований в рекламе и связях с общественностью;
организовывать эмпирические исследования в области рекламы и связей с общественностью; разрабатывать методологическую концепцию исследования и исследовательский инструментарий; использовать исследовательскую информацию для решения профессиональных задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения информационно-коммуникативных технологий и обеспечения информационной безопасности при планировании и организации исследований в рекламе и связях с общественностью;навыками организации исследований в рекламе и связях с общественностью, определения основных направлений исследований;
навыками разработки методологических и методических основ социологических исследований, направленных на получение необходимой информации для принятия решений;
навыками применения методов сбора и анализа эмпирических данных, способов представления результатов исследований в отчетных документах.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основы медиаисследований
1.1. Общая характеристика методики и техники медиаисследований. Лекции 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.2. Общая характеристика методики и техники медиаисследований. Практические 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.3. Общая характеристика методики и техники медиаисследований. Сам. работа 5 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.4. Структура процесса медиаисследований. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.5. Структура процесса медиаисследований. Практические 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.6. Структура процесса медиаисследований. Сам. работа 5 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.7. Специфика постановки проблемы в медиаисследованиях. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.8. Специфика постановки проблемы в медиаисследованиях. Практические 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.9. Специфика постановки проблемы медиаисследованиях. Сам. работа 5 30 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.10. Характеристика исследовательских проектов в сфере медиа. Лекции 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.11. Характеристика исследовательских проектов в сфере медиа. Практические 5 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
1.12. Характеристика исследовательских проектов в сфере медиа. Сам. работа 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Общая характеристика методов сбора и анализа данных
2.1. Качественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Лекции 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.2. Качественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Практические 5 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.3. Качественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Сам. работа 5 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.4. Количественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Лекции 6 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.5. Количественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Практические 6 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.6. Количественные методы сбора данных в медиаисследованиях. Сам. работа 6 30 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.7. Формирование выборки в медиаисследованиях. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.8. Формирование выборки в медиаисследованиях. Практические 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.9. Формирование выборки в медиаисследованиях. Сам. работа 6 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.10. Анализ данных в медиаисследованиях. Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.11. Анализ данных в медиаисследованиях. Практические 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
2.12. Анализ данных в медиаисследованиях. Сам. работа 6 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Исследовательские отчеты
3.1. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.2. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Практические 6 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.3. Основные требования к составлению исследовательских отчетов Сам. работа 6 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.4. Прикладные вопросы медиаисследований Лекции 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.5. Прикладные вопросы медиаисследований Практические 6 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.6. Прикладные вопросы медиаисследований Сам. работа 6 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в он-лайн курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11322

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Что является целью медиаисследования?
а. Создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений
б. Совершенствовать общее представление о медиа, как явлении и процессе
в. Получить информацию о конкурентах
Ответ: а
Вопрос 2. Объективность как принцип исследования – это:
а. учет возможных погрешностей при измерении того или иного явления
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: а
Вопрос 3. Данные исследований компании Mediascop – это
а. результаты синдикативных исследований
б. первичная информации
в. заказное корпоративное исследование
Ответ: а
Вопрос 4. Вид исследования, в котором изучаются медиапредпочтения аудитории – это:
а. дискриптивное
б. каузальное
Ответ: а
Вопрос 5. Принцип достоверность при проведении исследования – это:
а. соизмеримость полученных результатов с затратами на проведение исследования
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: б
Вопрос 6. Выберите более емкое понятие:
а. исследование аудитории
б. исследование телесмотрения
в. медиаисследования
Ответ: в.
Вопрос 7. Взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый программным обеспечением, с помощью которого компания собирает и интерпретирует информацию для принятия управленческих решений:
а. система собственных маркетинговых исследований
б. Маркетинговая база данных
в. Маркетинговая информационная система
Ответ: в.
Вопрос 8. Существует ли единый типовой образец МИС?
а. да
б. нет
Ответ: б
Вопрос 9. Что относится к вторичной информации?
а. результаты исследований, опубликованные в открытых источниках
б. план медиаисследования
в. инструментарий медиаисследования
Ответ: а
Вопрос 10. Что относится к качественным методам исследования?
а. составление рейтингов СМИ
б. фокус-группа
в. опрос
Ответ: б.
Вопрос 11. Ключевая характеристика дескриптивного исследования:
а. проверка причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
б. описание тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации
в. Использование только вторичной маркетинговой информации
Ответ: б
Вопрос 12. Гипотеза исследования – это:
а. определение действий по смягчению проявления проблем
б. вероятностное суждение о возможных путях решения поставленных проблем
в. аналитическое обоснование выявленных проблем
Ответ: б
Вопрос 13. В чем цель каузального исследования?
а. в сборе предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблемы
б. в поиске первичной информации
в. обосновании гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей
Ответ: в
Вопрос 14. Источники внешней вторичной информации:
а. данные АВС-анализа, SWOT – анализа, информация сети торговых корреспондентов
б. официальные отчеты фирм, специальные издания, Интернет, данные государственной статистики
в. информация компании: отчеты, результаты исследований
Ответ: б
Вопрос 15. В чем отличие первичной информации от вторичной?
а. собрана ранее, для других целей
б. служит для проверки причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
в. собрана впервые – для конкретного исследования
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА (20)
Вопрос 1. Какую роль играют медиаисследования в компании?
Ответ: Медиаисследования позволяют сформировать портрет целевой аудитории, помогают выстраивать эффективное медиапланирование, обеспечивают руководство компании своевременной и достоверной информацией при принятии управленических решений.
Вопрос 2. Составьте определение медиаисследований.
Ответ: Медиаисследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространения и использование информации для повышения эффективности идентификации возможностей компании и решения существующих проблем.
Вопрос 3. Опишите основные этапы медиаисследования.
Ответ: Определение проблемы исследования, разработка подхода к решению проблемы, формулировка плана исследования, проведение полевых работ, подготовка и анализ данных, составление отчета.
Вопрос 4. Дайте характеристику исследованию, направленному на определение проблемы.
Ответ: Это исследование, которое предпринимается, что бы помочь идентифицировать неочевидные проблемы, либо существующие, либо такие, которые могут возникнуть в будущем.
Вопрос 5. Приведите примеры медиаисследований, направленных на решение проблемы.
Ответ: Исследования по сегментации аудитории, исследование медиапродукта, исследование каналов продвижения медиапродукта.
Вопрос 6. Приведите пример медиаисследований, направленных на определение проблемы.
Ответ: исследование потенциала медиарынка, исследование доли аудитории, исследование медиапредпочтений аудитории.
Вопрос 7. Дайте определение системе поддержки принятия решений.
Ответ: Это информационная система, которая позволяет ЛПР взаимодействовать непосредственно с базами данных и моделями анализа. Компоненты системы включают аппаратное обеспечение и коммуникационную сеть, базу ПО.
Вопрос 8. Перечислите преимущества СППР перед маркетинговой информационной системой.
Ответ: помогает при решении неструктурированных проблем, ипользует математические и статистические модели, имеет дружественный интерфейс, гибкие настройки.
Вопрос 9. Дайте определение внешним субъектам исследовании и приведите пример.
Ответ: Это независимые компании, самостоятельно проводящие медиаисследования и привлекаемые для их проведение. Например, НАФИ, Mediascop.
Вопрос 10. Перечислите этапы плана исследования.
Ответ: Анализ вторичной информации, качественные исследования, сбор количественных данных, измерение и шкалирование, разработка инструментария, определение размера выборки, план анализа данных.
Вопрос 11. Перечислите возможные элементы исследовательского отчета.
Ответ: В отчете должны быть письменно изложены результаты и инетрпретация данных, полученных в ходе исследования. Так же по запросу предоставляется отчет о ходе исследования и вся собранная для анализа информация.
Вопрос 12. Что значит «медиаметрия четерех экранов»?
Ответ: Это синхронное отслеживание телесмотрения на мобильных экранах, экранах ПК и ТВ.
Вопрос 13. Перечислите элементы системы показателей медиаизмерений телевизионной аудитории.
Ответ: рейтинг, накопленный рейтинг, средний рейтинг, доля аудитории, среднесуточная доля телеканала, охват, объем телесмотрения.
Вопрос 14. Опишите автоматизированный способ медиаизмерения телесмотрения.
Ответ: Это пиплметрия. Электронный регистратор (пиплметр) подключается к каждому телевизору в домохозяйстве, члены которого стали респондентами в исследовании. Регистратор записывает все переключения по каналам каждого из членов домохозяйства старше 4-х лет.
Вопрос 15. В чем главная особенность телевизионных измерений?
Ответ: Главная особенность состоит в том, что отобранные респонденты опрашиваются постоянно в течение длительного периода времени, это так называемые панельные исследования. Телевизионная панель представляет собой модель реального населения на анализируемой территории.
Вопрос 16. Какие факторы влияют на объемы медиаизмерений?
Ответ: В первую очередь – объем рекламного рынка. Медиаизмерения - это валюта продажа рекламы и рекламодатели заинтересованы в проведении подобных исследований. Второй фактор – развитие медиаинфраструктры региона, проникновение интернета. Третий фактор – стандарты медиаизмерений.
Вопрос 17. Опишите автоматизированные методы медианализа наружной рекламы.
Ответ: Медиаизмерения наружной рекламы основываются на данных мобильных операторов. Это базы данных мониторинга наружной рекламы (ODASTAT) и рейтинги (ODAPLAN).
Вопрос 18.Что такое технология Mobile People Meter?
Ответ: Это ПО, устанавливаемое на смартфоны респондентов, которое в фоновом режиме регистрирует акустические данные. То есть записывает окружение респондента, сравнивает с эталонным и описывает телесмотрение. Технология позволяет учитывать дополнительные параметры респондентов: род занятий, семейное положение, доход.
Вопрос 19. Какие вы знаете компании, продающие результаты исследований?
Ответ: Медиаскоп, РБК, ВЦИОМ.
Вопрос 20. На что направлены качественные исследования медиа?
Ответ: На изучение эффекта воздействия СМК, общественное мнение, анализ содержания контента, тестирование рекламных сообщений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий; "хорошо"-верно выполнено 70-84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практическо-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопросы к зачету с оценкой:
1. Научные исследования как форма научного познания.
2. Соотношение понятий «методология», «методика», «техника» и «процедуры».
3. Понятие, сущность и специфика медиаисследований.
4. Медиакоммуникация как объект исследований.
5. Медиапродукт как объект исследований.
6. Медиапотребление как объект исследований.
7. Конкурентная среда медиарынка как объект исследований в рекламе и связях с общественностью.
8. Роль медиаисследований в медиаменеджменте.
9. Методология качественного исследования аудитории.
10. Система показателей медиаизмерений (на примере любого носителя).
11. Задачи в медиаисследовании: понятие, особенности постановки.
12. Концептуальные основы разработки программы исследования.
13. Особенности постановки проблемы исследования.
14. Исследовательские гипотезы: понятие, виды, особенности постановки.
15. Основные этапы исследования и их характеристика.
16. Источники социологических и маркетинговых проблем: основные виды и характеристика.
17. План-разведка ( формулятивный план): понятие, сущность.
18. Описательный (дескриптивный) план: понятие, сущность.
19. Аналитическо-экспериментальный план: понятие, сущность.
20. План повторно-сравнительного исследования: понятие, сущность.
21. Программа исследования: основные требования к разработке.
22. Специфика организационных планов в медиаисследованиях.
23. Качественные методы сбора информации: сущность, специфика, достоинства и недостатки.
24. Фокус-групповое интервью: понятие, сущность, процедура, инструментарий.
25. Глубинное интервью: понятие, сущность, процедура, инструментарий.
26. Метод «анализ протоколов»: понятие, сущность, процедура, инструментарий.
27. Проекционные методы: понятие, сущность, виды.
28. Сущность и специфика количественных методов исследования.
29. Прямое наблюдение: понятие, виды. Технология разработки инструментария.
30. Документальные источники. Классификация документальных источников. Приемы качественно-количественного анализа документов.
31. Анкетный опрос: сущность, виды. Виды вопросов. Основные принципы и требования к конструированию анкеты.
32. Интервью: сущность, виды, процедура. Требования к разработке бланков интервью.
33. Почтовый опрос: понятие, особенности проведения.
34. Экспертный опрос: понятие, требования к выбору экспертов. Особенности разработки инструментария экспертного опроса.
35. Панельный метод: понятие, характеристика, особенности применения.
36. Выборочная совокупность: понятие, виды.
37. Характеристика вероятностных (случайных) методов отбора. Расчет объема случайной выборки.
38. Невероятностные (неслучайные) методы отбора: понятие, сущность. Расчет объема неслучайной выборки.
39. Характеристика предварительных этапов анализа данных.
40. Характеристика количественных методов анализа данных (метод статистических группировок, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ).
41. Особенности анализа качественных данных.
42. Исследовательские отчеты: основные разделы, критерии качества подготовки.




ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. На основе отчета о маркетинговом исследовании, обозначьте цель, задачи ,предмет и объект исследования.
2. На основе отчета о маркетинговом исследовании, обозначьте управленческую проблему и проблему исследования.
3. Подберите источники вторичной информации для исследования по медипредпочтениям аудитории женщины и женщины 45+.
4. Подберите и аргументируйте выбор методов для изучения аудитории футбольных болельщиков: особенности смотрения, состав аудитории.
5. Составьте примерную анкету для опроса аудитории подкастов.
6. Управленческая проблема сформулирована так: нужно выяснить в каких изменениях нуждается сайт журнала АБВ, что бы сделать его более привлекательным. Сформулируйте исследовательскую проблему, опишите и аргументируйте возможные методы исследования.
7. Подготовьте список вопросов к ЛПР на стадии обсуждения проблемы исследования. Управленческая проблема: как замотивировать пользователей оставлять UGS.
8. Для важнейших терминов выберите правильное определение из приведенных в пункте Б:
а) данные наблюдения;
б) бенчмаркинг;
в) первичные данные;
г) маркетинговые исследования;
д) вторичные данные;
е) панель;
ж) данные анкетирования;
и) данные;
к) маркетинговая информационная система;
л) полевой эксперимент.

Б. Определения:
1. Метод анализа превосходства и оценки конкурентных пре-
имуществ партнеров и конкурентов в целях изучения и использова-
ния лучшего.
2. Часто повторяющиеся опросы.
3. Результат сбора данных с помощью почтовых, телефонных
и личных опросов.
4. Постоянно действующая система взаимосвязи людей, обо-
рудования и методических приемов, предназначенных для сбора,
анализа, оценки и распространения точной информации.
5. Новые факты и цифры, собираемые впервые для разрабаты-
ваемого проекта.
6. Процесс выявления маркетинговых проблем, систематиче-
ского сбора и анализа информации с целью разработки рекоменда-
ций по совершенствованию маркетинговой деятельности компании.
7. Исследование, проводимое в реальных (естественных)
условиях.
8. Комплекс данных, собираемых с помощью механических
устройств или лично и показывающих характер поведения людей.
9. Факты и цифры, которые уже зарегистрированы.
10. Факты и цифры, важные для проблемы и полученные из
первичных и вторичных источников.

9. Приведите несколько основных вторичных источников ин-
формации в следующих ситуациях:
а) начальник отдела маркетинга пивзавода «Очаков» должен
подготовить подробный доклад по своей отрасли и о тенденциях
развития рынка;
б) Г. Артемов слышал, что в меховом бизнесе существует вы-
сокая норма прибыли. Меховая индустрия его всегда интересовала,
и он решил собрать информацию, чтобы проверить свои предполо-
жения.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Карасев Маркетинговые исследования : учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие Форум : ИНФРА-М, 2020 URL: https://znanium.com/catalog/product/1068857
Л1.4 Карасев А.П. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Гильдии маркетологов www.marketologi.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК marketing.rbc.ru
Э4 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
Э5 Курс в Moodle "Методика и техника исследований в рекламе и связях с общественностью" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет/зачет с оценкой. Подготовка к аттестации ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.